Развитие судостроения в Астраханской области, в последние годы, идет прежде всего вокруг освоения Каспийского шельфа и особенно месторождения имени В. Филановского "Лукойла". В реализации программы "Лукойла" по строительству добычных конструкций на Каспии принимают участие все главные астраханские верфи: завод "Красные Баррикады" и два завода группы компаний "Каспийская энергия": СЗ "Лотос" и Астраханское судостроительное производственное объединение (АСПО).
Об особенностях работы на нефтегазовый сектор, взаимоотношениях с властями и ожиданиях от новой особой экономической зоны промышленно-производственного типа сегодня нам рассказал Генеральный директор Группы "Каспийская Энергия" – Константин Владимирович Григорьев.
-Константин Владимирович, в должности генерального директора компании Вы работаете относительно недавно. Считаете ли окончание строительства ледостойкой стационарной платформы (ЛСП-1) для месторождения имени Филановского и самоподъемной плавучей буровой установки (СПБУ) "Меркурий" своей победой как руководителя, ведь на Ваши плечи легла ответственность по их сдаче заказчику?
- Те полгода, которые я возглавляю компанию, пролетели так быстро, что сложилось ощущение, будто прошло значительно больше времени. Говорить об успехе, будь то мой личный успех, или успех компании в целом, я считаю не совсем корректно. К тому же, по проекту ЛСП-1 предстоит проделать еще много работы. Мы прекрасно понимаем, что от его реализации зависит очень многое. Вопрос реализации программы "ЛУКОЙЛ" по освоению нефтяных месторождений на каспийском шельфе находится под вниманием Правительства РФ, ведь от своевременного начала бурения зависит добыча запланированных объемов нефти и газа. И, как следствие, поступление средств в федеральный и региональный бюджеты, за счет которого уже развиваются другие государственные программы. В марте, когда наша команда приступила к управлению, все проекты были на той или иной стадии реализации. Маленькой победой можно назвать завершение этапа реализации проекта, но никогда не стоит обольщаться на этот счет. На данный момент, мы закончили береговой этап выполнения проекта ЛСП-1, на 2 месяца раньше срока сдали СПБУ "Меркурий" для компании "Lamprell", но впереди еще очень большая работа. Необходимо завершить строительство кранового судна для компании "Dragon Oil" (ОАЭ), окончить этап пуско-наладочных работ в море на стационарной платформе "Жданов-А", также построенной по заказу "Dragon Oil" и установленной в туркменском секторе Каспийского моря, сдать буксиры для казахстанской компании "OMS Shipping". Результат в нашей деятельности – это не работа конкретно одного человека, а слаженный труд целой команды. А когда команда работает слаженно - она обречена на успех.
- Как Вы оцениваете ход строительства, какие выводы можно сделать?
- На любой стройке случаются форс-мажоры: вовремя не завезли строительные материалы, человеческий фактор сработал не в лучшую сторону, сроки "поехали". Не бывает так, что все проходит гладко, но при соблюдении условий труда, организованной работе служб качества – негативные факторы можно свести к минимуму. Кстати говоря, наша компания особо отмечена одним из наших крупных заказчиков за 2 миллиона часов без потери рабочего времени при выполнении проекта по строительству технологического модуля для комплекса освоения месторождения "Кашаган". Однако, бывают в нашей работе и курьезные случаи. На церемонии имянаречения СПБУ "Меркурий", при символическом разбивании бутылки шампанского, она нас подвела – разбилась не с первого раза. Но мы не суеверные. Что касается проекта ЛСП-1, то он относится к разряду уникальных. Оборудование для объекта мы закупали в разных странах мира. А поскольку у нас сжатые сроки, мы должны осуществить весь комплекс монтажных и пусконаладочных работ. Работы усложняются тем, что платформа уже установлена на точке в море, но как говорят: "глаза боятся, а руки делают". Если все правильно организованно, то никакие трудности не страшны. Также мы стараемся минимизировать риски и заботимся о людях. Существуют требования для работы в море и мы проводим обучение персонала по программе СОЛАС на учебной базе заказчика, там люди обучаются технике безопасности, правилам поведения при нештатных ситуациях. Мы несем ответственность за людей - это наши руки, наши умы, которые строят платформы и сдают заказчику. Наша задача обеспечить готовность запустить систему ЛСП-1 в апреле, для того чтобы летом будущего года нефтяники приступили к бурению.
-На каком этапе формирование портфеля новых заказов? Какие из них можно будет назвать ключевыми?
- Работа в компании строится в двух направлениях. Первое - вовремя закончить текущие проекты, второе - сформировать новый портфель заказов. Безусловно, это непростая работа, особенно в условиях санкций, в которых оказалась Россия. Но повторю, что мы не боимся трудностей, верим в удачу и надеемся на успех. Когда проект находится в стадии обсуждения или по нему подписаны протоколы о намерениях, я не считаю вопрос о формировании портфеля заказов решенным. Когда "чернила высохли" то это уже действующий контракт, до этого - рабочие моменты. В России много судостроительных верфей и не со всеми мы можем конкурировать. Тесно взаимодействуем с предприятиями нашей группы, такими как, например, завод "Лотос", который ориентирован на строительство танкеров, сухогрузов, судов типа "река - море". Если говорить о производстве металлоконструкций, то на площадках "Астраханского судостроительного производственного объединения", входящего в Группу "Каспийская Энергия", возможно выпускать до 20 тысяч тонн металлоконструкций, на судостроительном заводе "Лотос" более 12 тысяч тонн. Мы стремимся использовать наши производственные мощности по максимуму. Без дела не сидим и движемся во всех направлениях.
- Во время недавнего совещания по вопросу создания судостроительного комплекса на Дальнем Востоке, Владимир Путин отметил необходимость обучения кадров для отрасли. Как готовят кадры для предприятий "Каспийской Энергии"?
- Мне посчастливилось побывать на различных машиностроительных предприятиях Российской Федерации. Там много квалифицированных рабочих, преимущественно старшего поколения. Я поинтересовался у них: "Почему молодежи так мало? Ведь нужно же готовить смену". Ответ был такой - "Слабая мотивация". Все хотят хорошо жить, много зарабатывать, а заработная плата на предприятии не соответствует ожиданиям. Естественно, нужно пересматривать условия работы и уделять значительное внимание мотивации. Необходимо предоставлять жилье, соцпакет работникам предприятия. На предприятии "Каспийская энергия" проводится программа "Золотые руки". Согласно ей, мы предоставляем постоянное жилье особо отличившимся сотрудникам, которые проработали у нас на предприятии не менее 5 лет. Кроме этого, существует фонд премиальных, он формируется после сдачи проекта в срок. Конечно, любой руководитель задумывается о завтрашнем дне, о привлечении молодых специалистов. Некоторые работодатели переманивают квалифицированных работников с других заводов, мы же стараемся "привязывать" сотрудников к заводу, создавая комфортные условия. У нас, подразделением Астраханского государственного технического университета "Института морских технологий, энергетики и транспорта", на базе головной верфи, была открыта базовая кафедра "Судостроение и энергетические комплексы морской техники". Кафедра успешно работает уже на протяжении 5 лет. Наша цель – создать для молодых людей систему обучения. Так как на кафедре читают лекции сотрудники предприятия, у студентов есть возможность пообщаться не с теоретиками, а с практиками и узнать нюансы производства. В рамках совместной работы, мы рассматриваем вопросы оплаты стипендий. То есть, можно сказать, что мы находим возможности для мотивации наших потенциальных кадров.
-Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев подписал постановление "О создании на территории Наримановского района Астраханской области особой экономической зоны промышленно-производственного типа". Как это повлияет на деятельность ОАО "Судостроительный завод Лотос", который входит в Группу "КНРГ"?
-В первую очередь, хотелось бы поздравить астраханское Правительство и губернатора Александра Александровича Жилкина с тем, что, наконец, решился вопрос о создании особой экономической зоны. Это большой шаг для привлечения инвесторов, в том числе иностранных. В планах –привлечение многомиллиардных инвестиций. В скором времени начнется работа по созданию инфраструктуры. Что касается завода "Лотос", то предприятие будет интегрировано в данный процесс. Но не будем забегать вперед. Посмотрим, как проект будет воплощаться в жизнь.
-Какие у Вас взаимоотношения с Правительством Астраханской области?
- Когда говорят об отношениях, важно знать что вкладывается в это понятие. У нас с Правительством Астраханской области сложились нормальные рабочие отношения. Мы благодарны Правительству, в частности министру промышленности, транспорта и природных ресурсов Сергею Кржановскому, за ту помощь, которая была оказана для реализации проектов. В прошлом году, во время вывода СПБУ "Нептун", буровой платформы, аналогичной завершенной в текущем году, региональное Правительство оперативно оказало помощь в проведении дноуглубительных работ. Мы работаем в тесном контакте, у нас идет обмен информацией. Губернатор и представители Правительства бывают на предприятии, они знают о тех задачах, которые перед нами поставлены, и о той работе, которая ведется. В целом, я могу позитивно высказаться о нашей совместной работе.
- В канун Нового года можно подвести итоги и построить планы.
- Конец года - это как раз время подводить итоги и строить планы. Пользуясь возможностью, хочу поздравить всех астраханцев с наступающим Новым годом! Пожелать, прежде всего, здоровья и счастья. Что касается планов - мы с оптимизмом смотрим в будущее. Уходящий год был непростым для нас, но я воспринимаю трудности как вопросы, которые нужно решать. Поэтому будем двигаться только вперед, и вместе одолеем все препятствия.
-Константин Владимирович, в должности генерального директора компании Вы работаете относительно недавно. Считаете ли окончание строительства ледостойкой стационарной платформы (ЛСП-1) для месторождения имени Филановского и самоподъемной плавучей буровой установки (СПБУ) "Меркурий" своей победой как руководителя, ведь на Ваши плечи легла ответственность по их сдаче заказчику?
- Те полгода, которые я возглавляю компанию, пролетели так быстро, что сложилось ощущение, будто прошло значительно больше времени. Говорить об успехе, будь то мой личный успех, или успех компании в целом, я считаю не совсем корректно. К тому же, по проекту ЛСП-1 предстоит проделать еще много работы. Мы прекрасно понимаем, что от его реализации зависит очень многое. Вопрос реализации программы "ЛУКОЙЛ" по освоению нефтяных месторождений на каспийском шельфе находится под вниманием Правительства РФ, ведь от своевременного начала бурения зависит добыча запланированных объемов нефти и газа. И, как следствие, поступление средств в федеральный и региональный бюджеты, за счет которого уже развиваются другие государственные программы. В марте, когда наша команда приступила к управлению, все проекты были на той или иной стадии реализации. Маленькой победой можно назвать завершение этапа реализации проекта, но никогда не стоит обольщаться на этот счет. На данный момент, мы закончили береговой этап выполнения проекта ЛСП-1, на 2 месяца раньше срока сдали СПБУ "Меркурий" для компании "Lamprell", но впереди еще очень большая работа. Необходимо завершить строительство кранового судна для компании "Dragon Oil" (ОАЭ), окончить этап пуско-наладочных работ в море на стационарной платформе "Жданов-А", также построенной по заказу "Dragon Oil" и установленной в туркменском секторе Каспийского моря, сдать буксиры для казахстанской компании "OMS Shipping". Результат в нашей деятельности – это не работа конкретно одного человека, а слаженный труд целой команды. А когда команда работает слаженно - она обречена на успех.
- Как Вы оцениваете ход строительства, какие выводы можно сделать?
- На любой стройке случаются форс-мажоры: вовремя не завезли строительные материалы, человеческий фактор сработал не в лучшую сторону, сроки "поехали". Не бывает так, что все проходит гладко, но при соблюдении условий труда, организованной работе служб качества – негативные факторы можно свести к минимуму. Кстати говоря, наша компания особо отмечена одним из наших крупных заказчиков за 2 миллиона часов без потери рабочего времени при выполнении проекта по строительству технологического модуля для комплекса освоения месторождения "Кашаган". Однако, бывают в нашей работе и курьезные случаи. На церемонии имянаречения СПБУ "Меркурий", при символическом разбивании бутылки шампанского, она нас подвела – разбилась не с первого раза. Но мы не суеверные. Что касается проекта ЛСП-1, то он относится к разряду уникальных. Оборудование для объекта мы закупали в разных странах мира. А поскольку у нас сжатые сроки, мы должны осуществить весь комплекс монтажных и пусконаладочных работ. Работы усложняются тем, что платформа уже установлена на точке в море, но как говорят: "глаза боятся, а руки делают". Если все правильно организованно, то никакие трудности не страшны. Также мы стараемся минимизировать риски и заботимся о людях. Существуют требования для работы в море и мы проводим обучение персонала по программе СОЛАС на учебной базе заказчика, там люди обучаются технике безопасности, правилам поведения при нештатных ситуациях. Мы несем ответственность за людей - это наши руки, наши умы, которые строят платформы и сдают заказчику. Наша задача обеспечить готовность запустить систему ЛСП-1 в апреле, для того чтобы летом будущего года нефтяники приступили к бурению.
-На каком этапе формирование портфеля новых заказов? Какие из них можно будет назвать ключевыми?
- Работа в компании строится в двух направлениях. Первое - вовремя закончить текущие проекты, второе - сформировать новый портфель заказов. Безусловно, это непростая работа, особенно в условиях санкций, в которых оказалась Россия. Но повторю, что мы не боимся трудностей, верим в удачу и надеемся на успех. Когда проект находится в стадии обсуждения или по нему подписаны протоколы о намерениях, я не считаю вопрос о формировании портфеля заказов решенным. Когда "чернила высохли" то это уже действующий контракт, до этого - рабочие моменты. В России много судостроительных верфей и не со всеми мы можем конкурировать. Тесно взаимодействуем с предприятиями нашей группы, такими как, например, завод "Лотос", который ориентирован на строительство танкеров, сухогрузов, судов типа "река - море". Если говорить о производстве металлоконструкций, то на площадках "Астраханского судостроительного производственного объединения", входящего в Группу "Каспийская Энергия", возможно выпускать до 20 тысяч тонн металлоконструкций, на судостроительном заводе "Лотос" более 12 тысяч тонн. Мы стремимся использовать наши производственные мощности по максимуму. Без дела не сидим и движемся во всех направлениях.
- Во время недавнего совещания по вопросу создания судостроительного комплекса на Дальнем Востоке, Владимир Путин отметил необходимость обучения кадров для отрасли. Как готовят кадры для предприятий "Каспийской Энергии"?
- Мне посчастливилось побывать на различных машиностроительных предприятиях Российской Федерации. Там много квалифицированных рабочих, преимущественно старшего поколения. Я поинтересовался у них: "Почему молодежи так мало? Ведь нужно же готовить смену". Ответ был такой - "Слабая мотивация". Все хотят хорошо жить, много зарабатывать, а заработная плата на предприятии не соответствует ожиданиям. Естественно, нужно пересматривать условия работы и уделять значительное внимание мотивации. Необходимо предоставлять жилье, соцпакет работникам предприятия. На предприятии "Каспийская энергия" проводится программа "Золотые руки". Согласно ей, мы предоставляем постоянное жилье особо отличившимся сотрудникам, которые проработали у нас на предприятии не менее 5 лет. Кроме этого, существует фонд премиальных, он формируется после сдачи проекта в срок. Конечно, любой руководитель задумывается о завтрашнем дне, о привлечении молодых специалистов. Некоторые работодатели переманивают квалифицированных работников с других заводов, мы же стараемся "привязывать" сотрудников к заводу, создавая комфортные условия. У нас, подразделением Астраханского государственного технического университета "Института морских технологий, энергетики и транспорта", на базе головной верфи, была открыта базовая кафедра "Судостроение и энергетические комплексы морской техники". Кафедра успешно работает уже на протяжении 5 лет. Наша цель – создать для молодых людей систему обучения. Так как на кафедре читают лекции сотрудники предприятия, у студентов есть возможность пообщаться не с теоретиками, а с практиками и узнать нюансы производства. В рамках совместной работы, мы рассматриваем вопросы оплаты стипендий. То есть, можно сказать, что мы находим возможности для мотивации наших потенциальных кадров.
-Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев подписал постановление "О создании на территории Наримановского района Астраханской области особой экономической зоны промышленно-производственного типа". Как это повлияет на деятельность ОАО "Судостроительный завод Лотос", который входит в Группу "КНРГ"?
-В первую очередь, хотелось бы поздравить астраханское Правительство и губернатора Александра Александровича Жилкина с тем, что, наконец, решился вопрос о создании особой экономической зоны. Это большой шаг для привлечения инвесторов, в том числе иностранных. В планах –привлечение многомиллиардных инвестиций. В скором времени начнется работа по созданию инфраструктуры. Что касается завода "Лотос", то предприятие будет интегрировано в данный процесс. Но не будем забегать вперед. Посмотрим, как проект будет воплощаться в жизнь.
-Какие у Вас взаимоотношения с Правительством Астраханской области?
- Когда говорят об отношениях, важно знать что вкладывается в это понятие. У нас с Правительством Астраханской области сложились нормальные рабочие отношения. Мы благодарны Правительству, в частности министру промышленности, транспорта и природных ресурсов Сергею Кржановскому, за ту помощь, которая была оказана для реализации проектов. В прошлом году, во время вывода СПБУ "Нептун", буровой платформы, аналогичной завершенной в текущем году, региональное Правительство оперативно оказало помощь в проведении дноуглубительных работ. Мы работаем в тесном контакте, у нас идет обмен информацией. Губернатор и представители Правительства бывают на предприятии, они знают о тех задачах, которые перед нами поставлены, и о той работе, которая ведется. В целом, я могу позитивно высказаться о нашей совместной работе.
- В канун Нового года можно подвести итоги и построить планы.
- Конец года - это как раз время подводить итоги и строить планы. Пользуясь возможностью, хочу поздравить всех астраханцев с наступающим Новым годом! Пожелать, прежде всего, здоровья и счастья. Что касается планов - мы с оптимизмом смотрим в будущее. Уходящий год был непростым для нас, но я воспринимаю трудности как вопросы, которые нужно решать. Поэтому будем двигаться только вперед, и вместе одолеем все препятствия.
Павел Михайлов