Временный недостаток специализированного контейнерного тоннажа в условиях повышения объемов морских грузоперевозок создает условия для частичной «деконтейнеризации» некоторых грузов. Надолго ли? Все зависит от того, насколько быстро судостроители пополнят мировой торговый флот новыми контейнеровозами.
|
Грузооборот / Фото: "Росморпорт", ФГУП |
Аналитики британской компании IHS Markit констатируют, что по итогам 2021 года объем мирового контейнерного экспорта увеличился на 4,8%. Подобная динамика данного показателя главным образом объясняется опережающими темпами развития контейнерного импорта США (+15,7%), что, впрочем, уже привело к значительной перегруженности основных портов и контейнерных терминалов страны как на Восточном, так и на Западной побережьях.
Согласно оценкам IHS Markit, умеренный (2-3%) рост контейнерных грузопотоков сохранится и в наступившем 2022-м, в связи с более медленным, чем годом ранее, но все же поступательным восстановлением мировой экономики после пандемии Covid-19. Тем не менее, ожидается что уже в ближнесрочной перспективе фрахтовые ставки на контейнерные перевозки замедлят свой рост и даже испытают нисходящую коррекцию.
Этому в значительной степени будет способствовать ввод в эксплуатацию новых контейнеровозов, которые были заказаны судовладельцами накануне, а позже уже – и в самом разгаре бума контейнерных перевозок. В частности, ожидается что контейнерный флот продолжит свой рост опережающими темпами. Если по итогам 2021г его увеличение составило 4,3%, то в 2022-м этот показатель достигнет 4,5%, а в 2023 году – уже 7,5%.
По мере увеличения находящегося в эксплуатации контейнерного тоннажа, наблюдаемая с середины прошлого года тенденция на частичную «деконтейнеризацию» отдельных видов грузов в пользу небольших балкеров, постепенно сойдет на нет.
Более того, эксперты предполагают, что по мере массового вступления в строй новых контейнеровозов (то есть с конца 2023-го и вплоть до 2025/26гг) навалочным балкерам и судам, ориентированным на перевозку генеральных грузов придется уступить часть своей грузовой базы контейнерному флоту.
В наступившем же 2022 году еще можно ожидать относительно скромного, 2-3%-го прироста транспортировки тарных, штучных и навалочных грузов (преимущественно в малых партиях), которым могут воспользоваться операторы балкерных флотов.
Впрочем, как уже отмечал Korabel.ru, полученная в 2021 году сверприбыль позволяет контейнерными операторам не только достаточно уверенно чувствовать себя на рынке морских грузоперевозок, но предпринимать успешные попытки деверсифицировать свой основной бизнес, развивая проекты воздушных контейнерных линий.