На ледоколе и одновременно музее со знаменитым именем «Красин» состоялась встреча представителей судостроительных заводов и конструкторского бюро, занимающихся развитием производственной системы.
Ледокол "Красин" / Фото: Корабел.ру |
Встреча получилась теплой и содержательной. На повестке дня – неформальное общение, ведь где, как ни в нем, обсудить самые волнующие моменты, поделиться опытом, рассказать об успехах и устремлениях.
О чем удалось поговорить?
Когда речь заходит о производственной системе, первая реакция многих – скепсис. Ничего не поделаешь, и, как нам рассказал директор департамента развития производственной системы АО "ОСК" Владимир Катышев, процесс внедрения новшеств – работа в долгую. Так, первыми тремя предприятиями, на которых обкатывалась система, стали Средне-Невский судостроительный завод, Пролетарский завод и ЦМКБ "Алмаз". Компании были выбраны неслучайно, ведь они отлично сочетались в общем деле – строительстве судов. Успеха в виде ускорения производства тральщиков на СНСЗ достигнуть удалось, хотя и есть еще куда расти: задача – выйти на строительство тральщика в год.
Информационная справка (взята с сайта srznerpa.ru)
Производственная система ОСК – это система управления операционной эффективностью корпорации, ориентированная на максимизацию ценности для потребителя путём непрерывного совершенствования бизнес-процессов и устранения потерь на всех этапах жизненного цикла продукции.
В производственной системе завода применяются как инструменты бережливого производства, которые прекрасно подходят для оптимизации производственных и офисных процессов предприятия и устранения потерь ресурсов, так и прогрессивные методики отечественных и зарубежных компаний, позволяющие реализовать стратегические возможности по обеспечению конкурентоспособности.
"Несогласие с внедрением производственной системы – хороший показатель. Значит на заводе болеют за свое дело, стремятся строить лучше, и, если такому человеку показать, как можно оптимизировать производство, он согласится, куда хуже – безразличие", – делится впечатлениями один из участников встречи.
Фото: Корабел.ру |
Второе – программа рассчитана на всю корпорацию, и это отлично. Департамент по развитию производственной системы не просто помогает налаживать и ускорять строительство судов, а развивает компетенции на местах, готовит внутренних тренеров. Соответственно, все приглашенные на встречу представители компаний – зона роста предприятий. Главное тут, как сказал Владимир Катышев, – изменение типа мышления. И хотя невольно вспоминаются слова ректора Корабелки по поводу того, что обучать русского человека правильно раскладывать инструменты – дело гиблое, так как он не станет этим заниматься ради экономии в несколько минут; практика порой говорит обратное.
Директор департамента развития производственной системы АО "ОСК" Владимир Катышев Фото: Корабел.ру |
Отличный пример – "Красное Сормово", где уже сегодня могут делать до 12 сухогрузов в год. А некогда, рассказывает Владимир Катышев, Александр Цепилов, бывший главным инженером на заводе говорил ему, что невозможно на этом предприятии строить более 7 сухогрузов RSD 59 в год.
Третье – быстрого результата ждать не стоит.
Директор департамента развития производственной системы АО "ОСК" Владимир Катышев / Фото: Корабел.ру |
"Чтобы охватить весь завод, в зависимости от его масштабности и серийности заказов, нужно от трех до пяти лет", – Владимир Катышев.Серьезный плюс внедрения производственной системы ещё и в том, что для этого требуются минимальные инвестиции. Скорее даже наоборот, ускорение производства повышает оплату труда (если речь идет о сдельной оплате). При этом, конечно, внедрение производственной системы не спасет недозагруженный завод, который еле-еле сводит концы с концами. Однако, оказывается более чем эффективной, когда речь идет о работе над разноплановыми заказами, и предприятию приходится осваивать выпуск непривычного для них продукта. Например, как на Северной верфи, которая сейчас строит траулеры-процессоры.
Отвественные за внедрение производственной системы / Фото: Корабел.ру |
Пятое – как говорится, все новое – хорошо забытое старое. И тут мы обязаны вспомнить, что в СССР существовала научная организация труда. Именно ее и реанимирует департамент развития производственной системы, несмотря на то, что система претерпела некоторые изменения с годами. Интересный факт – японцы честно признаются, что технологии, используемые ими, есть ничто иное, как доработанная научная организация труда, подсмотренная в СССР.
Шестое – прежде, чем говорить, что производственная система неэффективна, нужно проверить, как ею пользуются. Отличный пример с "Красного Сормово" – использование роботизированной сварки. Понадобилось немало времени, чтобы использование современнейшей системы начало реально приносить эффект. А поначалу, со слов Владимира Катышева, сварка при помощи роботов оказалась даже менее производительной (потери во времени по сравнению с ручным трудом составляли около 30%). Как только разобрались с технологией использования роботов – сразу все пошло, как надо.
Отвественные за внедрение производственной системы / Фото: Корабел.ру |
Завершим наш краткий экскурс в производственную систему на том, что главная задача ее – растить профессиональные кадры. Внедрение производственной системы и профессиональный рост отлично сочетаются. Отдельное спасибо тут нужно сказать Балтийскому заводу, который предоставляет свое предприятие, как площадку для обучения.
Кстати, в эту пятницу наши приглашенные производственники будут защищать свои предложения по оптимизации производства на Балтийском заводе непосредственно перед генеральным директором. О результатах расскажем из первых уст.
Вид на Санкт-Петербург с ледокола "Красин"/ Фото: Корабел.ру |