– Александр Михайлович, поздравляем вас с новосельем. Проект Cca5712LS впечатляет и радует: все новое, все готово к работе. Но начать всё-таки хочется с личного вопроса. Как вы стали капитаном?
– Если вкратце, то в 1983 году я закончил Дальневосточное высшее инженерное морское училище имени адмирала Г.И. Невельского и с тех пор неразлучен с морем. А за поздравление – спасибо.
– Есть ли какие-то обычаи при заселении на новое судно?
– О каких-то особых традициях не слышал.
– А как же 7 футов под килем?
– Это – святое, – улыбается, отвечая на вопрос Александр Михайлович.
– Ну, раз вы уже обжились, можно переходить к серьезным темам. На что вы в первую очередь обращаете внимание, когда заходите на судно?
– На мостик. Главное для меня – рабочее место. Всё-таки большую часть времени на судне мы проводим именно за работой. Потом короткий сон. И снова работа.
– Представим, что главный двигатель молчит, вы заходите в рубку и пора его запускать. Алгоритм ваших действий.
– По специальной связи даю команду на запуск двигателя. Он прогревается, доходит до нужных оборотов, и тогда отсюда, при помощи панели управления, я могу выбрать необходимый мне режим: электроход без главного двигателя, с главным двигателем, и есть ещё режим с валогенератором. Далее передаем мощность на винты и вперед. Одно из достоинств проекта Cca5712LS – живучесть пропульсивной системы: даже если главный двигатель по какой-то причине вышел из строя, до дома реально дойти на одних лишь вспомогательных дизелях.
– Перечислите основное оборудование, которое представлено в рубке.
– Практически ничем не отличается от всех подобных проектов. Вот авторулевой, чтобы освободить руки, здесь управление картографией, – Александр Хлебников показывает на экран. – Это управление радарами: есть правый и левый радары. В моем распоряжении управление изменением положения лопастей винта и две рукоятки управления рулем. Это – сигнализация, срабатывает, когда что-то идет не так. Вот блок, отвечающий за подруливающее носовое устройство: очень удобен при швартовке. Остается система связи, АИС и два эхолота.
– Приятно видеть, что вся панель управления на русском.
– Требование Регистра. Если рабочий язык русский на судне, то везде все должно быть промаркировано по-русски. Ну, и здесь немало российского оборудования, хотя основное, всё-таки, – зарубежное.
– Вносили какие-то изменения в проект в процессе его реализации?
– Только касательно палубного оборудования, здесь, на мостике, меня в целом все устраивает, хотя и можно было бы некоторые нюансы изменить.
– А вы были на других судах этого проекта или нет?
– Пока что нет.
– Краболов не оснащен ВРК. Удобно ли им управлять?
– Да, не оснащен, но зато перо руля с закрылком; благодаря этому судно очень поворотливое. Даже можно не пользоваться носовым подруливающим устройством.
– Что дает обзор из рубки на 360°?
– Широкий обзор повышает управляемость судна. Так же это сделано для визуального контроля процесса лова, например, я спокойной, не выходя из рубки, могу посмотреть – полные ли ловушки подняты или нет. Но мы здесь дополнительно хотим камеру поставить, которая будет всё это показывать на экране.
– Заметили, что у вас в рубке есть холодильник и даже санитарная кабина.
– Современное судно подразумевает комфорт. И это, конечно, хорошо. Всё-таки работа рыбака сложная, и нужно, чтобы в момент отдыха можно было расслабиться, почувствовать себя, как дома. У нас, например, как и везде теперь почти, есть тренажерный зал. Молодежь очень любит.
– Перейдем непосредственно к лову. Эхолоты помогают в охоте за крабом?
– Пока что краба так и не научились искать эхолотами. Связано это с самыми разными причинами. Зато мы можем прекрасно определять расположение косяков рыбы. Но есть и другая сторона этого вопроса – краб питается рыбой, так что вполне может быть вероятно, что там, где рыба, там и краб.
– Бывает такое, что случайно вместе с крабом вылавливается рыба?
– В прилове всегда присутствует. Есть предписание такую рыбу отпускать, однако у иного моряка порой она оказывается и на столе.
– А сами любите рыбу?
– А кто её не любит?
– Так есть какой-то секрет вылова краба, если приборы его не улавливают?
– Обычно весь секрет в опыте капитана, знании, где в то или иное время года, суток располагается краб. "Так, – может думать капитан, – в следующий месяц вода станет холоднее, значит краб будет глубже". Факторов множество. Пришли на предполагаемое место – капитан дает команду расставить порядки. Но это ещё не значит, что именно в этом месте будет большой улов. Через некоторое время, когда краб клюнет на наживку, зайдет в ловушку, нужно будет вытащить эти порядки, проверить. И вот тогда уже, когда капитану становится ясно, что место – крабное, начинается массовый вылов. Лебедка судна, кстати, позволяет расставлять и поднимать ловушки с глубины до полутора тысяч метров.
– А если, например, другое судно нашло хорошее место, имеете ли вы право рядом с ним ловить?
– Такое не запрещается. Но обычно просят держать дистанцию минимум в 5 кабельтов.
– Сколько всего тонн краба может поймать "Сергей Приходько"?
– Технические возможности краболова позволяют перевозить до 120 тонн краба. А чтобы он не погиб, он содержится в специальных RSW-танках с охлажденной морской водой температурой от -1 до +1 ℃. Специальные системы внимательно следят за параметрами воды, и техника в нужный момент подсказывает, – пора ли менять воду. Для сохранения жизни краба на судне, в случае поломки автоматики, даже предусмотрен специальный электронасос, при помощи которого можно вручную закачать необходимую воду. Но больше месяца его лучше не держать и к этому времени уже идти на сдачу.
– Улов повышает настроение?
– Конечно, – Александр Михайлович вновь улыбается. – От улова много чего зависит. Если краб пошел, то это совсем другой настрой и настроение экипажа. К тому же ведь это на зарплате каждого отражается. Краб – дорогое удовольствие, поэтому моряк должен работать.
– Какой борт у краболова рабочий или с обоих бортов ловите?
– Если внимательно посмотреть на расположение оборудования, то станет ясно, что рабочая сторона нашего промыслового судна – правая. Тут установлен и пульт управления выборочными лебедками, и тралмастер здесь работает, и разбор краба происходит.
– Выгрузка краба на команде лежит?
– Да, но нас тут достаточно – 24 человека. Краб складывается руками в корзины. Работаем, кстати, круглосуточно.
– Достаточно людей для такой работы?
– Достаточно. Хотя и на шхунах, где я тоже бывал, 30 человек работало. Но мы там занимались выпуском готовой продукции.
– Вы знаете, почему краб всегда стоит таких больших денег?
– Только за право вести добычу компания платит приличные деньги за килограмм еще не пойманного краба. Далее следует подсчитать расходы на топливо, зарплату экипажа, снабжение, ловушки, которые имеют свойство обрываться, теряться, а стоят они хороших денег. Наконец, логистика, и в конечном итоге краб приобретает такую весомую стоимость.
– Перейдём к команде судна. Как считаете, они готовы? Хотелось бы кого-то заменить?
– Моя команда готова всегда. Хотел, чтобы вместе со мной был мой старпом с предыдущего судна, но он пошёл на повышение, и теперь сам стал капитаном. Приятно, но все равно его не хватает. Не удалось заманить даже фотографиями с нового краболова.
– Молодые приходят к вам работать?
– Приходят.
– Как оцениваете их образование?
– Возможно, тут я в чём-то ошибаюсь, но мне кажется, что с образованием последнее время стало хуже. Хотя я и не отрицаю, что в вузах и училищах появляются новые методы, современные тренажеры. Однако реальная работа – она всегда несколько другая. Отмечу, что молодежь при этом быстрее до всего доходит: это касательного современного оборудования.
– Женщины в команде есть?
– Девушкам на этом судне было бы несколько некомфортно, потому что на краболове мало двухместных кают, а в четырехместную девушку не поселишь.
– Совсем скоро вам предстоит переход по Северному морскому пути до порта приписки во Владивостоке. Что думаете об этом?
– Думаю, что главное – успеть. Тут, в общем, ничего необычного, хотя мы и первый раз пойдем по СМП. Также у нас есть защита – класс судна Ice 2. В крайнем случае нам помогут. Но убежден, что до крайнего случая не дойдет (* судно прибыло без происшествий).
– И последний вопрос. Мы заметили, что палуба на судне выстлана деревом. Весьма интересное и красивое решение. Чем оно продиктовано?
– Это – лиственница. Требование заказчика. Но выбрана она не просто так. Под деревянной палубой располагается непосредственно металлическая часть, соответственно, дерево защищает её от ржавчины. С другой стороны – за такой палубой требуется и соответствующий уход.
– Хорошей вам дороги. Предлагаем встретиться через год, и на этой встрече поделиться впечатлениями по эксплуатации судна.
– Спасибо. Договорились!
Вопросы задавала: Виктория Корабеловна
Подготовил текст: Петр Щеголихин
Подписаться