Рассказать о результатах десятилетней работы обновленного предприятия и уникальных для российского рынка судах Зверев Владимир Вадимович, Заместитель генерального директора ОАО "Костромской Судостроительно-Судоремонтный Завод".
Когда появился завод?
"Костромской судостроительно-судоремонтный завод" появился в 1930 году как "Судоверфь им. Комсомольской правды", расположившаяся в районе слияния рек Костромы и Волги. В 1931 году началась закладка первых стоечных несамоходных судов – дебаркадеров, барж грузоподъемностью до 2 800 тонн. К 1980 году нами был освоен выпуск плавбаз для обслуживания пассажирского флота, плавмастерских для ремонта судов на подводных крыльях.
В сентябре 2001 года "Костромская судоверфь" была преобразована в ОАО "Костромской ССЗ". На сегодняшний день здесь ведется строительство танкеров, морских буксиров, барж-площадок, бункерных и нефтеналивных барж грузоподъемностью от 1000 до 5000 тонн.
Проводилась ли модернизация производства?
Да, конечно. Мы привлекли необходимые инвестиции, провели реконструкцию производственных мощностей. Изменилась номенклатура выпускаемой продукции, система управления. На предприятии сложился коллектив профессионалов, способный решить любые поставленные перед ним задачи, не боящийся трудностей, экспериментов, с уверенностью воплощающий интересные проекты.
Технологии, применяемые на предприятии и материалы, используемые в производстве, позволяют заводу разрабатывать и строить новые суда высокого качества.
Какие черты в работе предприятия вы бы отметили?
На сегодняший день завод занимается строительством высокотехнологичных судов, оснащенных современным и сложным оборудованием, которое наше предприятие приобретает в 95% случаев за рубежом, у производителей, которые зарекомендовали себя с лучших сторон на российском рынке. Как это ни странно, но оборудование, приобретенное за рубежом, дешевле и лучше по качеству, чем аналоги российского производства.
Какие услуги сегодня оказывает предприятие?
Прежде всего, это строительство судов различного назначения спусковым весом до 2400 т, длиной до 140 м: это могут быть толкаемые, самоходные баржи, нефтеналивные танкеры, сухогрузные суда. Первые в России толкаемые составы смешанного “река-море” плавания Костромской завод построил в 2010 г. При грузоподъемности в 5100 т. и длине 139 м, их расчетная скорость составила 9, 3 узла.
Кроме строительства, мы занимаемся ремонтом, модернизацией судов, производим металлоконструкции, по собственным чертежам или чертежам заказчика.
В распоряжении завода сегодня монтажно-механическое, корпусно-сварочное, стапельно-сборочное производство. В процессе модернизации на заводе были освоены технологии по первичной обработке металлопроката, плазменной резке металла, в том числе автоматической вырезке деталей. Теперь мы также сами выполняем грунтовку и окраску секций, блоков, поверхности корпусов. Сборка судов осуществляется на открытом стапеле.
Мы расширяемся. Достраивается эллинг длиной 100м, с двумя пролетами по 24 м. Уже сейчас спуск и подъём судов осуществляется с помощью 12-ти дорожного слипа.
В дальнейшем планируется более масштабное расширение завода, в границах существующих территорий.
В таком случае кадры должны быть важной для вас проблемой. Как вы набираете специалистов, какие требования предъявляются к персоналу?
Подбор специалистов, сварщиков и судосборщиков, осуществляется на конкурсной основе, после собеседования с комиссией претендент может продемонстрировать свои умения и знания во время испытательного трехмесячного срока.
Старожилы предприятия имеют стаж работы на предприятии от 10-ти лет и более, но постоянно ведется поиск и прием на работу «молодой крови».
Так как учебные заведения г. Костромы и области не выпускают корабелов, нам приходится обучать студентов на базе предприятия в специально оборудованном для этого классе силами бригадиров-наставников.
Каждый год у нас проходит комиссионная переатестация инженеров. Существует и постоянная комиссия по повышению квалификации рабочего персонала.
Какие сложности в работе в этой отрасли, с вашими клиентами, вы видите?
Сложности отрасли заключаются в очень ресурсоемком и долгосрочном строительстве. Часто приходится строить суда за счет собственных средств или брать кредиты в банках, а проценты по кредитам совсем не маленькие и мало отличаюся от расценок для физических лиц. Например в Китае, Корее и других судостроительных державах государство стимулирует отрасль предоставлением льготных условий кредитования. У нас же в России таких привилегий рядовым судостроительным предприятиям не предоставляется, отсюда получаются заранее неравноценные условия для борьбы за покупателя с зарубежными судостроителями.
И, тем не менее, каков ваш план развития?
Наше предприятие первым в России построило толкаемые составы смешанного плавания, которые имеют ряд преимуществ как финансового, так и эксплутационного характера перед танкерами и простой барже-буксирной сцепкой. Они дешевле в строительстве, безопаснее и для экипажа, и в плане сохранения груза. Требования Регистров к ним ниже, а возможность отдельного использования буксира или баржи, пока другая часть состава находится в ремонте или под погрузкой, повышает экономическую эффективность эксплуатации.
Я считаю, у данной продукции очень большое будущее, весь мир уже более 50-ти лет работает с подобными составами, а в России до нас этот вопрос расматривался только в теории, и никто не решался воплотить его в жизнь.
После сдачи первых двух толкаемых составов, данным вопросом заразились и другие предприятия судостроительной отрасли России, а, значит, мы уже не одни движемся в этом направлении судостроения.