На судоремонтном заводе "Красная Кузница" в Архангельске в завершающей стадии находится строительство "Онеги" и "Сольвычегодска" – первых пассажирских судов с ледовым усилением, которые впервые за последние тридцать лет будут построены на верфях региона. Сдача этих двух судов запланирована к середине 2025 года, а к концу года будут сданы еще два пассажирских судна – "Кенозерье" и "Каргополь".
Все суда будут обслуживать водные межмуниципальные маршруты. "Онега" пассажировместимостью 65 мест будет осуществлять навигацию в одноименном городе Поморья. "Сольвычегодск", "Кенозерье" и "Каргополь" будут работать на водных маршрутах в Архангельске – каждое из этих судов рассчитано на 100 человек, сообщает пресс-служба губернатора и правительства Архангельской области.
"У нас примерно с 50-х годов прошлого века гражданские суда практически в стране не строились. В свое время мы подумали, что надо обеспечить нашу региональную транспортную службу судами усиленного ледового класса, и заказали проект таких судов. Когда он был готов, думали, где разместить заказ. Ездили к нашим коллегам в Татарстан, смотрели их возможности, но потом, прикинув, подумали – зачем кому-то отдавать заказ, когда у нас есть свои мощности. Нас поддержал вице-премьер правительства РФ Денис Валентинович Мантуров, мы получили льготный лизинг и отдали этот заказ на "Красную Кузницу", – рассказал губернатор Архангельской области Александр Цыбульский.
По его словам, строительство судов началось с задержкой почти в год, поскольку, как и большинство гражданских судов, они были спроектированы с большим количеством иностранных комплектующих, которые оказались недоступными в связи с введением западных санкций.
"Пришлось потратить почти 8 месяцев на перепроектирование. Сегодня это, пусть не на все 100%, но точно в большинстве своем импортозамещенное судно с российскими комплектующими. И для нас это очень серьезное наращивание компетенций. Суда́, которые мы в июле спустили на воду, действительно получились очень удачные. Проведем ходовые испытания, посмотрим с точки зрения экономики, и я считаю, что этот проект может тиражироваться", – добавил губернатор.
Суда, которые строят в Архангельске на заводе "Красная Кузница", соответствуют всем требованиям безопасности, спроектированы с учетом климатических особенностей региона. Они полностью адаптированы к условиям ледохода и ледостава, благодаря чему навигация будет длиться дольше, что, в свою очередь, положительно повлияет на качество жизни людей, проживающих прежде всего на островных территориях.
"У нас есть две проблемы: одна – это большое количество островных территорий, на которых проживает много людей, а вторая – это то, что достаточно продолжительное время они остаются отрезанными от Большой земли. Это и социальная проблема, и экономическая. Со строительством этих четырех судов проблемы решатся, поскольку они могут ходить по начальному льду до момента, пока встанут ледовые переправы, и комфортно доставлять людей", – подчеркнул Александр Цыбульский.
В июле 2024 года судоремонтный завод "Красная Кузница" - архангельский филиал Центра судоремонта ОСК "Звёздочка" спустил на воду первые пассажирские суда с ледовым усилением проекта РЕГК.126 "Онега" и "Сольвычегодск". Контракты на строительство четырех судов серии заключены 30 декабря 2021 года, средства выделяются в рамках госпрограммы "Развитие транспортной системы", а финансирование осуществляется в рамках программы лизинга морских и речных гражданских судов АО "ОСК" при непосредственном участии Минпромторга России. Проект судна разработан Северным филиалом ФАУ "Российский Речной Регистр".