Что же в ушедшем году произошло значимого? Начнем, как обычно, с января 2021 года
ЯНВАРЬ
В этом месяце завершила свои испытания атомная подводная лодка "Казань" проекта 885М, корабль противоминной обороны "Петр Ильичев" вывели из цеха, а на Северной верфи на фрегат "Адмирал Головко" погрузили первые отечественные дизель-газотурбинный агрегат М55Р и редукторы. Ранее агрегаты такого типа производились исключительно за рубежом, однако "размолвка" с Украиной, которая в Советском Союзе считалась базой морского газотурбостроения, подтолкнула Россию искать свой путь.
В этом же месяце приходят новости о том, что "Нефтефлот" наращивает темпы постройки круизных судов проекта PV20S, "Красное Сормово" спускает на воду четвертый сухогруз для "Альфы", а Онежский ССЗ закупает материалы для краболовов.
Отдельного внимания заслуживают ледоколы. В январе завершается формирование корпуса атомного ледокола "Урал", а долгожданный "Виктор Черномырдин" получает первое задание.
И отдельного внимания заслуживает траулер "Баренцево море". В январе наша команда лично посетила это судно и выпустила отличный сюжет, который можно посмотреть по ссылке.
ФЕВРАЛЬ
В этом месяце на Онежском ССЗ заложили киль третьего краболова-живовоза, на Северной верфи траулер "Капитан Коротич", а на Окской судоверфи началась резка стали на краболов-процессор для флота ГК "Русский Краб". На "Красном Сормово" был спущен пятый сухогруз RSD59 "Леонид Пестриков" для "Альфы", Невский ССЗ передал заказчику третий RSD59 "Пола Гали": трехсторонний акт приема-передачи судна между заводом ГТЛК и "Пола Райз" был подписан в Кронштадте.
19 февраля в 16:30 по Москве "Кристоф де Маржери" завершил экспериментальный и поистине исторический маршрут Сабетта – Цзянсу – Сабетта, ведь впервые в истории в феврале крупнотоннажное грузовое судно осуществило такой переход по восточному сектору Арктики. На обратном пути по СМП от мыса Дежнева до Сабетты, как мы все помним, "Кристофа де Маржери" сопровождал атомный ледокол "50 лет Победы". На тему навигации по СМП у нас есть отличный видеосюжет с Вячеславом Рукшей, директором Дирекции Севморпути.
Впервые в беспилотном режиме, но под контролем экипажа, опробовала свои силы грунтоотвозная шаланда "Рабочая". Грузопассажирское судно "Адмирал Невельской", построенное на Невском ССЗ, отправилось отправилось в порт приписки Корсаков.
МАРТ
В Санкт-Петербурге на Адмиралтейских верфях спустили третью большую дизель-эклектическую подлодку "Магадан", для Тихоокеанского флота. Тем временем на Невском ССЗ заложили киль морского танкера проекта 23130 для Министерства обороны. На Астраханском судоремонтном заводе – спасательно-буксирное судно "Михаил Чеков".
На судоверфи "Звезда" заложили танкер типа "Афрамакс" "Академик Ивантер" дедвейтом 114 тыс. тонн. На Астраханской верфи (ЮЦСС) приступили к формированию верхнего строения ледостойкой платформы. А на "Зеленодольском заводе имени А.М. Горького" заложили корпуса новых СПК проекта 03830 для Ханты-Мансийского автономного округа.
Группа компаний "Р-Флот" заложила два обстановочных судна проекта 3052 (заказчик – ФКУ "Речводпуть"), на Окской судоверфи заложили краболов-процессор (проект 5712Р) для ГК "Русский краб".
Также в марте специалисты Средне-Невского судостроительного завода завершили работы по вакуумно-нагнетательной пропитке обмотки катушки полоидального поля PF-1, изготавливаемой предприятием для международного экспериментального реактора ИТЭР.
Катушка полоидального поля экспериментального реактора ИТЭР. / Фото: "Средне-Невский судостроительный завод" |
23 марта в Суэцком канале произошло событие, заставившее российские СМИ куда чаще вспоминать о Севморпути, – Суэцкий канал был заблокирован контейнеровозом Ever Given, что привело к 400-метровому затору, с которым пришлось разбираться целую неделю.
АПРЕЛЬ
Продолжается работа по ледостойкой платформе на ЮЦСС, на этот раз собирают блок центральной части опорного основания. На Северной верфи спустили на воду первый серийный траулер-процессор проекта 170701 "Капитан Геллер" (заказчик – "Рыбпроминвест", входит в Norebo). На "Красном Сормово", можно сказать, уже в штатном режиме, спустили на воду ещё один сухогруз RSD59 "Николай Леонов" (видео со спуска).
Судостроительный завод имени Октябрьской революции успешно завершил испытания гидрографического катера "Александр Анищенко", также успешно ходовые испытания прошел "Павел Леонов" – грузопассажирское судно на Невском ССЗ. Тем временем на "Пелле" в апреле успел окунуться в воду и снова встать на ровный киль "Скорпион".
Отдельного внимания заслуживает Череповец, где на берегу реки Шексна заработал новый судостроительный завод и начал сборку барж. Также в апреле представители бизнеса негативна высказались об идее переноса Большого порта Санкт-Петербург в Усть-Лугу.
МАЙ
Этот месяц оказался богатым на закладки и спуски. На СНСЗ спустили на воду корабль противоминной обороны "Петр Ильичев" (проект Александрит), а на "Красном Сормово" седьмой RSD59 для ООО "Альфа", также завод получил контракт на 11 сухогрузов для ГТЛК. В Благовещенске на Судостроительном заводе им. Октябрьской революции спустили на воду новый сейнер проекта 1338. На Онежском заводе спустили на воду буксир ледового класса "Помор"
Заложили траулер Т40В на Верфи братьев Нобель для "Рыбоперерабатывающего завода "Сокра", на Северной верфи началось строительство девятого траулера "Капитан Портнов" для Norebo.
На Восточной верфи запустили главный двигатель первого дальневосточного краболова "Охотск", на Невском ССЗ передали заказчику грузопассажирское судно проекта PV22 "Павел Леонов" (у нас есть видеорепортаж с этого судна). Специалисты Балтийского завода залили второй винт для танкеров-продуктовозов MR-50.
В мае Росморпорт объявил конкурс на строительство инновационных двухтопливных ледоколов мощностью 12-14 МВт проекта 23620, а на "ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева" обсудили создание плавучей поликлиники для ХМАО.
Наконец-таки суда стали активно выходить в навигацию, и "ВодоходЪ" порадовал всех выходом в круиз "Мустая Карима". В Костроме торжественно встретили первый в сезоне теплоход "Лунная соната", а новые "Валдаи-45Р" начали навигацию по реке Лена.
Кстати, в мае Корабел.ру побывал на прекрасном и уникальном в своем роде многоцелевом сухогрузном судне "Камилла" (проект U-Type), предназначенным, в основном, для перевозки проектных грузов. Когда мы прибыли к причалу, на теплоход как раз были погружены лопасти для ветряных генераторов.
Завершим обзор по маю тем, что "Северный поток – 2" продолжал строиться. Работали трубоукладчик "Академик Черский" и "Фортуна.
ИЮНЬ
Что было запланировано и заложено в июне? Нижегородское ПКБ "Си Тех" представило новый эскизный проект пассажирского СПК для магистральных линий протяженностью до 700 км. На ПСЗ "Янтарь" объявили о победе в конкурсе на строительство MPSV06M. Судно-спасатель 7 МВт предназначено для Морспасслужбы. Срок сдачи – 2024 год. На ССК "Звезда" заложили киль пилотного газовоза для "Совкомфлота". Проект будет представлен серией из 15 газовозов.
Спустили на воду морской транспорт вооружения проекта 20360М "Геннадий Дмитриев". До этого "Вымпел" ещё не строил таких больших кораблей. Кстати, транспортник предназначен для приема, хранения и перемещения боеприпасов. Конечно же, на "Красном Сормово" спустил очередной сухогруз, этому дали имя "Альфа Гермес". В июне передислоцировался к причальной стенке Балаковского ССРЗ гидрографический катер "Юрий Бабаев". На "Янтаре" приступили к швартовным испытаниям океанографического исследовательского судна "Евгений Горигледжан". Судоверфь "Стрингер" построили катера "Кракен" для Камчатки и Сахалина. А на Восточной верфи готовились к спуску второго краболова: в июне судно выкатили из эллинга для покраски корпуса.
Посмотрим на то, какие суда куда направились. 13 июня лайнер "Князь Владимир" из Сочи отправился в первый рейс с 500 пассажирами на борту. Фрегат "Паллада" ушел в "путешествие" по маршруту знаменитой экспедиции Витуса Беринга.
В завершение отметим, что в этот месяце Главгосэкспертиза России одобрила глубокую модернизацию производственных мощностей Онежского ССЗ. На заводе пообещали внедрить новейшие технологии искусственного интеллекта. Также в июне состоялся МВМС-2021, итоги которого можно освежить в памяти по этой ссылке.
ИЮЛЬ
Начнем с событий, связанных с ВМФ. В этом месяце отправилась на ходовые испытания подводная лодка "Магадан" (Адмиралтейские верфи), корвет "Резкий" вывели со стапеля Амурского судостроительного завода, на "Вымпеле" заложили катер "Грачонок", а на Зеленодольском заводе два "Грачонка" спустили на воду. Также спустили на воду атомную подводную лодку проекта 885М "Красноярск" на Севмаше.
Наконец-то появилась официальная информация о том, что ледокол "Лидер" заложили! Одновременно с этим на Онежском ССЗ заложили четвертый краболов-живовоз для ГК "Русский краб" (для пятого начали резать сталь), на СНСЗ – второй пассажирский теплоход "Виктор Астафьев" проекта А45-90.2 для Енисея.
В июле спустили на воду супертраулер "Механик Сизов". Судно строится на Адмиралтейских верфях для "Русской рыбопромышленной компании по проекту СТ-192 Морского инженерного бюро.
Самым значимым событием в области выхода на испытания, стали испытания системы электродвижения атомного ледокола "Сибирь". Помимо этого вышел на ходовые испытания сухогруз "Валентин Смыслов" (заказчик – "Астрол") на Окской судоверфи, завершились ходовые испытания RSD59 "Альфа Аквилон" ("Красное Сормово"). Также в этом месяце завод "Красное Сормово" передал ГТЛК четыре сухогруза: "Леонид Пестриков", "Николай Леонов", "Альфа Гелиос", "Альфа Гермес".
Погрузили главный двигатель на строящийся краболов проекта Cca5712LS на Находкинском СРЗ, два сейнера проекта 1338К ушли на Камчатку (Судостроительный завод имени Октябрьской революции).
"Научно-исследовательское проектно-технологическое бюро "Онега" завершило один из важнейших этапов работы над проектом 03850 "Соталия", также его согласовали с РРР.
АВГУСТ
На этот раз сосредоточимся на новых событиях, опустив ряд однотипных спусков и закладок, однако опять начнем с ВМФ.
К августу Адмиралтейские верфи завершили ходовые испытания "Магадана", также там заложили две больших дизель-электрические подлодки для Тихоокеанского флота России. На Амурском заводе заложили два новых корвета "Грозный" и "Буйный". Судно тылового обеспечения "Всеволод Бобров" передали ВМФ (Северная верфь).
В августе спустили на воду первый "Метеор 120Р"! Также спустили на Приморско-Ахтарской судоверфи научно-исследовательский борт "Черноморец", на Окской судоверфи сухогруз RSD59 "Александр Иванов", на "Восточной верфи" первый серийный краболов "Аян" проекта 03141.
В августе продвинулась история с атомным ледоколом "Арктика", который встал на ремонт ГЭД в док Кронштадтского морского завода. На борт атомохода "Урал" погрузили якорно-швартовное оборудование.
На Балаковском ССЗ началось строительство ледокола-буксира проекта БР29 для Мосгортранса.
СЕНТЯБРЬ
В этом месяце произошел целый ряд значимых событий. Начнем с того, что траулер "Норвежское море", построенный на Выборгском судостроительном заводе был передан СЗРК. Это второе судно проекта КМТ01, первое уже успело себя зарекомендовать во время непосредственной деятельности.
Спустили "Анатолия Чернеева", судно проекта NE020 на Окской судоверфи, третий "Валдай 45Р" для Чуваши в Нижегородской области, второй танкер типа "Афромакс", конечно, на ССК "Звезда", траулер-процессор "Капитан Осташков" на Северной верфи для Norebo. Отдельно отметим научно-исследовательское судно "Пионер-М", которое спустили на воду на СНСЗ. На судне планируется применить технологию безэкипажного судовождения.
Погрузили главный двигатель на краболов проекта Cca5712LS на Верфи братьев Нобель.
Приступили к строительству на ССК "Звезда" двух многофункциональных научно-исследовательских судов неограниченного района плавания, в Самаре на заводе "Нефтефлот" заложили кили двух судов проекта RDB 66.62, на СНСЗ заложили девятый ПМО проекта "Александрит". На Адмиралтейских верфях заложили серийный супертралуер для РРПК.
В сентябре прибыло на Сахалин долгожданное грузопассажирское судно "Павел Леонов", а паром "Василий Ощепков" покинул акваторию Амурского судостроительного завода.
На Росатоме начался ключевой этап производства реактора для ледокола "Якутия"!
В сентября состоялись два значимых форума! Первый – Seafood Expo Russia 2021, второй – "НЕВА 2021". В первом случае мы предлагаем вспомнить, как прошел круглый стол, посвященный первым итогам строительства рыбопромысловых судов, во втором случае – отправится на наш канал в ЮТУБ, где мы выложили ряд интересных сюжетов с "НЕВЫ 2021".
ОКТЯБРЬ
Начнем с легкого штриха на тему ВМФ: на подлодке "Магадан" наконец-таки поднят Андреевский флаг!
НСЗР продолжает активно работать над краболовами проекта CCa5712LS. За октябрь завод завершает формирование корпусов первого, второго и третьего судов, изготавливает днищевые блок-секции для четвертого, пятого и шестого краболовов. На Верфи братьев Нобель погрузили главный двигатель в один из краболовов (всего их строят два). На супертраулере "Капитан Вдовиченко" запустили главные дизели, котлы, вспомогательные дизель-генераторы, приступили к швартовным испытаниям основных механизмов. Начали резку металла для научно-исследовательских судов проекта 17050 на Невском ССЗ. А на ССК "Звезда" приступили к созданию танкера-газовоза СПГ класса.
Заложили четыре несамоходных земснаряда для бассейновых администраций в Городце на ССК. На Окской судоверфи – сухогруз нового поколения для Волжского пароходства RSD71 по проекту Морского Инженерного Бюро. Имя этому сухогрузу решили дать в честь безвременно ушедшего доктора технических наук, проектировщика судов и идеолога отечественного судостроения Геннадия Егорова. Кстати, для Волжского пароходства будет построена четыре таких сухогруза.
Закладка судна "Конструктор Егоров" проекта RSD71 для Волжского пароходства / Фото: "Морское Инженерное Бюро", ООО |
В Зеленодольске заложили многофункциональное аварийно-спасательное судно проекта MPSV07.
Одно из самых значимых событий октября – передали "Газпром СПГ технологии" отечественное речное судно на СПГ "Чайка". Также отметим, что в октябре танкер "Ярослав Мудрый" отправился из Находки в Антарктиду для обеспечения топливом экспедиции.
Пассажирское судно на сжиженном природном газе "Чайка" / Фото: Судостроительная Корпорация "Ак Барс" |
За навигацию 2021 года по маршруту Севастополь-Ялта новейшими судами на СПК "Комета 120М" перевезено более 16,5 тыс. пассажиров.
А в конце октября ОСК поделилась планами по развитию строительства судов на электродвижении.
НОЯБРЬ
В этом месяце корвет "Резкий" пришвартовался к достроечному пирсу в акватории сдаточной базы Амурского судостроительного завода во Владивостоке и спустя некоторое время приступил к швартовным испытаниям.
На Окской судоверфи заложили пятый многофункциональный буксир-спасатель проекта MPSV12 для Морспасслужбы, а на Невском судостроительно-судоремонтном заводе – два научно-исследовательских судна проекта 1705 "Профессор Анатолий Елизаров" и "Профессор Петр Моисеев". Оба судна нужны ФГБНУ "Всероссийский НИИ рыбного хозяйства и океанографии", их предназначение – комплексные рыбохозяйственные и океанографические исследования.
В ноябре на Находкинском судоремонтном заводе спустили плашкоут "Владимир Пашкин", на "Янтаре" – фрегат Tushil проекта 11356, Niestern Sander спустила ледокольное судно для Сахалина, в Нижегородской области на Череповецком судостроительном заводе – буксир-толкач проекта ТСК.395 "Юрий Попсуев". Отдельно отметим проектную документацию пассажирского рейдового катера проекта RDB 30.7, которую РЦПКБ "Стапель" передал ОАО "Моряк".
Спустили на воду четырнадцатое судно на подводных крыльях "Валдай 45Р"!
В процессе строительства на ноябрь продолжают находиться краболовы на НСРЗ: завершается формирование первых трех корпусов проекта, их выкатывают на достроечный стапель. На пароме "Александр Деев" запускают ГД, который на тот момент находится на сдаточной базе АСЗ во Владивостоке.
Хорошо была представлена ледокольная история. На Адмиралтейский верфях вышла на швартовные испытания долгожданная самодвижущаяся ледостойкая платформа "Северный полюс", завершились пусконаладочные работы и сдана система внешнего пожаротушения на атомном ледоколе "Сибирь", а 16 ноября уже отправился на ходовые. Его собрат "Урал" принял на борт дизельное топливо для промывки систем РДГ, а также на судне начали установку лифтового оборудования.
Среди важных событий месяца обязательно нужно отметить, что на СПК по проекту нижегородского конструкторского бюро "Си Тех" установят двигатель отечественной сборки компании "МПС" (кстати, недавно Корабе.ру побывал на их производстве). Важной новостью для Санкт-Петербурга стало подписание между ГТЛК и "Нева Тревел Компани" договора на строительство пассажирских катамаранов проекта 04580 "Котлин". Судно по всем свои характеристикам обещает быть лучше "Грифона", и даже сможет побороться с судами на СПК. Подробнее о "Котлине" можно узнать по ссылке.
Чтобы было запланировано в ноябре? Росатом заявил, что построит четыре плавучих энергоблока для Баимского ГОК почти за 200 млрд. руб. Срок поставки плавучих блоков – 31 июля 2031 год.
ДЕКАБРЬ
Пожалуй, основное событие, на котором завершился декабрь – атомный ледокол "Сибирь" передали заказчику! А ещё первый атомный ледокол проекта 22220 "Арктика" наконец-таки получил новый ГЭД и и вернулся в Мурманск. Теперь можно ждать выхода на проектную мощностью в 60 МВт (мы будем следить). Но, конечно, помимо ледокольной истории, происходило и много других событий.
В Петрозаводске заложили шестой краболов-живовоз. Серия краболовов на Онежском судостроительно-судоремонтном заводе предназначена для крабопромысловой компании "Русский краб". На ССК "Звезда" заложили третий ледокольный танкер-газовоз СПГ, в Зеленодольске на заводе имени А.М. Горького – три многоцелевых морских буксиров проекта Т3150-ЗД. На Окской судоверфи за один день заложили сразу пять арктических буксиров-спасателей проекта NE025 для Росморречфлота.
Заложен киль шестого краболова-живовоза нового флота ГК "Русский краб" / Фото: Онежский судостроительно-судоремонтный завод |
Спустили на воду траулер "Карское море" (Выборгский судостроительный завод), а на "Норвежском море" подняли флаг. Кстати, тизер о "Норвежском море" можно посмотреть по этой ссылке. "Р-Флот" построила и сдала свое первое судно: им стало судно ледового класса "Владимир Макаров". Это головной пароход из десяти строящихся по проекту 3052, который разработан "Горьковским центральным конструкторским бюро речного флота". Передан заказчику "Пильтун" – буксир-спасатель проекта MPSV12, который построили на Невском ССЗ.
Ещё одна по-настоящему ожидаемая новость судостроения – круизный лайнер "Петр Великий" приступил к ходовым испытаниям. Строилось это судно на заводе "Лотос" по проекту МИБ, и, конечно, было одно из самых ожидаемых. Кстати, "Петр Великий" – головное судно проекта, хотя и первым в круиз отправился "Мустай Карим".
Также на испытания отправился "Капитан Вдовиченко" – БМРТ с Адмиралтейских верфей и оттуда же подводная лодка "Кронштадт" проекта 677. На Северной верфи приступили к швартовным испытаниям траулера "Капитан Соколов" (заказчик – Norebo), там же запущены испытания гидрографического катера "Леонид Сенчура" проекта 23040Г (заказчик – ВМФ России).
Также в завершение нашего обзора отметим, что в Приволжском федеральном округе по проекту "Живая Кама" планируется построить четыре новых порта, а на Севморпути установлен новый рекорд грузоперевозок – 33,5 млн тонн.