Громом стал возможный отказ от исторического принципа распределения квот на вылов в части добычи крабов. Это означает возвращение аукционов, передел рынка, сужение горизонта планирования для рыбаков. Отрасль заволновалась, как растревоженный улей, крабовая тема уже месяц не сходит с повестки дня промысловых компаний.
Еще ничего не решено, пока только обсуждаются слухи, но уже появились и первые реальные негативные последствия – планы по заказу новых судов замораживаются, механизм инвестиционных квот находится под угрозой. "Архангельский траловый флот" уже объявил, что строительство краболовов по уже заключенному контракту в таких условиях придется приостановить.
В декабре представители рыбодобывающей и судостроительной отрасли провели совместную пресс-конференцию на которой поделились с общественностью своими опасениями. Участие в беседе приняли президент Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров Герман Зверев, капитан промысла, заместитель директора "Архангельского тралового флота" Николай Назаренко, председатель Росрыбпрофсоюза Владимир Круглов, заместитель генерального директора Выборгского судостроительного завода Андрей Попов, президент "Ассоциации добытчиков краба" Александр Дупляков.
Предлагаем читателям познакомиться с содержанием этой пресс-конференции (опущены фрагменты, не касающиеся проблемы).
Герман Зверев, президент Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров:
– Мы, представители рыбопромышленной отрасли, судостроительной отрасли, обеспокоены некоторыми происходящими событиями, потому что видим в этих событиях признаки надвигающегося экономического цунами.
2018 год – это рубежный для рыбодобывающей промышленности год. 31 декабря 2018 года завершается срок действия договоров о закреплении квот на добычу водных биологических ресурсов. Летом прошлого года был принят федеральный закон, который предусматривает перезаключение этих договоров, срок действия которых завершается в следующем году.
Вообще перезаключение договора на право пользования природным ресурсом – это обычная практика в сфере добычи и использования различных природных ресурсов. Как правило, после проведения изначального аукциона либо инвестиционного конкурса лицензия, срок действия которой истекает, перезаключается, переоформляется на следующий период. Так, несколько месяцев назад была продлена лицензия на добычу полезных ископаемых в Ханты-Мансийском автономном округе для компании "Сургутнефтегаз". Продлена лицензия на сто лет, хотя конкурс прошел 15 лет назад. Не так давно продлены лицензии компании "Роснефть" на Хасырейское месторождение до 2103, на Черпаюрское месторождение до 2082 года. Поэтому практика перезаключения действующих договоров – это нормальная и естественная юридическая процедура, существующая во всех отраслях, связанных с добычей природных ископаемых и с добычей природных ресурсов.
В рыбной отрасли изначальные аукционы состоялись 15 лет назад, массовые, сплошные, как коллективизация. Затем проходили точечные аукционы. И в целом на этих аукционах рыбопромышленные предприятия заплатили свыше 2,5 млрд долларов за право добычи водных биологических ресурсов.
Федеральный закон, который в прошлом году был принят и подписан президентом, предусматривает не просто перезаключение этих договоров, срок действия которых истекает 31 декабря следующего года. Он предусматривает инвестиционные обязательства, встроенные в эти договоры. И закон уже начал работать. Здесь наши коллеги из судостроительной отрасли, я думаю, более подробно расскажут о том, какой инвестиционный эффект они видят от принятия этого закона.
И мы сейчас видим сигналы, которые свидетельствуют о возможном пересмотре этого закона, возможном пересмотре базового принципа этого закона. Естественно, мы считаем, без всякого преувеличения, это экономическое цунами просто сметет все те инвестиционные проекты, которые уже существуют. Такой точки зрения придерживаются не только рыбопромышленные предприятия, но и наши коллеги-смежники. Такой точки зрения придерживаются представители некоторых крупнейших российских банков, которые кредитуют рыбопромышленные предприятия.
Поэтому мы бы хотели обсудить этот вопрос и другие очень важные вопросы на общероссийском съезде работников рыбохозяйственного комплекса. Наша Всероссийская ассоциация и Российский профсоюз работников рыбного хозяйства в соответствии с решениями третьего, предыдущего, съезда выступили с инициативой о том, чтобы провести такое большое отраслевое всероссийское мероприятие. Сейчас это обсуждается в регионах.
Хочу вам сказать, что Ассоциация рыбаков Приморского края провела свое собрание и поддержала эту инициативу. В ближайшее время мы с Росрыболовством обсудим организационные вопросы, связанные с проведением съезда. И мы готовы на этой площадке обсудить острые вопросы, включая вопрос возможного изъятия одного из видов водных биологических ресурсов и возможной ревизии базового принципа рыболовного законодательства.
Александр Дупляков, президент "Ассоциации добытчиков краба":
– Хотелось бы обратить внимание на то, что в России нет рыболовных компаний, которые сосредоточены на одном ресурсе, моноресурсных компаний. Обычно у компаний есть и рыбные объекты, и крабовые объекты. И вся их финансово-экономическая деятельность строится на комплексной основе. И изъятие одного сегмента из этого общего котла квот приведет к пагубным последствиям для каждой отдельной компании и отрасли в целом.
Почему крабы – я могу только догадываться. Потому что есть соответствующее письмо с инициативой, но в этом письме нет лица, нет инициатора, оно безликое. И возникают сомнения в государственности этого письма, направленности на решение государственных задач, проблем. Тем более, что приводятся доводы сомнительные, с ними можно не согласиться, причем со всеми. Поэтому есть опасения, что, используя административный ресурс, некие силы пытаются переделить отрасль.
Может ли это распространиться на другие ресурсы? Безусловно, потому что, если будут внесены изменения в закон о рыболовстве, там не будет написано, что это касается крабов или отдельных видов крабов. Это будет общая формулировка, отсылочная. И решение по объектам, будет приниматься либо правительством, либо федеральным органом исполнительной власти. Соответственно, уже чиновник будет решать, какой ресурс включать, какой не включать. И это главный риск, потому что аппетит приходит во время еды. Сейчас крабы, потом лососи, потом другие ценные объекты, их достаточно. Да, крабовый бизнес маржинален, но есть и другие объекты высокомаржинальные, поэтому это огромный риск для всей отрасли.
Андрей Попов, заместитель генерального директора Выборгского судостроительного завода:
– Несколько слов хотелось бы сказать о том механизме, который был введен в этом году, о механизме инвестиционных квот. Это реально заработавший механизм. В подтверждение этому можно привести конкретные цифры. Уже более сорока судов заказано сегодня на российских верфях. На сегодня в сегменте гражданского судостроения это значительная часть портфеля заказов судостроителей. В том числе, естественно, речь идет и о судах для крабового промысла.
Если говорить об инвестициях в судостроение, об инвестициях компаний, которые заказывают новые суда, разумеется, это долгосрочные инвестиции, которые требуют детального просчета по окупаемости. И это инвестиции, которые требуют понятных правил игры. Разумеется, мы согласны с тем, что любое нововведение сегодня, любое изменение действующего законодательства вносит очень большой фактор неопределенности для компаний, которые собираются входить с новыми инвестициями в заказ новых судов. Поэтому, с нашей точки зрения, это большой фактор риска. Причем не только в сегменте судов для добычи краба.
Как уже было сказано, компании, которые инвестируют в судостроение, это не монокомпании, это компании, занимающиеся выловом различных биоресурсов. И сегодня мы уже имеем подтверждение того, что ряд новых контрактов, которые были фактически уже на выходе и по другим видам промысла, поставлены на паузу до разрешения этой ситуации. Поэтому, разумеется здесь нужна определенность для компаний, уверенность, что инвестиции, которые пойдут в новые суда, окупятся, суда будут работать и механизм, по которому сегодня все это происходит, будет действовать и дальше.
Герман Зверев:
– Конечно, это очень серьезно, потому что сейчас рыбопромышленные компании сделали заказы на строительство судов. Предварительные заказы уже сейчас оцениваются примерно в 50 млрд рублей. Так, на секунду, только НДС по ним составляет 7,5 млрд рублей, которого может не быть, если заказы не будут сделаны. Это рабочие места на предприятиях. Поэтому вопрос очень резонансный.
Если говорить о позиции отрасли, я рассказал вам, что Приморье отреагировало. Это регион, где находятся предприятия, добывающие примерно 600 тысяч тонн водных биологических ресурсов. Ассоциация объединяет представителей компаний, которые добывают все виды ВБР – водных биологических ресурсов. Мы знаем о том, что серьезно обеспокоены руководители многих регионов. Особенно те, на территории которых находятся рыбопромышленные предприятия, либо те, на территории которых находятся судостроительные предприятия.
Мы так посчитали, по нашим оценкам, в случае введения этой меры, слома базовых принципов мы столкнемся с девятью дефолтами. Девять рыбопромышленных предприятий вынуждены будут объявить дефолт перед несколькими крупными российскими банками, поскольку они не смогут в установленный срок выполнить обязательства по кредиторской задолженности, которая у них имеется. Сейчас кредиторская задолженность в отрасли – порядка 70 млрд рублей.
Это отказ от нескольких крупных инвестиционных проектов на Дальнем Востоке. Это отказ от ведения дальнейшего строительства тех рыбопромысловых судов, которые уже начаты. Три недели назад был спущен на воду корабль "Ленинец" в Калининграде. Два корабля – "Ударник" и "Командор" – сейчас находятся в доках, их строят. Но собственник, предприятие, которое ведет строительство этих кораблей, за счет выручки, получаемой от добычи краба, при выборе, что делать – строить корабли или участвовать в аукционах, конечно, не сможет найти деньги и на то, и на другое. Как говорится, Боливару двоих не вынести.
Серьезные проблемы могут возникнуть у рыбокомбината "Островной" – это тот самый рыбокомбинат на Шикотане, который с прошлого года начал восстанавливаться и возрождаться.
Поэтому позиция отрасли сейчас достаточно ясная. Конечно, для того чтобы она была формализована, вычеканена в документ, необходимо такое мероприятие, как съезд. Но сейчас, в разговорах, в общении, в решениях региональных ассоциаций эта позиция уже сформулирована. Я, как представитель Всероссийской ассоциации, излагаю не свою личную точку зрения, а позицию отраслевую.
Николай Назаренко, заместитель директора "Архангельского тралового флота":
– Уважаемые коллеги, я прибыл сюда с Северного бассейна выразить точку зрения части рыбодобывающего комплекса нашей страны, а именно плавсостава – тех, чьими руками непосредственно происходит добыча этих водных биологических ресурсов и на чьем труде основано благополучие всей отрасли. Так вот, в последнее время наметилась, и об этом уже Герман Станиславович сказал, такая благоприятная линейка увеличения работы нашей отрасли в плане добычи. Естественно, финансовые результаты также росли.
Обеспокоенность нашего морского сообщества состоит в том, что буквально в последнее время все получили информацию, которая вызывает тревогу у моряков. И я хотел начать свое выступление с того, чтобы обозначить это как шторм. Но скорее всего, это действительно будет цунами. И эффекта домино, когда упадет одна фигура, а за ней последуют остальные, допускать нельзя.
Поэтому моряки просят и настаивают на том, чтобы их мнение было услышано и на предстоящем съезде также было учтено. Мы, работая в море, поверили государству, президенту, который в течение последних Госсоветах именно эту линию обозначал и проводил ее. Мы ее придерживались.
Не далее, как в 2015 году, в октябре было принято решение об инвестквотах. Наша компания отреагировала сразу: мы заключили в марте 2016 года рамочный договор с Выборгским судостроительным заводом и тесно работаем в течение двух лет с Андреем Леонидовичем Поповым, его коллегами как с надежными партнерами. В ноябре 2016 года были заключены четыре судостроительных контракта на постройку больших морозильных траулеров, два из которых и находятся сейчас в эллингах. Корпус головного судна на четверть уже построен. 30 мая текущего года был заключен контракт на строительство шести краболовных судов, который, естественно, в этих условиях заморожен. И мы обеспокоены, как обернется дело с уже строящимися судами, потому что обеспечение финансирования этих судов зиждилось как раз на крабовых квотах.
Поэтому наше мнение, обращенное к общественности, должно быть услышано. Мы надеемся, что здравый смысл преобладает, что решения, которые будут приняты руководством и отрасли, и, в дальнейшем, страны, будут все-таки последовательными.
Герман Зверев:
– Рыбная отрасль – это единый экономический механизм. Предложение, которое сейчас вброшено и обсуждается, это предложение о том, как ампутировать ногу у рыбной отрасли. Как вы сами понимаете, компромисс в по поводу того отрежут у вас ногу или сохранят, невозможен. Естественно, мы настаиваем на том, что предлагаемая схема – это способ ампутации значительной части предприятий, которые обеспечивают вылов значительной части водных биологических ресурсов. И говорить о компромиссе в ситуации, когда, еще раз повторяю, отрубают кусок отрасли, мы не будем.
Александр Дупляков:
– В крабовом сегменте (это либо отдельные компании, которых немного, либо входящие в группу компаний) только плавсостава на Дальнем Востоке минимум 3 тысячи человек. И если инициатива будет принята, то, начиная с 2018 года, эти люди будут поставлены перед фактом своего увольнения в 2019 году. Потому что не все компании смогут выйти на аукцион, не все компании смогут найти деньги и участвовать в этом аукционе. И даже если будут участвовать, не смогут купить эти квоты. Соответственно люди потеряют работу. Можно говорить о том, что те, кто купят, возьмут из на работу, но когда и как это произойдет, непонятно. И произойдет ли, неизвестно.
Герман Зверев:
– Если говорить об инвестиционных проектах по строительству рыбопромысловых судов и по строительству береговых предприятий, их уже сейчас как минимум 28. Это проекты и на Северном бассейне, и на Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне. Это проекты, которые не только связаны с рыбной отраслью.
Вот, например, на юге Приморского края, в Хасанском районе Ленинградское судостроительное предприятие "Пелла" планирует построить компактную судостроительную верфь для строительства судов, ориентированных на промысел краба. В этот проект, который был подписан официально на Восточном экономическом форуме несколько месяцев назад, уже вошли в качестве участников несколько крупных строительных компаний из Республики Корея. Строительство этой верфи рядом с поселком Зарубино дает очень хороший импульс развития и Хасанскому району, и Приморскому краю.
Пример, связанный с Хабаровском, – Хабаровский судоремонтный завод. Предприятие достаточно долгое время находилось в депрессивном финансовом состоянии. Несколько краболовных компаний, подписали предварительные соглашения о размещении на Хабаровском судостроительном заводе краболовных судов. Не будет этих краболовных судов – не будет работы у этого предприятия.
Петропавловск-Камчатский, "Колхоз имени Ленина": одно судно спустили на воду, два судна стоят, строятся в доках в Калининграде. Председатель колхоза на заседании общественного совета при Росрыболовстве четко сказал, что если будут введены аукционы, у него не хватит денег для достройки (это 1,2 млрд рублей) двух этих кораблей, предназначенных, кстати говоря, для вылова иваси и скумбрии – рыбы, которая сейчас очень мощно подходит к нашим берегам на Дальнем Востоке.
Комбинат "Островной" – около 7 млрд рублей по строительству. И вот таких проектов в целом набирается на десятки миллиардов рублей. Предварительные, уже заключенные контракты – это 50 млрд рублей. В целом Росрыболовство оценивало инвестиционные проекты отрасли на ближайшие 10 лет в 600 млрд рублей.
Если эта базовая норма будет сломана, то вы легко можете делить этот инвестиционный прогноз на десять. Он будет не более 60 млрд рублей. Мы вернемся к той ситуации, когда в 2000-2003 годах происходили такие аукционы: объем инвестиций в рыбной отрасли не доходил до 1 млрд. потому что предприятия, выбирая, что делать – либо купить изначальный производственный ресурс на аукцион, либо купить или построить новый пароход или завод, – конечно, собирали в кубышку все деньги, чтобы участвовать в аукционе. Так будет и в этот раз.
Кстати говоря, в период аукционов на 1 млн тонн упал объем добычи водных биологических ресурсов. И одним из непосредственных следствий аукционов стала резкая зависимость России от импортной рыбопродукции. Если в 2000 году импорт рыбопродукции в Россию составлял всего лишь 250 тысяч тонн, то к 2005 году, после трех лет аукционов – 1,1 млн тонн. Мы с большим трудом избавились от этой импортной иглы. И это абсолютно точно произойдет, если базовые принципы будут разрушены.
Николай Назаренко:
– Если по Северному бассейну детализировать по консорциуму СЗРК, то сейчас мы имеем четыре крупнотоннажных траулера на Выборгском судостроительном заводе, контракт на шесть рыболовных судов и две фабрики по переработке рыбы в Мурманске и Архангельске. Можете посчитать, сколько – это примерно полмиллиарда евро. Можете представить, как мы должны рассчитывать наш бюджет дальше, если участвовать в аукционах.
Александр Дупляков:
– Рыболовство – деятельность традиционная. Нельзя вот так вот прийти и начать заниматься рыболовством, потому что для этого, помимо квот, нужно судно, нужны люди, нужен опыт и деньги. Если квоты будут выставлены на аукцион, естественно, все традиционные компании, которые занимаются промыслом краба, будут в них участвовать, по крайней мере, постараются. Возможно, придут новички.
В мае были крабовые аукционы, которые принесли 25 млрд в казну. На них победили новые компании, большую часть лотов взяли они. Причем взяли за очень большие деньги, за которые традиционные рыбаки не стали покупать эти квоты. Если будет введена эта система аукционов дальше, эти квоты будут у них изъяты и опять выставлены. То есть они уже не окупятся. Фактически это похоже на легкий рейдерский захват – у компаний квоты изымут и им же потом продадут. Ничего хорошего это не принесет.
Николай Назаренко:
– Я дополню Александра Павловича. Выскажу свою точку зрения как человека, который сорок лет провел в море, из них 28 лет капитаном, и всю картину промысла после 1991 года, после распада Советского Союза видел, что называется, изнутри. Как это было в жуткие девяностые, когда безраздельно на промысле господствовали браконьеры. Мы опасаемся этого сейчас.
Наши компании, которые сейчас работают, начинали в далеких двухтысячных, после приобретения квот на аукционах. Я прекрасно помню, как мы переоборудовали первый краболов "Петр Анохин" из действующего траулера – со всеми ошибками, с незнанием специфики дела, накапливали свой опыт. За эти годы, полтора десятка лет, расплатились за аукционы, заработали определенные деньги, которые и вложили в систему развития, строительства новых судов.
С приходом новых игроков на рынок может начаться то же самое. Они не возьмут наших действующих специалистов из плавсостава, они наймут тех людей, которые будут готовы действовать так же, как в начале двухтысячных. Это браконьерство, это бесконтрольное изымание ресурсов с тем, чтобы покрыть те убытки, те большие деньги, которые будут затрачены на этих аукционах, понимая, что в следующий раз они, может быть, тоже не победят.
Пока неизвестно, чем закончится история с квотами на вылов краба. Но представители отрасли по крайней мере сошлись на том, что молчать нельзя. В феврале 2018 года провести съезд, на котором рыбаки и судостроители обсудят ситуацию и решат, как именно надо действовать. А сейчас дело поставлено на паузу – январь что в законотворчестве, что в рыбном промысле мертвый сезон.
Подготовил Ренарт Фасхутдинов
Материалы по теме:
Квоты судотворящие (о судах, которые будут строиться или уже строятся в России в рамках инвестиционных квот)
Первый результат "квот под киль" (о закладке траулера проекта ST-118L-ATF на Выборгском СЗ)
"Квоты под киль" – не принуждение, а определение правил" (интервью с гендиректором завода "Янтарь")
Подписка Корабел.ру экономит ваше время Подпишитесь на ежедневную рассылку новостей и будьте в курсе всего самого важного и интересного! |
|