Экспедиционный корпус "Корабела" снова в пути. И, как мы и писали в нашем анонсе, на этот раз в поле нашего внимания будут предприятия Республики Карелия, Мурманской области и некоторые гарнизоны Северного флота.
Стартовав в четверг 7 июля, мы неспешно преодолели около 1000 километров и 10 июля прибыли в Город-герой Мурманск, где уже 11 июля начнется основная работа: посещение 35-го СРЗ ОАО "ЦС "Звездочка" и 82-го СРЗ в Росляково.
Впрочем и три дня пути не прошли даром. Уже вечером 7-го числа мы добрались до Петрозаводска - столицы Карелии. Там нас ждал Онежский судостроительно-судоремонтный завод, история которого изобилует крутыми поворотами, падениями и взлетами - на зависть любому беллетристу. Самое главное, что в последнее время в этом сюжете явно наметился хеппи-энд - предприятие вновь запущено, набрало штат и обросло заказами. Подробнее о том, что происходит на верфи, мы расскажем позже в отдельном материале.
|
На территории Онежского ССЗ / Корабел.ру |
Оставив Петрозаводск позади, мы двинулись дальше в направлении Мурманска. По пути помимо обзора красот северной природы, Хибинских гор, многочисленных озер и рек Карелии, мы оценили туристическую инфраструктуру двух портов, с которых пассажирские суда возят туристов на Соловецкие острова, осмотрели порт Кандалакша, познакомились интересными людьми. И представляем небольшой фоторепортаж.
1. Деревня Идель Сегежского района Республики Карелия
|
Деревня Идель, вид на одноименную реку / Корабел.ру |
Свернули послушать тишину и не пожалели. Деревня расположена на живописном месте впадения реки Идель в реку Нижний Выг. Судя по конструкции причала, когда-то здесь ходил паром. Местами дерево уже прогнило, но в целом сделано на совесть, надежно. И все бы ничего, если бы огромная лужа солярки и масла на берегу не испортила все положительное впечатление.
|
Деревня Идель, когда-то здесь ходил паром |
|
|
Деревня Идель, когда-то здесь ходил паром |
|
|
Лужа солярки портит все впечатление |
|
2. Сброс воды на Беломорской ГЭС. Основана в 1963 году.
|
Сброс воды на Беломорской ГЭС / Корабел.ру |
3. Рыбный порт Беломорск
Из порта Беломорск регулярно ходит пассажирский катамаран "Сапфир", который доставляет туристов на Соловецкие острова. Из города до причалов порта ведет единственная, изрядно побитая дорога. Но туристические автобусы двигаются по ней довольно быстро – видимо водители за годы работы изучили все ямки и ямы.
Новичку передвигаться по этой дороге сложно. На въезде в порт стоит КПП со шлагбаумом, и за скромную плату в 50 рублей охранник с удовольствием его откроет. Пешком пройти можно бесплатно.
|
Рыбный порт Беломорск |
|
|
Рыбный порт Беломорск |
|
|
Кемь, Рабочеостровск, порт / Корабел.ру |
|
Сам некогда крупный рыбный порт Беломорска сегодня находится в плачевном состоянии. Здания, склады, многочисленные постройки мало отличаются от дороги в части "побитости". Тогда как пейзажи напротив – очень завораживают. Наслаждаться ими не мешает даже обилие комаров.
Как сообщают некоторые СМИ, существуют проекты создания в Беломорске к 2019 году нового морского порта мощностью по перевалке в 9 млн тонн грузов, как раз на месте современного рыбного порта. Суммы, как кстати и сроки, называются разные. Однако пока туристов встречают вот такие надписи.
|
Рыбный порт Беломорск / Корабел.ру |
4. "Сапфир"
Пассажирский катамаран проекта КР-2, польской постройки (Stocznia "Wisla", Gdansk). Серия судов проекта KP-2 строилась вс 1980 по 1994 годы, конкретно "Сапфир" – в 1982 году.
Длина теплохода составляет 37,7 метров, ширина — 11,84 метра, осадка — 3,15 метра и водоизмещение 470 тонн. Судно рассчитано на 250 пассажиров и 4 члена экипажа.
5. Порт Кемь
|
Кемь, Рабочеостровск, порт |
Из порта Кемь на Соловки можно добраться в два раза быстрее, нежели из Беломорска, за 2 часа против 4 часов. Перевозки организует компания ООО "Причал". На линии работают два теплохода: "Василий Косяков" (1982 года постройки) и "Метель 4" (1980 года постройки). Бронировать билеты следует минимум за час.
|
Кемь, Рабочеостровск, порт |
|
|
Кемь, Рабочеостровск, порт |
|
|
Кемь, Рабочеостровск, порт |
|
Инфраструктура порта более приспособлена для приема туристов, нежели в Беломорске. На территории построен большой гостиничный комплекс, ресторан, есть вместительная автостоянка. Такса за въезд на территорию порта унифицирована, составляет 50 рублей.
|
Стоянка автомобилей, порт Кемь |
Судя по количеству машин, Кемь пользуется гораздо большей популярностью у туристов. Помимо иностранных туристических автобусов из Латии, Бельгии, Германии, Финляндии встречаются автомобили из всех регионов России. Справа Toyota FJ Cruiser с владивостокскими номерами.
|
Кемь, Рабочеостровск, порт / Корабел.ру |
Кроме того, здесь есть еще одна достопримечательность — оставшиеся декорации от съемок фильма "Остров"
6. На байдарке от Чупы до Соловков
|
Евгений из Люберец / Корабел.ру |
Евгений – водный турист из г. Люберцы Московской области. Прошел вместе с братом на байдарках от Чупы до Кеми – это свыше 250 км. Планирует посетить Соловецкие острова, тоже на байдарках. Встретили мы его в местном кафе с чашкой чая и библиотечным томиком Лермонтова в руках.
7. Карьер "первый", на выезде из Кеми
|
Карьер на выезде из Кеми / Корабел.ру |
8. Порт Кандалакша
Морской порт Кандалакши в 2015 году отметил столетие со дня основания. Ажиотажа судов на "Воротах в Арктику", как еще называют этот порт, не наблюдалось.
|
Порт Кандалакша |
|
|
В окрестностях Кандалакши |
|
|
В окрестностях Кандалакши |
|
9. Хибины
|
По пути на Мурманск, вид на Хибины / Корабел.ру |
10. Комсомольский карьер близ Оленегорска
|
Карьер Комсомольский / Корабел.ру |
Здесь добывают железную руду для нужд Оленегорского горно-обогатительного комбината. Работы на карьере ведутся с 1998 года.
Для любопытных туристов сделана небольшая обзорная площадка, подъехать к которой не так просто.
|
Оленегорск |
|
|
Карьер Комсомольский |
|
|
По пути на Мурманск, вид на Хибины |
|
Подробные отчеты и больше фото будут позже.