Вчера на площадке института ДПО ФГБОУ ВО "ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова" стартовала конференция, посвященная теме "Подготовки и дипломирования моряков", которая проходит в два дня с 7 по 8 декабря 2022 г. С докладами выступили как представители от государственных регуляторов, так и от участников рынка.
Конференция "Подготовка и дипломирование моряков", здание ГУМРФ по адресу Заневский проспект 5/ Фото: "ГУМРФ им. адмирила С.О.Макарова" |
Открывал мероприятие ректор ГУМРФ Сергей Барышников, подчеркнувший, что конференция станет первым опытом обсуждения Положения о дипломировании моряков. Ректор также отметил, что Положение, как только оно вышло, сразу вызывало множество вопросов, а потому было принято решение организовать конференцию.
Следом по видеосвязи с приветственным словом к участникам обратился заместитель Министра транспорта РФ Александр Пошивай, подчеркнувший, что опыт обсуждения Положения о дипломировании моряков в свете новой Транспортной стратегии 2035 г. обретает особую значимость. Со слов спикера, необходимо обеспечить полное соответствие подготовки отечественных моряков международным стандартам.
Заместитель Министра транспорта РФ Александр Пошивай / Фото: "ГУМРФ им. адмирила С.О.Макарова" |
Информационная справка
Конференция "Подготовка и дипломирование моряков" инициирована ГУМРФ по согласованию с Росморречфлотом. В конференции приняли участие более 150 специалистов и 50 представителей различных организаций, среди которых: Минтранс России, Росморречфлот, Росрыболовство, Ространснадзор, ФГУП "Морсвязьспутник", РС, администрации морских портов, предприятий и организаций морского транспорта, судоходных и крюинговых компаний, научных, проектных организаций и морских образовательных организаций.
Ключевые тезисы с мероприятия
Профессор кафедры Навигации ФГБОУ ВО "ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова" Владимир Логиновский, выступая с докладом "В преддверии полного пересмотра Конвенции ПДНВ 78: тренажерная подготовка курсантов и качество плавательной практики", подчеркнул важность предварительной подготовки курсантов на тренажерах перед плавательной практикой. При этом отметил, что большинство курсантов качество плавательной практики оценивают неудовлетворительно (в опросе приняло 700 человек). Результаты были доведены до Международной морской организации. Аварии на воде, тем временем, как раз связаны с недостаточной подготовкой моряков.
Важную информацию озвучил постоянный представитель Российской Федерации при ИМО Юрий Меленас. Он напомнил аудитории, что в 2009 г. Россия добровольно и успешно прошла проверку ИМО, в 2013 г. на 28 сессии ассамблеи ИМО была принята актуальная версия кодекса, а с 1 января 2016 г. проверки стали обязательно. Проверка РФ запланирована на 2024 г., конкретное время будет уточнено ближе к дате, а тем временем наше государство уже готовится к ней, и запустило собственную внутреннюю проверку.
Представитель Российской Федерации при ИМО Юрий Меленас / Фото: Корабел.ру |
Важно. Раз в два года секретариат ИМО готовит сводный отчет по итогам проверки, в котором приводится обезличенная информация о ее результатах. Так, в отношении ПДНВ частыми замечаниями бывают: отсутствие оценки деятельности учебных заведений, процедур признания дипломов, непредставление информации в ИМО, требуемой в соответствии с конвенцией ИМО.
Директор ЧОУ "УТЦ СКФ" Михаил Ковальский в докладе "Подготовка экипажей судов, использующих газ в качестве топлива" отметил, что с 2015 г. "Совкомфлот" внедряет СПГ, как основной вид топливо, и с тех пор провел 150 бункеровок. Компания приняла решение обучать СПГ-бункеровке на своей базе, всего было обучено 220 человек; собственный флот соответствующими специалистами обеспечен полностью.
Нынешний тренажер, имеющийся в распоряжении "Совкомфлота" полностью копирует то, что происходит на реальном судне. Преподают – специалисты с профессиональным образованием, штатные сотрудники с опытом бункеровки. Разработаны новые курсы по малооборотным дизелям.
Инструктор Морского УТЦ ФГБОУ ВО "ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова" Игорь Злодеев, доклад "Подготовка экипажей судов, эксплуатирующихся в полярных водах". Отметил, что тренажер Морского УТЦ имеет международное освидетельствование, на нем есть возможность вывести любой тип судна для тренировки.
В режиме "вопрос-ответ", Игорь Злодеев слева/ Фото: Корабел.ру |
Трудности, с которыми обычно сталкиваются в учебно-тренажерном центре при подготовке экипажей судов, эксплуатирующихся в полярных водах. 1. При обучении маневрирования судов во льдах часто у обучающихся оказывается разный уровень подготовки, что усложняет этот процесс. 2. При изучении работы в караване под проводкой ледокола, возникают трудности с молодыми помощниками; 3. При общении по УКВ-связи часто преобладает неформальный стиль речи.
Тут мы отдельно отметим, что во время проведения экскурсии для Корабел.ру также показали тренажерный центр, расположенный институте ДПО ФГБОУ ВО "ГУМРФ имени адмирала С.О. Макарова" по адресу Заневский проспект 5. И, нужно сказать, это – весьма впечатляющий набор. Например, тренажер по обучению ДП (динамическое позиционирование) – единственный в своем роде в России, к тому же аккредитован The Nautical institute.
Существенный вклад в конференцию внес Заместитель начальника Управления – начальник отдела профессионального образования, дипломирования и защиты информации Управления безопасности судоходства Федерального агентства морского и речного транспорта Александр Назаров. Во-первых, именно к нему было больше всего вопросов, во-вторых, он озвучил важную информацию о том, что впервые в Положение о дипломировании допустили возможность использования квалификационных документов цифрового формата. Также в дипломы моряков теперь будут вписываться все возможные должности, которые может занимать специалист, с указанием ограничений.
Дискуссия продолжается. Александр Назаров слева, Эркин Субанов справа / Фото: Корабел.ру |
Интересный момент озвучил начальник дипломного отдела Службы капитана морского порта Новороссийск ФГБУ "Администрация морских портов Черного моря" Эркин Субанов. В компьютерных тестах по квалификационным испытаниям им была обнаружена ошибка, позволявшая морякам получать дополнительные баллы без соответствующих знаний (на данный момент уже ведется работа по устранению "бага").
Завершился первый день конференции на выступлении главного эксперта Санкт-Петербургского филиала ФГУП "Морсвязьспутник" Олега Почукалина и докладе "Одобрение типов тренажеров и освидетельствование тренажерных центров для подготовки судоводителей, радиоспециалистов и операторов СУДС. Что надо менять?"
Спикер озвучил, что по разработанным ими правилам, визуализация тренажера должны быть минимум – 225°, инструкторы должны иметь соответствующую подготовку. Но, самое интересное, Олег Почукалин, рассказал, что в рынке появился новый производитель тренажеров ООО "Эволюция морских цифровых технологий".