Контроль качества защитных ЛКМ для судостроения и судоремонта. Стандарты и требования

0 43 5 мин
Судостроение и судоремонт являются отраслями промышленности, требующими использования наиболее высококачественных материалов для защиты судов от агрессивных воздействий окружающей среды. Лакокрасочные покрытия играют важную роль в обеспечении долговечности и безопасности морских судов.
Траулер
Траулер "Андромеда" защищен материалами ВМП / Фото: "НПХ ВМП", АО

Они защищают конструкции от коррозии, биологического обрастания, воздействия ультрафиолетового излучения и других факторов, способных привести к преждевременному износу и выходу судна из строя. Контроль качества покрытий является необходимым условием для обеспечения их эффективности и соответствия строгим стандартам отрасли.

Научно-производственный холдинг "ВМП" более 20 лет разрабатывает и производит антикоррозионные ЛКМ для судостроительной отрасли. Материалы ВМП проходят контроль качества, имеют заключения, одобрены и рекомендованы к применению отраслевыми, специализированными испытательными центрами и включены в нормативные документы, регламентирующие деятельность отрасли. Специалисты отдела технической поддержки и инспекционного контроля проводят технологическое сопровождение окрасочных работ и разрабатывают техническую документацию.

Весь процесс контроля качества окрасочных работ строго регулируется национальными и международными стандартами. Наиболее известными среди них являются:

ГОСТ 34667: гармонизированная в национальное нормативное поле российская версия международной серии стандартов ISO 12944 устанавливает требования к системам защитных покрытий для различных объектов, включая морские суда. Стандарт охватывает аспекты выбора подходящего покрытия для конструкций из углеродистых сталей, в том числе, металлизированных цинком или алюминиевыми сплавами под различные условия атмосферной эксплуатации, постоянного погружения в морскую, пресную воду и грунт под требуемый прогноз срока службы. Подробно освещает вопросы подготовки поверхности перед окрашиванием, нанесения покрытия и оценки его качества. 

ГОСТ 9.401: Отечественный стандарт используется для прогнозирования срока службы и правильного выбора систем лакокрасочных покрытий при окрашивании изделий для различных условий атмосферной эксплуатации. Определяет общие требования и методы ускоренных испытаний на стойкость к воздействию климатических атмосферных факторов.

Правила Российского морского регистра судоходства: В числе прочих требований к проектированию и постройке судов, подконтрольных регистру, в "Правилах классификации и постройки морских судов" и других документах регламентируются требования к противообрастающим покрытиям, покрытиям балластных цистерн забортной воды и нефтеналивных танков, покрытиям для внутренних помещений, межоперационным грунтовкам для защиты корпусного листа, допускающим проведение сварочных работ без удаления покрытия, ледостойким покрытиям для корпусов ледоколов и судов ледового плавания, огнезащитным покрытиям. 

NORSOK (Норвежская ассоциация нефтяной промышленности): NORSOK M-501 - стандарт используется в судостроении для оценки качества антикоррозионных и огнезащитных покрытий. Часто применяют при строительстве и ремонте долговременных морских объектов, например, морских буровых платформ. Стандарт акцентирует внимание на устойчивости к воздействию морской воды и других агрессивных сред.

IMO PSPC: Стандарты Международной морской организации, устанавливающие требования к противообрастающим покрытиям для подводных частей судов, защитных покрытий специально предназначенных для забортной воды балластных танков на судах всех типов и помещений двойного борта балкеров, защитных покрытий грузовых нефтяных танков на танкерах для сырой нефти.

Покраска судна / Фото:
Покраска судна / Фото: "НПХ ВМП", АО

Контроль качества при окрасочных работах

Перед покраской проверяется подготовка поверхности перед нанесением покрытий, затем производится контроль качества ЛКМ перед и во время нанесения на поверхность. Также учитывается соответствие климатических условий требованиям технологической документации на проведение окрасочных работ. Контроль качества работ по подготовке поверхности и нанесению защитных покрытий на судовые конструкции осуществляется квалифицированными инспекторами в соответствии с критериями национальных и/или международных стандартов.

Контроль качества подготовки поверхности

Подготовка поверхности перед нанесением лакокрасочных материалов в судостроении является одним из ключевых этапов, обеспечивающих надежность и долговечность защитных покрытий. От качества подготовки зависит адгезия, антикоррозионная защита и общая эффективность лакокрасочной системы.

Основными сериями стандартов, регламентирующими состояние стальных поверхностей и уровень подготовки, необходимый для лучшей адгезии и долговечности лакокрасочного покрытия, являются:

ISO 8501: "Подготовка стальной основы перед нанесением красок и подобных покрытий — Визуальная оценка чистоты поверхности";

ISO 8502: "Подготовка стальной основы перед нанесением красок и подобных покрытий — Испытания для оценки чистоты поверхности";

ISO 8503: "Подготовка стальной основы перед нанесением красок и подобных покрытий — Характеристики шероховатости поверхности стальной основы, очищенной пескоструйным способом";

ISO 8504: "Подготовка стальной основы перед нанесением красок и подобных покрытий — Методы подготовки поверхностей".

Также может применяться отечественный стандарт ГОСТ 9.402-80: "Покрытия лакокрасочные. Подготовка металлических поверхностей перед окраской".

Контроль качества ЛКМ

Входной контроль лакокрасочных материалов, доставленных поставщиком, обычно проводит исполнитель окрасочных работ. В рамках осмотра проверяется сопроводительная документация, осматривается упаковка и сверяются свойства материала с требованиями, указанными в технической документации. Осматривая упаковку, инспектор убеждается, что тара цела и на ней есть необходимая маркировка.

Качество лакокрасочных материалов сравнивается с характеристиками, указанными в сертификате партии и в документации производителя (например, в спецификациях, инструкциях, технических картах и пр.). Если возникают сомнения, инспектор может запросить дополнительные испытания по отдельным показателям.

Контроль климатических условий

Проведение контроля климатических условий во время выполнения окрасочных работ необходимо осуществлять не реже двух раз за смену, при этом первое измерение выполняется непосредственно перед началом работ. В случае изменчивой погоды замеры следует проводить каждые два часа.

Контроль климатических условий включает оценку следующих параметров:

  • наличие или отсутствие осадков (снега, дождя) либо их последствий (лёд, иней, мокрая поверхность);
  • соответствие температуры окружающего воздуха и окрашиваемой поверхности требованиям, указанным в технической документации на используемую краску;
  • соответствие относительной влажности воздуха требованиям, прописанным в технической документации на применяемые лакокрасочные материалы;
  • вероятность конденсации влаги на окрашиваемой поверхности согласно стандарту ISO 8502-4.

Контроль качества в процессе нанесения ЛКМ

В процессе нанесения ЛКМ обязательно контролируют следующие показатели:

  • Толщина покрытия. В процессе нанесения лакокрасочных материалов необходимо контролировать толщину каждого слоя и общую толщину покрытия путем измерения толщины сначала мокрого слоя, затем (перед нанесением последующего слоя) сухой пленки. Контроль мокрого слоя осуществляется непосредственно после нанесения лакокрасочного материала по стандарту ISO 2808, который в ближайшее времени станет действующим в России под обозначением ГОСТ 31993;
  • Количество слоев наносимого покрытия контролируют визуальным осмотром, оно должно соответствовать технической документации; 
  • Степень высыхания покрытия контролируется по методикам стандарта ГОСТ 19007. Также используются тактильные методы (прикосновением пальцев рук). Как правило, на практике пользуются такими показателями как "высыхание на отлип" и "высыхание на ощупь";
  • Сплошность покрытия, т.е. равномерное, без пропусков распределение лакокрасочного материала по поверхности обычно оценивают визуально (по укрывистости) при хорошем рассеянном дневном свете или искусственном освещении. При формировании лакокрасочных покрытий на ответственных конструкциях сплошность контролируют инструментальными способами по стандарту ISO 29601;
  • Оценка адгезии покрытия осуществляется по договорённости сторон различными методами в соответствии со стандартами ISO 2409, ISO 4624 и их отечественными аналогами. Используются три основных метода проверки: метод решетчатых надрезов ГОСТ 31149/ISO 2409 (при толщине сухой пленки менее 250 микрон); метод X-образного надреза ГОСТ 32702/ISO 16276-2 (при толщине сухой пленки покрытия более 250 микрон); метод отрыва ГОСТ 32299/ISO 4624.
Измерение толщины мокрого слоя калиброванной гребёнкой / Фото:
Измерение толщины мокрого слоя калиброванной гребёнкой / Фото: "НПХ ВМП", АО

Контроль сформированного лакокрасочного покрытия

Контроль готового лакокрасочного покрытия осуществляется в том же объёме, что и контроль во время нанесения краски. Однако в данном случае под сроком высыхания понимается период до момента ввода покрытия в эксплуатацию, то есть до достижения покрытием оптимальных физических, механических и защитных свойств.

Контроль качества защитных ЛКМ для судостроения и судоремонта представляет собой комплексный процесс, включающий соблюдение стандартов, правильную подготовку поверхности, выбор подходящих материалов и методов нанесения, а также проведение необходимых испытаний и анализов. Соблюдение всех этих требований гарантирует долговечность и надежность защитных покрытий, что в свою очередь обеспечивает безопасность и экономичность эксплуатации судов.

Холдинг ВМП десятки лет сотрудничает с крупнейшими предприятиями судостроительной и судоремонтной отрасли и зарекомендовал себя как надёжный поставщик защитных покрытий высокого качества.

Специалисты ВМП выполняют полный цикл работ, начиная от разработки оптимальной схемы окраски для конкретного судна с учетом условий эксплуатации, до сопровождения и инспектирования всех работ по устройству защитных покрытий с запуска металла в обработку до сдачи готового судна.

"НПХ ВМП", АО
Екатеринбург
+7 (800) 500-54-00, +7 (343) 357-30-97



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости
рекламаПодписка 2025