Проект HSC150B – разработка нижегородской компании "Си Тех". Закладка корпусов катамаранов состоялась в 2022 году в Рыбинске на судостроительном заводе "Вымпел". Полная сборка идет на промышленной площадке Восточно-Сибирского речного пароходства. Примерно половину веса каждого из инновационных судов составляют алюминиевые компоненты, сообщает пресс-центр Алюминиевой ассоциации.
На иркутской верфи ВСРП суда будут оснащены современным навигационным оборудованием, на них установят двигатели, основные агрегаты и узлы, а также проведут обстроечные и отделочные работы. Спуск на воду тоже произведут судостроители ВСРП на производственной базе пароходства.
"Сейчас корпуса судов готовы на 97%. Скоро начнем монтаж оборудования и систем", – рассказал заместитель директора по судостроению Восточно-Сибирского речного пароходства Сергей Кошкин.
Благодаря расположенным в носовой и кормовой частях крыльям и двум двигателям мощностью по 1400 кВт каждый катамаран сможет развивать скорость до 60 км/ч (32 узла в морских терминах). С точки зрения динамики судно проекта HSC150B сравнимо с судами на подводных крыльях и скоростными катамаранами. Впечатляющих динамических характеристик удалось достичь благодаря максимально широкому применению алюминия в судовой конструкции.
"Алюминий – приоритетный материал для создания скоростных транспортных средств, будь то самолет, поезд, автомобиль или судно. Для скоростных судов он, по сути, единственный. Титан дорогой и трудоемкий материал, а композитные конструкции имеют ограничения по правилам. Для скоростного судна, как и для других транспортных средств, главное – масса. Больше масса корпуса – меньше полезной нагрузки, топлива. Плюс алюминия – отсутствие коррозии в пресной воде. Следовательно, не требуется вводить запасы на коррозию по толщине деталей, - подчеркнул генеральный директор компании "Си Тех" Петр Ежов.
По его словам, вес судов, строящихся на иркутской судоверфи, удалось снизить за счет полностью алюминиевого корпуса, а также изготовления из алюминия большинства элементов и узлов – от клапанов до задвижек.
Впервые в практике отечественного судостроения конструкторы-проектировщики компании "Си Тех" применили в комплексе сварные крупногабаритные облегченные панели (СКО-панели) и новый разработанный в Институте легких материалов и технологий (ИЛМиТ) сплав 1581. Это решение дало возможность облегчить надстройку катамарана на 7,2% по сравнению со стандартными прессованными крупногабаритными панелями из сплава 1561.
Главные преимущества катамаранов на подводных крыльях проекта HSC150B – экономичность, пониженное волнообразование и мягкий ход. Они предназначены для скоростных перевозок пассажиров на магистральных речных линиях, озерах и водохранилищах разряда "М" Российского Речного Регистра. Восточно-Сибирское речное пароходство (входит в Группу компаний "Истлэнд"), являющуюся крупнейшим туристическим оператором Восточной Сибири, планирует эксплуатировать инновационные суда в акватории Байкала. С учетом их скоростных характеристик они смогут за час с небольшим пересекать крупнейшее пресноводное озеро планеты в самом широком месте. Благодаря низкой (0,9 м) осадке суда проекта HSC150B смогут максимально близко подходить к суше и высаживать пассажиров на не оборудованный причальными сооружениями байкальский берег, для этого в носовой части спроектирован специальный трап.
"В октябре планируется спуск на воду первого катамарана, чтобы поднять его на крыло. При этом док будет затоплен, а суда впервые окажутся на плаву. Тогда же намечены ходовые испытания", – сообщил Сергей Кошкин.
Ходовые и швартовые испытания катамаранов на подводных крыльях проекта HSC150B пройдут под надзором специалистов Российского Речного Регистра.