Смысл его в том, что компания, ведущая добросовестный промысел, получает приоритетное право на квоты при новом распределении. Проще говоря — она автоматически продляет свою квоту, а значит, может выстраивать долгосрочную стратегию развития. Считается, что именно введение этого принципа в свое время позволило на свести к минимуму браконьерство и заложить основу для возрождения российской рыбной отрасли.
И вот в конце 2017 года спокойные воды забурлили — появились первые слухи о том, что в отношении крабов этот принцип может быть отменен и государство вновь будет выставлять квоты на аукцион. А там — кто смел, тот и съел. Рыбаки заволновались, возрождая в памяти худшие эпизоды начала нулевых годов. Какие именно опасения высказывали тогда ведущие игроки на этом рынке, вы можете почитать в нашем материале за декабрь 2017 года "Крабы грозят дефолтами и цунами".
Весь 2018 год эта тема оставалась горячей, но никто не мог точно сказать, в каком виде будут приняты поправки в закон. И будут ли они вообще. Лишь в начале 2019 года стало ясно — закону быть, и квоты на краба действительно будут продаваться с аукционов. Правда, не все, а только половина.
Как это восприняло рыбацкое сообщество? Об этом мы узнали, посетив пресс-конференцию, в ходе которой свое мнение высказали представители бизнеса и власти. Ситуация сложная и острая. Поэтому самое правильное будет привести здесь наиболее значимые фрагменты прозвучавших выступлений. Читатель сам сможет оценить аргументированность этих высказываний.
Александр Ходачек,
президент национального исследовательского института ВШЭ в Санкт-Петербурге:
Александр Ходачек, президент национального исследовательского института ВШЭ в Санкт-Петербурге / Ленинградская областная торгово-промышленная палата |
"Мне кажется, что постановление правительства № 1697 <...> в корне меняет экономическую ситуацию. Здесь уже говорили, что это и строительство судов для промысла биоресурсов, это и перерабатывающие мощности, это и 150-тысячный коллектив, который занимается <промыслом>, это и рекордный улов за последние 25 лет. А сегодня эту отрасль лишают права смотреть и планировать будущее, как минимум на 10-15 лет, заказ судов и новых перерабатывающих фабрик. Потому что без наличия квот суда становятся неиспользуемыми основными фондами.
Что делать с персоналом, причем высокооплачиваемым и достаточно квалифицированным, тоже непонятно. Но мне кажется, что в итоге это приведет к росту цен на рыбопродукцию. Треска подорожала уже в течение пяти лет. И сегодня килограмм филе в розницу стоит около 500 рублей. Ну а на рыбном рынке, мы уже смотрим, происходит приток иностранных ресурсов. Это уже подтверждено таможенной статистикой. Произойдет фактически выдавливание российской рыбной промышленности с российской экономической зоны, с российского рынка".
Сергей Несветов,
исполнительный директор некоммерческого партнерства "Северо-Западный рыбопромышленный консорциум":
Сергей Несветов, исполнительный директор "СЗРК" / Ленинградская областная торгово-промышленная палата |
"Я позволю себе напомнить кратко историю, которая творилась с этим законопроектом. Как в плохом детективе, сначала мы боролись с ветряными мельницами и нам говорили, что нечего обсуждать, этого законопроекта нет. Потом он внезапно появился, 4 февраля, и появился уже написанным, уже согласованным со многими ведомствами, и оказалось, что где-то в секретном режиме его готовили и согласовывали. При этом отрасли говорили, что это не так. Это очень плохо.
Потом состоялась попытка внести этот законопроект в Государственную Думу, минуя процедуру общественного обсуждения. Законопроект этот рассматривался на комиссии по законодательной деятельности правительства. Дубина народного гнева, возмущение регионов позволили все-таки изменить позицию. И этот законопроект был отправлен на процедуру ОРВ, но, к сожалению, всего на 15 рабочих дней. Что для такого глобального законопроекта космического масштаба, который полностью меняет всю схема регулирования в отрасли – это ничего. И это пока напоминает имитацию общественного обсуждения.
Сам законопроект вызывает массу вопросов.
Во-первых, абсолютно неправильно оценена степень регулирующего воздействия этого закона. Этот закон почему-то получил среднюю степень регулирующего воздействия, хотя он вводит новые права и обязанности для субъектов, хотя вводятся новые квоты, хотя он влияет на социально-экономическое положение регионов и абсолютно точно у регионов будут выпадающие доходы. У Мурманска это примерно 0,5 — 0,6 миллиарда рублей. У Сахалина примерно столько же — разговаривал с коллегами, они тоже делали свои подсчеты. Наверное, такая же ситуация будет в каждом регионе.
При этом ничего не говорится в пояснительной записке о том, какие же последствия это вызовет. Ни одного расчета, которые должны быть в соответствии с регламентом приведены и приложены к такого рода закону, не приложено. И если вы посмотрите на пояснительную записку, там нет одной очень важной составляющей - для чего его вводить? Там ничего не написано, ни одного слова. Там написано, что вводится это для совершенствования механизма, но не все изменения можно назвать совершенствованием.
Вся суть этого закона в том, что краба пытаются вывести из-под регулирования и ввести какие-то другие инвестквоты, непонятные. Как они будут регулироваться – неясно, в законе об этом нет ни одного слова. Там, в принципе, полная профанация этой идеи, потому что написано, что сначала будут выдавать квоты, а потом будут строить какие-то инвестпроекты. Какие – непонятно, в какой срок – непонятно, и последовательность должна быть абсолютно другой. Потому что можно плодить квоты, а потом сказать, что не сложилось инвестиций. Пока это все выглядит именно так.
И последствия очень простые. Последствия концентрации ресурсов в руках, по сути, групп — это снижение конкуренции, вопреки тому, что говорят антимонопольные службы. Потому что мелкие компании просто не смогут конкурировать на аукционах. Это все скупят люди с большими деньгами и потом, видимо, будут перепродавать эти квоты тем рыбакам, которые сегодня ловят.
Потому что вы не можете купить квоту и через год пойти ловить. Вам для этого нужны суда, нужны экипажи, сертификаты, системы управления безопасностью мореплавания и прочие вещи. Все это приведет лишь к появлению рантье, которые за последние 15 лет просто исчезли".
Игорь Муравьев,
член общественного совета при Федеральном агентстве по рыболовству, директор Ленинградской областной торгово-промышленной палаты:
Игорь Муравьев, член общественного совета при Федеральном агентстве по рыболовству, директор ЛОТПП / Ленинградская областная торгово-промышленная палата |
"На самом деле, я бы сказал, что борьба только начинается. И здесь очень важно не растрачивать силы попусту, сосредоточиться на тех вещах, которые рыбацкое сообщество, общественные организации могут сделать уже сейчас в рамках существующего законодательства. Первое, повторюсь, обязательно с цифрами, обязательно аргументированно завершить процедуру ОРВ (оценки регулирующего воздействия). Продлят или не продлят – это большой вопрос. Второй момент – конечно, я целиком и полностью поддерживаю создание любых согласительных комиссий по данному, очень щепетильному и чувствительному для отрасли и для смежных отраслей вопросу.
Пусть это будет при Минсельхозе. Довожу до сведения коллег, что ТПП РФ в марте запланировала встречу с вице-премьером Гордеевым. И от лица ТПП Ленинградской области я уже в повестку дня попросил включить вопрос, как раз посвященный проблематике сегодняшнего нашего мероприятия, процедуре ОРВ, применительно к конкретному ФЗ рассматриваемому.
Потому что мы должны все понимать, что пока закон не прошел Госдуму, не прошел Совет Федерации, пока он не утвержден, все возможности для его оспаривания, модернизации, для его подстройки в каком-то виде, или полностью отмены для отрасли, мы не исчерпали. Здесь очень важно сосредоточить усилия всех на этом вопросе, вне зависимости от того, Север это, или Дальний Восток, или Запад. Да, вроде бы он (закон — прим. ред.) касается на сегодняшний момент рыбопромышленников, осваивающих крабовые флоты. Но все мы понимаем, что если он будет принят в таком виде, в каком сейчас есть, следующими на очереди будут треска, минтай и не менее маржинальные биоресурсы.
Если бы действительно шла речь исключительно о социальной ответственности бизнеса, о пополнении бюджета РФ, то рыбаки готовык этому в рамках существующего законодательства, в том числе за счет увеличения платы за водные биоресурсы. Проект такого закона уже находится в Государственной Думе, но пока без особых движений. Они готовы внести посильную ношу в этом плане, для этого не нужно вводить ни новых ресурсов, ни новых видов квот".
Материалы по теме:
Квоты в "северном тумане" (о предыдущей пресс-конференции на эту тему)
Крабы грозят дефолтами и цунами (о квотах на вылов краба)
Про цену рыбы, маломерный флот, аквакультуру и курсантов (интервью с врио руководителя Северо-Западного территориального управления Росрыболовства)
Квоты судотворящие (о судах, которые будут строиться или уже строятся в России в рамках инвестиционных квот)
Первый результат "квот под киль" (о закладке траулера проекта ST-118L-ATF на Выборгском СЗ)
"Квоты под киль" – не принуждение, а определение правил" (интервью с гендиректором завода "Янтарь").