В российской Арктике будет создан объединенный транспортный флот суммарным дедвейтом более 1 млн тонн, ставки некоторых логистических услуг снизятся на четверть, рыбаки северных морей к 2030 году получат от ОСК полсотни рыбопромысловых судов длиной более 65 метров... Об этом и о многом другом договорились участники форума "Арктика: настоящее и будущее".
На прошлой неделе в Санкт-Петербурге завершил свою работу VI Международный форум "Арктика: настоящее и будущее". Мероприятие, организуемое ежегодно АСПОЛом ("Ассоциацией полярников") при поддержке Госкомиссии по вопросам развития Арктики, прошло с большим размахом. В Северную столицу приехали представители основных российских регионов, имеющих выход к арктическим морям, крупных корпораций и компаний, ведущих экономическую деятельность на шельфе, логистические операторы, депутаты Госдумы и прочая, и прочая.
В программе значились десятки панельных и рабочих сессий, разнесенные по девяти категориям — от экологических проектов до проблем народов Севера. Особенное внимание уделили вопросам законодательства. Арктика со всеми ее минеральными, органическими, логистическими и геополитическими ресурсами у российского правительства в числе основных приоритетов. А законодательная база, которая должна помочь максимально использовать все эти ресурсы, пока явно отстает.
— Арктика на сегодняшний день является стратегически важным вектором развития России. Этот макрорегион будет способствовать ускорению экономического роста страны, повышению качества жизни и благосостояния граждан. Главной целью государственной политики в этой сфере является создание благоприятных условий для жизни и работы людей в Арктической зоне, – заявил на открытии форума знаменитый полярник, депутат Государственной думы и специальный представитель президента по международному сотрудничеству в Арктике и Антарктике Артур Чилингаров.
Про ледоколы и траулеры
Судостроительную и судоходную тематику, разумеется, тоже не обошли стороной. Корабелам предоставили возможность высказаться и пообщаться в рамках отдельной сессии "Технологии судостроения для нужд арктических регионов". Ее модератором был вице-президент АО "ОСК" по гражданскому судостроению Евгений Загородний. Он же стал одним из ключевых докладчиков, рассказав, в чем ОСК видит свою роль в предстоящем развитии Арктики.
— Если говорить о развитии транспортной системы России в Арктике, в первую очередь речь идет о развитии Севморпути как единой национальной транспортной магистрали. Ее развитие предполагает устойчивую и безопасную работу в интересах национальной и региональной экономики, международных, государственных и транзитных перевозок, а также северного вывоза грузов, — отметил он.
Российский арктический флот, пояснил Загородний, нуждается в проведении системной модернизации, что подразумевает увеличение доли перспективных ледоколов, а также постройки транспортных средств универсального или двойного назначения, которые наиболее эффективны в условиях современной меняющейся арктической обстановки. Обеспечение безопасного плавания в Арктике предполагает постройку кардинально обновленного ледокольного флота.
— С принятием во внимание наиболее предпочтительного сценария развития Арктики до 2030 года предполагаются радикальная модернизация Северного морского пути с одновременным наращиванием грузооборота на его трассах до 30–35 млн тонн каждый год. Такой значительный рост грузопотока по арктическим трассам должен лежать в основе прогноза дальнейшего развития российского ледокольного и специального арктического флота.
При этом, согласно данным представителя ОСК, в ближайшие пять-семь лет "на пенсию" должны уйти самые старые атомные ледоколы, после чего в строю останется лишь два наиболее новых корабля – "Ямал", построенный в 1993 году, и сданный в 2007 году ледокол "50 лет Победы". Однако смена им уже готовится — прямо сейчас в постройке находятся 15 судов ледового и усиленного ледового класса.
— Арктика — зона особого внимания, и никакие санкции не заставят нас отказаться от ее развития. Не останавливаясь на достигнутом, проектные бюро приступили к созданию принципиально нового сверхмощного ледокола мощностью 110 МВт, — сообщил Евгений Загородний.
Вторая половина его выступления была посвящена строительству судов для рыбаков, ведущих промысел в северных морях. В период с 2017 по 2030 гг на верфях Объединенной судостроительной корпорации, занимающихся строительством гражданских судов может быть построено до 50 больших рыбопромысловых судов длиной более 65 метров и до ста судов размерениями от 30 до 65 метров, заявил вице-президент ОСК.
— Все заводы, участвующие в программе обновления рыбопромыслового флота, готовы строить современные высокотехнологичные рыбопромысловые суда. Прежде всего Выборгский судостроительный завод, Прибалтийский завод "Янтарь" и находящаяся в Петербурге "Северная верфь". Строительство рыбопромысловых траулеров запланировано также на "Звездочке" в Северодвинске, на Хабаровском судостроительном заводе, Средне-Невском судостроительном заводе, — перечислял он.
Верфи ОСК уже подписали ряд соглашений о сотрудничестве с рыбопромысловыми компаниями, но начало массового строительства пока откладывается. Причина задержки в законодательных нюансах.
— Строительство новых рыбопромысловых судов будет начато после принятия всех необходимых нормативно-правовых документов, определяющих действие механизма государственной поддержки в виде выделения квот на инвестиционные проекты. В данный момент идет совещание с вице-премьером Аркадием Дворковичем по этой тематике, — пояснил Евгений Загородний.
Стоимость постройки рыбопромыслового судна на российских верфях после проведенной ОСК подготовительной работы сопоставима с ценами зарубежных судостроительных заводов, уверен он. Снижение себестоимости постройки таких судов ОСК видит в унификации проектов.
Единая Арктика
Одним из главных событий всего форума стало создание "Первого Арктического Консорциума" – единого транспортного логистического оператора, ответственного за перевозки по Северному морскому пути. Консорциум — объединение ООО "Оборонлогистика", ПАО "Совфрахт" и группа FESCO, трех крупных компаний, работающих в арктическом регионе. Помимо регулирования всех перевозок по северным морским маршрутам, он будет устанавливать единые для всех тарифы.
Правда, возможность пользования такими привилегиями для коммерческих компаний — это пока дело будущего. А главным на сегодня выгодополучателем уже стало Минобороны. О тех логистических проблемах, с которыми сталкиваются военные в Арктике, наш сайт уже писал этой осенью. Консорциум эти вопросы, в основном, решает.
— Разговоры о создании такого оператора шли два года. Ведь даже внутри одного ведомства ключевым вопросом является обеспечение необходимого уровня координации. В марте 2016 года Коллегия Минобороны России поручила разработать концепцию транспортного обеспечения военного ведомства в Арктической и Курильской островной зонах, – пояснил на форуме предысторию консорциума генеральный директор ООО "Оборонлогистика" Антон Филатов. – И мы создали "Первый Арктический Консорциум" в составе ООО "Оборонлогистика", ОАО "Совфрахт" и компания FESCO. Консорциум объединил уже активно работающие в Арктике предприятия и ведомство. Мы создали консорциум в формате соглашения. Каждое юридическое лицо остается самостоятельным
Подробнее о том, как создавался Консорциум и в чем смысл его будущей деятельности, "Корабел.ру попросил рассказать генерального директора компании "Совфрахт" Дмитрия Пурима.
— Что такое "Первый Арктический Консорциум"? Как шла подготовка к его созданию? Какие были спорные моменты между участниками, как они решались, на какие компромиссы пришлось пойти?
— "Первый Арктический Консорциум" создан 29 апреля 2016 года во исполнение поручения президента Российской Федерации. В этот день было подписано трехстороннее соглашение о создании консорциума в составе ООО "Оборонлогистика" (координатор от Минобороны России), ПАО "Совфрахт", ПАО "ДВМП".
Основная цель деятельности консорциума — повысить эффективность транспортного обеспечения Минобороны России в Арктической и Курильской островной зонах.
Все участники консорциума имеют достаточный опыт и профессиональные компетенции для работы в Арктике. Общий флот Консорциума объединяет 92 судна суммарным дедвейтом более 1 млн т и стивидорные активы. На сегодняшний день в фокусе внимания консорциума прежде всего – создание многопользовательской ведомственной АИС, создание центрального координирующего органа — Объединенного ситуационно-логистического центра и объединенной диспетчерской службы, работающей в круглосуточном режиме. В настоящее время в целом закончена работа по созданию методологии ценообразования комплексной логистической услуги, включающей в себя все сборы, в том числе ледокольные, а также расходы на доставку, погрузку и разгрузку в том числе на необорудованный берег для всей российской зоны Арктики и Курильских островов.
Любые спорные вопросы решаются коллегиально, путем согласования с каждым участником консорциума.
— В чем выгода для грузовладельцев и судовладельцев от использования услуг консорциума?
— На данный момент в Арктике перевозятся две основные категории грузов. Доставка потребителям первой категории грузов — углеводородов – законтрактована и понятна на многие годы вперед, под эти задачи используется специализированный флот. В сферу внимания консорциума попадает вторая категория — генеральные грузы, связанные с необходимостью жизнеобеспечения строек для нужд Минобороны и других заказчиков.
Выгода использования продукта консорциума для компаний в том, что и грузовладельцы и судовладельцы могут прогнозировать свои доходы и расходы на основе предоставляемого участниками консорциума гарантированного сервиса, включающего все сборы. В частности, ценообразование планируется выстраивать, опираясь на такие факторы, как наличие инфраструктуры в местах погрузки-выгрузки (необорудованный берег, рейд, припай), погодные условия, необходимость использования техники для выполнения погрузочных и разгрузочных работ, ледовая обстановка, время непроизводительных простоев, объемно-весовые характеристики груза и т.д. Заказчики могут пользоваться услугами любых перевозчиков, но в рамках консорциума данная услуга будет гарантированно выполнена по прогнозируемой стоимости, и она будет являться определенного рода бенчмарком для рынка.
— Когда эта структура заработает в полную силу?
— Структура уже работает, и результат налицо. В этом году уже достигнут результат по снижению комплексной ставки логистических услуг в Арктике до 25% по некоторым направлениям за счет усиления роли координации и использования так называемого "мертвого фрахта". Планируется, что система тарификации будет сформирована и готова к практическому применению уже весной 2017 года. В это время в Арктике будет функционировать Ситуационно-логистический центр, в который войдут "Совфрахт" (Северо-Западный штаб морских операций в Архангельске) и ДВМП (Восточный штаб во Владивостоке). Основной функцией центра станет поддержка компаний-исполнителей проектов в Арктике в случае столкновения с трудностями в процессе осуществления перевозки.
Таким образом, консорциум станет своего рода "подушкой безопасности", которая гарантирует грузовладельцам, что их груз будет своевременно доставлен в пункт назначения по прогнозируемой цене, и позволит операторам снизить степень риска, распределив его среди всех участников перевозочного процесса, при этом делая этот на сегодня закрытый для многих сегмент рынка привлекательным для малого и среднего бизнеса. Помимо разработки четкой методологии обоснования логистических затрат, в планах консорциума — создание IT-платформы – удобного интерактивного сервиса, который позволит грузовладельцам и логистическим компаниям пользоваться механизмами расчета стоимости грузоперевозки в Арктике в режиме реального времени.
Кстати, на форуме компания "Совфрахт" времени не теряла. Помимо участия в подписании соглашения о создании "Первого Арктического Консорциума", она успела провести ряд переговоров с представителями бизнеса, федеральных и региональных властей. По результатам этих переговоров достигнуты стратегические соглашения о сотрудничестве. Так, сейчас "Совфрахт" находится в процессе разработки концепции обеспечения флотом проекта компании "ВостокУголь" на таймырском терминале "Чайка", а также строительства порта объемом до 10 млн т в год. В рамках проекта потребуется разработка логистических схем по организации круглогодичной навигации для вывоза угля в западном направлении, строительство судов усиленного ледового класса, модернизация танкеров в балкеры.
Кроме того, в рамках форума прошел Съезд "Ассоциации полярников", по итогам которого генеральный директор ПАО "Совфрахт" Дмитрий Пурим был избран в состав Совета АСПОЛ на период 2016 — 2020 гг.
Материалы по теме: