В конфликт петербургских докеров и их начальства пришлось вмешаться вице-губернатору Санкт-Петербурга
Противостояние докеров и руководства ОАО «Морской порт Санкт-Петербург» из-за положений о льготах, гарантиях и формировании тарифных ставок в новом коллективном договоре, разгоравшееся весь ноябрь, на минувшей неделе достигло своего пика. Стороны обменялись весьма резкими заявлениями в адрес друг друга, а профсоюзные акции протестов выплеснулись в четверг на улицы Москвы. Однако администрации Санкт-Петербурга, похоже, удалось снизить градус событий.
Противостояние докеров и руководства ОАО «Морской порт Санкт-Петербург» из-за положений о льготах, гарантиях и формировании тарифных ставок в новом коллективном договоре, разгоравшееся весь ноябрь, на минувшей неделе достигло своего пика. Стороны обменялись весьма резкими заявлениями в адрес друг друга, а профсоюзные акции протестов выплеснулись в четверг на улицы Москвы. Однако администрации Санкт-Петербурга, похоже, удалось снизить градус событий.
Морской порт и три профсоюза
Спусковым механизмом для начала длительного конфликта послужила необходимость заключения нового коллективного договора между ОАО «Морской порт Санкт-Петербург» и работниками порта. Действующий от имени рабочих Российский профсоюз докеров (РПД) потребовал, чтобы в новом договоре была прописана система льгот, введено вознаграждение за выслугу лет работникам, непосредственно связанным с погрузкой и выгрузкой, гарантирована индексация окладов и тарифных ставок. Повышение уровня реального содержания заработной платы планировалось реализовывать путем увеличения месячной тарифной ставки работника не менее, чем на индекс роста потребительских цен по Санкт–Петербургу за предыдущий год по данным городского Госкомстата. В последний раз тарифная ставка индексировалась в 2010 году и составляет 137 рублей в час. Кроме того, в новом колдоговоре должен был быть зафиксирован еще ряд социально значимых пунктов, а главное, указано, что вносить изменения в него можно только по согласованию с профсоюзом.
Ситуация вполне нормальная, и обычно она решается на предприятиях путем серии переговоров между руководством и представителями коллектива. С 1 сентября стартовало обсуждение нового договора и практически тут же застопорилось. Дело сильно осложнил раскол коллектива Морпорта — выразителями его интересов считают себя сразу три профсоюза. Первый — местное отделение Российского профсоюза докеров, которое было избрано полномочным представителем рабочих порта в 2012 году и насчитывает сегодня около 400 человек. Второй — профсоюзная организация «Портовик», созданная в июле 2014 год. В нее входит 900 человек, то есть больше 60% от общего числа работников порта. Третий — первичная профсоюзная организация портовых рабочих Большого морского порта Санкт-Петербург, самый малочисленный из трех профсоюзов, всего на 50 человек.
Официально диалог ОАО «Морской порт Санкт-Петербург» ведет с Единым представительным органом работников порта, объединяющим в себе делегатов всех трех профсоюзов. Но наибольший вес в этой организации имеет «Портовик». Соответственно, на практике Морпорт консультируется по вопросам нового договора фактически только с ним. Председатель профкома Российского профсоюза докеров Анзор Ломтадзе считает, что создан «Портовик» был самим руководством предприятия, а для обеспечения нужного количества задействовался административный ресурс.
— Под влиянием административного давления профсоюз «Портовик» набрал численность больше, чем в 50 процентов. Причем значительную его часть составляют не рабочие, а служащие. С точки зрения закона, все легитимно — считается, что именно ЕПОР принял решение и направил работодателю свои предложения по коллективному договору. Но «Портовик», у которого большинство в ЕПОРе, повычеркивал из него все наши требования. Отсюда и весь конфликт, — объясняет причины забастовки Анзор Ломтадзе. — К 30 октября уже было точно понятно, что ни индексация оплаты труда, ни социальные льготы и гарантии, которые были в предыдущем коллективном договоре, в новый внесены не будут. Более того, даже приложение по доплатам в 29 процентов от тарифной ставки за вредные грузы, которое «Портовик» в принципе согласился сначала внести в новый коллективный договор, к концу октября было изъято из проекта. И тогда докеры сказали: парни, ну хватит уже, надо вставать!
У профсоюза «Портовик» своя точка зрения на то, кто в этой истории выступает на «светлой стороне». В ответ на просьбу «Корабела» прокомментировать происходящее его глава Эмиль Солодкий прислал письмо под названием «Правда о Коллективном договоре», где написал следующее:
«Активисты РПД призывают людей выступить против нового Коллективного договора. Но, ведя борьбу за «улучшения», они ухудшают материальное положение портовиков, особенно тех, чьи заработки связаны с производительностью труда. Мы убеждены, и это доказано временем – все вопросы и разногласия решаются только путем переговоров и нормальной работы, но никак не конфронтацией и пустыми обещаниями!
Сегодня только профсоюз «Портовик», единственный из всех «первичек», информирует работников о перспективах развития предприятия, развеивая упорно насаждаемую идею о том, что администрация умышленно разваливает порт. Компания регулярно выплачивает зарплату сотрудникам, в среднем составляющую 40 000 рублей в месяц, а у докеров-механизаторов доходящую до 79 911 рублей. С начала 2015 года зарплата докеров увеличилась на 26%, и это, несомненно, говорит о том, что сегодня порт находится в экономически выгодном и устойчивом положении».
Работа по-итальянски
Забастовка несогласных с предложенным к подписанию проектом нового коллективного договора докеров-механизаторов началась 30 октября. Но широкой огласки она на тот момент не получила. На все вопросы от СМИ, в том числе и «Корабела», администрация ОАО «Морской порт Санкт-Петербург» отвечала, что ситуация стабильная, предприятие продолжает работать, а договор будет подписан в ближайшее время. Действительно, рабочие по-прежнему продолжали вести погрузку и разгрузку, тщательно исполняя свои должностные обязанности. Такая форма забастовки называется «итальянской», и от обычной она отличается тем, что бастующие не прекращают работать. Смысл ее состоит в абсолютно неукоснительном выполнении всех служебных инструкций. Как ни странно, это имеет негативные последствия для предприятия.
– Российское законодательство о коллективных трудовых спорах носит запретительный характер в отношении забастовок (приостановления работы). Это не позволяет быстро, а значит, эффективно для обеих сторон, разрешить такой спор. Поэтому работники вынуждены прибегать к другим способам защиты своих прав, – рассказывает первый заместитель председателя Российского профессионального союза моряков Игорь Ковальчук. – Я бы назвал то, что происходит, «работой по правилам». Работники с особым усердием выполняют все предписания различных руководящих документов по технологии работ, соблюдению правил безопасности, охраны труда и тому подобное. Это довольно сильно снижает выработку, а значит, грузооборот порта. Способ действительно эффективный.
Для усиления эффекта свою забастовку рабочие сопровождали периодическими митингами. В обеденный перерыв люди выходили с плакатами «Работодатель, выполни обещания» под окна управления ОАО. Как поясняет РПД, имелись в виду обещания Морпорта сохранить в новом коллективном договоре все действующие на предприятии льготы и гарантии, которые оказались не прописаны в предварительном проекте документа. Кроме того, ряд акций был проведен на улицах города — по пятницам бастующие под синими флагами Российского профсоюза докеров и красными флагами Революционной рабочей партии собирались на площади Ленина возле Финляндского вокзала. Вместе с ними на пикет выходили коммунисты, социальные активисты из Движения гражданских инициатив и представители других левых организаций. Солидарность с петербургскими докерами выразили различные профсоюзные организации в разных регионах страны.
Секретарь Комитета докерской секции Международной федерации транспортных рабочих Шэрон Джеймс направила в адрес председателя РПД Василия Козаренко письмо о том, что МФТ информирована о желании докеров Санкт-Петербурга заключить справедливый коллективный договор и выразила им солидарную поддержку. Она написала: «Я буду признательна, если ты сообщишь членам профсоюза, что Комитет секции выражает им свою поддержку и солидарность. МФТ осознает важность и значимость этой борьбы за обеспечение достойных условий труда не только для докеров Санкт-Петербурга, но и других портов страны. Независимый и сильный профсоюз докеров важен для защиты прав работников и для развития прогрессивных производственных отношений, что выгодно для всех акционеров порта. Семья МФТ поддерживает РПД, и мы надеемся на справедливое и мирное решение этого коллективного спора, за которым мы будем пристально наблюдать».
– СМИ откликнулись, люди шлют письма поддержки в управляющую компанию в Москву, клиенты нервничают, администрация беспокоится, – перечисляет успехи бастующих Анзор Ломтадзе. – Она пытается сгладить снижение производительности привлечением заемного труда. Но докеры сказали — будем стоять до конца. Когда будут подписаны наши требования, тогда мы только приступим к нормальной работе!
«Докеры продолжают борьбу»
Компания «Морской порт Санкт-Петербург» между тем объявила о согласовании проекта коллективного договора с Единым представительным органом работников. В окончательную редакцию документа, по утверждению руководителя профсоюза «Портовик», вошли все основные льготы и гарантии, которые на протяжении последних пяти лет были закреплены локальными нормативными актами предприятия.
— Благодаря конструктивной позиции «Портовика» в новый коллективный договор из локальных нормативных актов работодатель перенес гарантии и компенсации за работу во вредных условиях труда, — говорит Эмиль Солодкий. — Они сохранятся для всех работников компании, даже несмотря на изменения в законодательстве, предписывающие вносить в договор доплату за «вредность» только на основании оценки рабочих мест, которая в порту еще только стартует. Компания же будет платить сотрудникам, как и раньше, значительно больше, чем положено законами.
Подписанный коллективный договор 25 ноября был зарегистрирован в Комитете по труду и занятости населения Санкт-Петербурга. Согласно информации Морпорта, документ должен вступить в силу 1 января следующего года. Российский профсоюз докеров, в свою очередь, не счел возможным на этом сворачивать борьбу, поскольку в договор так и не были внесены его главные требования — индексация тарифных ставок и дифференцированная система оплаты труда по всем специальностям, а кроме того оказались изъяты больше половины прежних льгот, гарантий и компенсаций.
На своем сайте РПД опубликовал сообщение, призывающее не верить сведениям об окончании конфликта в порту: «Возможно, администрация ОАО «Морской порт Санкт-Петербург» подписала СВОЮ ВЕРСИЮ коллективного договора, существенно ухудшающего положение работников ОАО «Морской порт Санкт-Петербург». От имени работников этот документ мог подписать профсоюз, созданный работодателем в своих целях и не представляющий интересы трудового коллектива порта. Ложные заявления в некоторых средствах массовой информации, со ссылкой на пресс-службу ОАО «Морской порт Санкт-Петербург», можно расценивать как информационное и моральное давление на работников, введение в заблуждение общественности. Докеры... продолжают борьбу за достойный коллективный договор. Цель коллективного противостояния одна — сохранить в новом коллективном договоре все социально-трудовые льготы, гарантии и преимущества, зафиксированные в действующем ранее коллективном договоре и трехстороннем соглашении по городу Санкт-Петербургу».
С профсоюзом портовых рабочих Большого морского порта Санкт-Петербурга, как заявил его глава Александр Черновский, новый договор тоже не был согласован.
Декабрь, январь и февраль
— Конфликты эти не в новинку, они возникают периодически в других российских и зарубежных портах. Однозначных рецептов их разрешения нет, все зависит от готовности, в первую очередь работодателя, к аккуратному их разрешению, — дипломатично высказался о происходящем замглавы РПСМ Игорь Ковальчук. — На данном этапе и в существующем российском правовом поле мы делаем то, что необходимо докерам — вместе с другими российскими профсоюзами ведем информационную кампанию поддержки их требований. Если ситуация не изменится, такая кампания может стать международной.
Но в следующие дни ситуация все-таки изменилась. Своей кульминации история с коллективным договором и бастующим профсоюзом достигла к концу минувшей недели.
Сразу несколько акций, связанных с продолжавшимся на тот момент противостоянием докеров-механизаторов и администрации порта, прошли 26 ноября в Москве. В полдень Российский профсоюз докеров митинговал возле здания, где расположен головной офис управляющей компании UCL Holding. А спустя два с половиной часа серия одиночных пикетов была проведена у входа в представительства правительства Санкт-Петербурга. Участие в них приняли делегаты от Российского профсоюза моряков, профсоюза медработников «Действие», межрегиональных профсоюзов «Новопроф» и «Рабочая ассоциация».
Акции, прошедшие в столице, означали, что проблема, которая до того достаточно долго зрела сначала за стенами самого предприятия, а потом на местном, петербургском, уровне, вот-вот готова выплеснуться уже на всероссийский уровень. Но опасность эта была купирована в тот же день — к решению вопроса подключилась администрация Санкт-Петербурга. В Смольном прошло рабочее совещание по согласованию нового коллективного договора между Морпортом и профсоюзами, на котором за одним столом встретились все заинтересованные стороны — исполняющий обязанности председателя Комитета по транспорту Александр Головин, председатель Комитета по труду и занятости населения Дмитрий Чернейко, депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Ирина Комолова, управляющий директор ОАО «Морской порт Санкт-Петербург» Павел Олейник, представители профсоюзных организаций порта.
Вице-губернатор Игорь Албин, выслушав аргументы всех присутствующих, набросал свой план разрешения спорной ситуации. Во-первых, необходимо будет провести тщательный анализ всех льгот и гарантий, которые присутствовали в старом договоре, но не попали в новый, а также тех данных, на основе которых готовился новый договор. Во-вторых, подробному изучению подвергнуть тарифную политику предприятия и стоимость нетарифных услуг в разрезе пятилетней ретроспективы и трехлетней перспективы. В-третьих, организовать анонимное анкетирование работников порта и обязать администрацию предприятия провести встречи с коллективами всех 17 подразделениях Морпорта. Наконец, создать Конфликтную комиссию по разрешению коллективных споров. Все эти мероприятия будут проводиться при активном участии депутатского корпуса.
— Есть коллективный договор и требования действующего законодательства, и город как гарант трудовых отношений имеет право в это вмешиваться. С интервалом в один месяц: декабрь, январь и февраль – мы проведем раунды переговоров, чтобы итоговая редакция коллективного договора устроила всех, — подвел итоги совещания Игорь Албин.
Российский профсоюз докеров уже подтвердил, что забастовка приостановлена, потому что вице-губернатор выступил гарантом справедливого решения этих вопросов. Теперь остается надеяться, что хотя бы к февралю действительно удастся добиться приемлемого компромисса по проекту договора, с которым согласятся и руководство ОАО «Морской порт Санкт-Петербург», и все три профсоюза, действующих на предприятии.
Спусковым механизмом для начала длительного конфликта послужила необходимость заключения нового коллективного договора между ОАО «Морской порт Санкт-Петербург» и работниками порта. Действующий от имени рабочих Российский профсоюз докеров (РПД) потребовал, чтобы в новом договоре была прописана система льгот, введено вознаграждение за выслугу лет работникам, непосредственно связанным с погрузкой и выгрузкой, гарантирована индексация окладов и тарифных ставок. Повышение уровня реального содержания заработной платы планировалось реализовывать путем увеличения месячной тарифной ставки работника не менее, чем на индекс роста потребительских цен по Санкт–Петербургу за предыдущий год по данным городского Госкомстата. В последний раз тарифная ставка индексировалась в 2010 году и составляет 137 рублей в час. Кроме того, в новом колдоговоре должен был быть зафиксирован еще ряд социально значимых пунктов, а главное, указано, что вносить изменения в него можно только по согласованию с профсоюзом.
Ситуация вполне нормальная, и обычно она решается на предприятиях путем серии переговоров между руководством и представителями коллектива. С 1 сентября стартовало обсуждение нового договора и практически тут же застопорилось. Дело сильно осложнил раскол коллектива Морпорта — выразителями его интересов считают себя сразу три профсоюза. Первый — местное отделение Российского профсоюза докеров, которое было избрано полномочным представителем рабочих порта в 2012 году и насчитывает сегодня около 400 человек. Второй — профсоюзная организация «Портовик», созданная в июле 2014 год. В нее входит 900 человек, то есть больше 60% от общего числа работников порта. Третий — первичная профсоюзная организация портовых рабочих Большого морского порта Санкт-Петербург, самый малочисленный из трех профсоюзов, всего на 50 человек.
Официально диалог ОАО «Морской порт Санкт-Петербург» ведет с Единым представительным органом работников порта, объединяющим в себе делегатов всех трех профсоюзов. Но наибольший вес в этой организации имеет «Портовик». Соответственно, на практике Морпорт консультируется по вопросам нового договора фактически только с ним. Председатель профкома Российского профсоюза докеров Анзор Ломтадзе считает, что создан «Портовик» был самим руководством предприятия, а для обеспечения нужного количества задействовался административный ресурс.
— Под влиянием административного давления профсоюз «Портовик» набрал численность больше, чем в 50 процентов. Причем значительную его часть составляют не рабочие, а служащие. С точки зрения закона, все легитимно — считается, что именно ЕПОР принял решение и направил работодателю свои предложения по коллективному договору. Но «Портовик», у которого большинство в ЕПОРе, повычеркивал из него все наши требования. Отсюда и весь конфликт, — объясняет причины забастовки Анзор Ломтадзе. — К 30 октября уже было точно понятно, что ни индексация оплаты труда, ни социальные льготы и гарантии, которые были в предыдущем коллективном договоре, в новый внесены не будут. Более того, даже приложение по доплатам в 29 процентов от тарифной ставки за вредные грузы, которое «Портовик» в принципе согласился сначала внести в новый коллективный договор, к концу октября было изъято из проекта. И тогда докеры сказали: парни, ну хватит уже, надо вставать!
У профсоюза «Портовик» своя точка зрения на то, кто в этой истории выступает на «светлой стороне». В ответ на просьбу «Корабела» прокомментировать происходящее его глава Эмиль Солодкий прислал письмо под названием «Правда о Коллективном договоре», где написал следующее:
«Активисты РПД призывают людей выступить против нового Коллективного договора. Но, ведя борьбу за «улучшения», они ухудшают материальное положение портовиков, особенно тех, чьи заработки связаны с производительностью труда. Мы убеждены, и это доказано временем – все вопросы и разногласия решаются только путем переговоров и нормальной работы, но никак не конфронтацией и пустыми обещаниями!
Сегодня только профсоюз «Портовик», единственный из всех «первичек», информирует работников о перспективах развития предприятия, развеивая упорно насаждаемую идею о том, что администрация умышленно разваливает порт. Компания регулярно выплачивает зарплату сотрудникам, в среднем составляющую 40 000 рублей в месяц, а у докеров-механизаторов доходящую до 79 911 рублей. С начала 2015 года зарплата докеров увеличилась на 26%, и это, несомненно, говорит о том, что сегодня порт находится в экономически выгодном и устойчивом положении».
Работа по-итальянски
Забастовка несогласных с предложенным к подписанию проектом нового коллективного договора докеров-механизаторов началась 30 октября. Но широкой огласки она на тот момент не получила. На все вопросы от СМИ, в том числе и «Корабела», администрация ОАО «Морской порт Санкт-Петербург» отвечала, что ситуация стабильная, предприятие продолжает работать, а договор будет подписан в ближайшее время. Действительно, рабочие по-прежнему продолжали вести погрузку и разгрузку, тщательно исполняя свои должностные обязанности. Такая форма забастовки называется «итальянской», и от обычной она отличается тем, что бастующие не прекращают работать. Смысл ее состоит в абсолютно неукоснительном выполнении всех служебных инструкций. Как ни странно, это имеет негативные последствия для предприятия.
– Российское законодательство о коллективных трудовых спорах носит запретительный характер в отношении забастовок (приостановления работы). Это не позволяет быстро, а значит, эффективно для обеих сторон, разрешить такой спор. Поэтому работники вынуждены прибегать к другим способам защиты своих прав, – рассказывает первый заместитель председателя Российского профессионального союза моряков Игорь Ковальчук. – Я бы назвал то, что происходит, «работой по правилам». Работники с особым усердием выполняют все предписания различных руководящих документов по технологии работ, соблюдению правил безопасности, охраны труда и тому подобное. Это довольно сильно снижает выработку, а значит, грузооборот порта. Способ действительно эффективный.
Докеры проводят пикеты и митинги / Из архива Анзора Ломтадзе |
Для усиления эффекта свою забастовку рабочие сопровождали периодическими митингами. В обеденный перерыв люди выходили с плакатами «Работодатель, выполни обещания» под окна управления ОАО. Как поясняет РПД, имелись в виду обещания Морпорта сохранить в новом коллективном договоре все действующие на предприятии льготы и гарантии, которые оказались не прописаны в предварительном проекте документа. Кроме того, ряд акций был проведен на улицах города — по пятницам бастующие под синими флагами Российского профсоюза докеров и красными флагами Революционной рабочей партии собирались на площади Ленина возле Финляндского вокзала. Вместе с ними на пикет выходили коммунисты, социальные активисты из Движения гражданских инициатив и представители других левых организаций. Солидарность с петербургскими докерами выразили различные профсоюзные организации в разных регионах страны.
Докеры проводят пикеты и митинги / Из архива Анзора Ломтадзе |
Секретарь Комитета докерской секции Международной федерации транспортных рабочих Шэрон Джеймс направила в адрес председателя РПД Василия Козаренко письмо о том, что МФТ информирована о желании докеров Санкт-Петербурга заключить справедливый коллективный договор и выразила им солидарную поддержку. Она написала: «Я буду признательна, если ты сообщишь членам профсоюза, что Комитет секции выражает им свою поддержку и солидарность. МФТ осознает важность и значимость этой борьбы за обеспечение достойных условий труда не только для докеров Санкт-Петербурга, но и других портов страны. Независимый и сильный профсоюз докеров важен для защиты прав работников и для развития прогрессивных производственных отношений, что выгодно для всех акционеров порта. Семья МФТ поддерживает РПД, и мы надеемся на справедливое и мирное решение этого коллективного спора, за которым мы будем пристально наблюдать».
– СМИ откликнулись, люди шлют письма поддержки в управляющую компанию в Москву, клиенты нервничают, администрация беспокоится, – перечисляет успехи бастующих Анзор Ломтадзе. – Она пытается сгладить снижение производительности привлечением заемного труда. Но докеры сказали — будем стоять до конца. Когда будут подписаны наши требования, тогда мы только приступим к нормальной работе!
«Докеры продолжают борьбу»
Компания «Морской порт Санкт-Петербург» между тем объявила о согласовании проекта коллективного договора с Единым представительным органом работников. В окончательную редакцию документа, по утверждению руководителя профсоюза «Портовик», вошли все основные льготы и гарантии, которые на протяжении последних пяти лет были закреплены локальными нормативными актами предприятия.
— Благодаря конструктивной позиции «Портовика» в новый коллективный договор из локальных нормативных актов работодатель перенес гарантии и компенсации за работу во вредных условиях труда, — говорит Эмиль Солодкий. — Они сохранятся для всех работников компании, даже несмотря на изменения в законодательстве, предписывающие вносить в договор доплату за «вредность» только на основании оценки рабочих мест, которая в порту еще только стартует. Компания же будет платить сотрудникам, как и раньше, значительно больше, чем положено законами.
Подписанный коллективный договор 25 ноября был зарегистрирован в Комитете по труду и занятости населения Санкт-Петербурга. Согласно информации Морпорта, документ должен вступить в силу 1 января следующего года. Российский профсоюз докеров, в свою очередь, не счел возможным на этом сворачивать борьбу, поскольку в договор так и не были внесены его главные требования — индексация тарифных ставок и дифференцированная система оплаты труда по всем специальностям, а кроме того оказались изъяты больше половины прежних льгот, гарантий и компенсаций.
На своем сайте РПД опубликовал сообщение, призывающее не верить сведениям об окончании конфликта в порту: «Возможно, администрация ОАО «Морской порт Санкт-Петербург» подписала СВОЮ ВЕРСИЮ коллективного договора, существенно ухудшающего положение работников ОАО «Морской порт Санкт-Петербург». От имени работников этот документ мог подписать профсоюз, созданный работодателем в своих целях и не представляющий интересы трудового коллектива порта. Ложные заявления в некоторых средствах массовой информации, со ссылкой на пресс-службу ОАО «Морской порт Санкт-Петербург», можно расценивать как информационное и моральное давление на работников, введение в заблуждение общественности. Докеры... продолжают борьбу за достойный коллективный договор. Цель коллективного противостояния одна — сохранить в новом коллективном договоре все социально-трудовые льготы, гарантии и преимущества, зафиксированные в действующем ранее коллективном договоре и трехстороннем соглашении по городу Санкт-Петербургу».
С профсоюзом портовых рабочих Большого морского порта Санкт-Петербурга, как заявил его глава Александр Черновский, новый договор тоже не был согласован.
Декабрь, январь и февраль
— Конфликты эти не в новинку, они возникают периодически в других российских и зарубежных портах. Однозначных рецептов их разрешения нет, все зависит от готовности, в первую очередь работодателя, к аккуратному их разрешению, — дипломатично высказался о происходящем замглавы РПСМ Игорь Ковальчук. — На данном этапе и в существующем российском правовом поле мы делаем то, что необходимо докерам — вместе с другими российскими профсоюзами ведем информационную кампанию поддержки их требований. Если ситуация не изменится, такая кампания может стать международной.
Но в следующие дни ситуация все-таки изменилась. Своей кульминации история с коллективным договором и бастующим профсоюзом достигла к концу минувшей недели.
Сразу несколько акций, связанных с продолжавшимся на тот момент противостоянием докеров-механизаторов и администрации порта, прошли 26 ноября в Москве. В полдень Российский профсоюз докеров митинговал возле здания, где расположен головной офис управляющей компании UCL Holding. А спустя два с половиной часа серия одиночных пикетов была проведена у входа в представительства правительства Санкт-Петербурга. Участие в них приняли делегаты от Российского профсоюза моряков, профсоюза медработников «Действие», межрегиональных профсоюзов «Новопроф» и «Рабочая ассоциация».
Акции, прошедшие в столице, означали, что проблема, которая до того достаточно долго зрела сначала за стенами самого предприятия, а потом на местном, петербургском, уровне, вот-вот готова выплеснуться уже на всероссийский уровень. Но опасность эта была купирована в тот же день — к решению вопроса подключилась администрация Санкт-Петербурга. В Смольном прошло рабочее совещание по согласованию нового коллективного договора между Морпортом и профсоюзами, на котором за одним столом встретились все заинтересованные стороны — исполняющий обязанности председателя Комитета по транспорту Александр Головин, председатель Комитета по труду и занятости населения Дмитрий Чернейко, депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Ирина Комолова, управляющий директор ОАО «Морской порт Санкт-Петербург» Павел Олейник, представители профсоюзных организаций порта.
Вице-губернатор Игорь Албин, выслушав аргументы всех присутствующих, набросал свой план разрешения спорной ситуации. Во-первых, необходимо будет провести тщательный анализ всех льгот и гарантий, которые присутствовали в старом договоре, но не попали в новый, а также тех данных, на основе которых готовился новый договор. Во-вторых, подробному изучению подвергнуть тарифную политику предприятия и стоимость нетарифных услуг в разрезе пятилетней ретроспективы и трехлетней перспективы. В-третьих, организовать анонимное анкетирование работников порта и обязать администрацию предприятия провести встречи с коллективами всех 17 подразделениях Морпорта. Наконец, создать Конфликтную комиссию по разрешению коллективных споров. Все эти мероприятия будут проводиться при активном участии депутатского корпуса.
Круглый стол представителей администрации города, руководства Морского порта Санкт-Петербург и рабочих профсоюзов / Администрация Санкт-Петербурга |
— Есть коллективный договор и требования действующего законодательства, и город как гарант трудовых отношений имеет право в это вмешиваться. С интервалом в один месяц: декабрь, январь и февраль – мы проведем раунды переговоров, чтобы итоговая редакция коллективного договора устроила всех, — подвел итоги совещания Игорь Албин.
Российский профсоюз докеров уже подтвердил, что забастовка приостановлена, потому что вице-губернатор выступил гарантом справедливого решения этих вопросов. Теперь остается надеяться, что хотя бы к февралю действительно удастся добиться приемлемого компромисса по проекту договора, с которым согласятся и руководство ОАО «Морской порт Санкт-Петербург», и все три профсоюза, действующих на предприятии.