Права членов экипажа во время работы на морских судах представляют собой сложный аспект трудовых отношений. Всеобъемлющая деятельность международных организации направлена на недопущение факторов, ущемляющих права моряков. Подтверждением тому служит огромная работа International Labour Organization (ILO) - Международной организации труда. Главенствующую роль среди ее результатов занимает Конвенция 2006 года о труде в морском судоходстве (КТМС) (англ.: Maritime Labour Convention (MLC)). Конвенция представляет собой «Билль о правах моряков», единый согласованный акт, охватывающий все современные нормы существующих международных конвенций Международной организации труда (МОТ) и рекомендаций о труде в морском судоходстве, а также основополагающие принципы, содержащиеся в других международных конвенциях о труде. В Конвенции закреплены основополагающие права моряков, а также обязанности государства-члена конвенции, компетентного органа, судовладельца, служб подбора и трудоустройства моряков в отношении соблюдения этих прав. Настоящая Конвенция ратифицирована Российской Федерацией 5 июня 2012 года, 20 августа 2013 года вступила в силу.
Анализируя реализацию положений Конвенции в Российской Федерации, следует подчеркнуть фрагментарность имплементирования международно-правовых норм в Российскую нормативную правовую систему.
Ратификация Конвенции со стороны Российской Федерации требует незамедлительного принятия нормативных правовых актов, предусматривающих административно-правовой механизм реализации конвенционных требований и определяющих сферу ответственности государства, судовладельцев и крюинговых компаний. Кроме того, требуется внесение соответствующих изменений в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации.
Безаварийная работа, мирное сотрудничество членов экипажей морских судов возможны при условии обеспечения со стороны судовладельца абсолютного соблюдения «seafarers' rights» − прав моряков, как наемных работников, и социальных прав, которые включают права на защищенное и безопасное рабочее место, право на справедливые условия найма, право на достойную жизнь и достойные условия труда, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, а также меры по повышению благосостояния и другие формы социальной защиты, условий отдыха, а также, что не менее важно - реагирования на случай нарушения прав моряков.
В случаях, когда имело место нарушение прав моряка на борту судна, Конвенция предусматривает право моряка подавать соответствующую жалобу. Государство должно обеспечить «прозрачную» и эффективную процедуру расследования жалоб.
Первоначальной инстанцией рассмотрения жалобы является капитан судна. Если описываемая в жалобе проблема не может быть разрешена на борту судна, моряк вправе обратиться к судовладельцу, к компетентным органам государства флага, государства порта, либо государства гражданства моряка.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.11.2013 N 996 «О мерах по обеспечению выполнения обязательств Российской Федерации, вытекающих из Конвенции 2006 года о труде в морском судоходстве» Министерство транспорта Российской Федерации в обеспечение соблюдения требований стандартов А5.1.5 «Процедуры рассмотрения жалоб на борту судна» и А5.2.2 «Процедуры рассмотрения жалоб моряков на берегу» утвердило порядок рассмотрения жалоб моряков на борту судна и порядок рассмотрения жалоб моряков на берегу. Приказы Минтранса России от 18 января 2017 г. № 18 «Об утверждении Порядка рассмотрения жалоб моряков на берегу» и от 18 января 2017 г. № 19 «Об утверждении Порядка рассмотрения жалоб моряков на борту судна» зарегистрированы в Минюсте России и вступили в силу 16 апреля 2017 года.
Утвержденный Порядок рассмотрения жалоб моряков на берегу применяется капитаном морского порта или по его поручению должностным лицом службы капитана морского порта при рассмотрении жалобы члена экипажа морского судна, поданной в порту захода судна, в случае нарушения требований Конвенции (включая права моряков). Жалоба может быть подана моряком по почте, электронной почте или посредством официального сайта соответствующей администрации морских портов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также - лично. Жалоба регистрируется должностным лицом в день поступления и рассматривается в течение 20 дней.
Утвержденный Порядок рассмотрения жалоб на борту судна применяется при рассмотрении жалобы члена экипажа морского судна, плавающего под Государственным флагом Российской Федерации, поданной начальнику службы, в которой работает моряк, подающий жалобу, непосредственному начальнику моряка из числа командного состава судна, капитану судна, на котором работает моряк, или лицу, его замещающему, судовладельцу, а также в Росморречфлот в случае нарушения требований Конвенции (включая права моряков).
С указанными Приказами Министерства транспорта Российской Федерации можно ознакомиться по ссылкам:
Приказ Минтранса России от 18 января 2017 г. № 18 «Об утверждении Порядка рассмотрения жалоб моряков на берегу»: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201704060005
Приказ Минтранса России от 18 января 2017 г. № 19 «Об утверждении Порядка рассмотрения жалоб моряков на борту судна»: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201704060003
Ратификация Конвенции со стороны Российской Федерации требует незамедлительного принятия нормативных правовых актов, предусматривающих административно-правовой механизм реализации конвенционных требований и определяющих сферу ответственности государства, судовладельцев и крюинговых компаний. Кроме того, требуется внесение соответствующих изменений в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации.
Безаварийная работа, мирное сотрудничество членов экипажей морских судов возможны при условии обеспечения со стороны судовладельца абсолютного соблюдения «seafarers' rights» − прав моряков, как наемных работников, и социальных прав, которые включают права на защищенное и безопасное рабочее место, право на справедливые условия найма, право на достойную жизнь и достойные условия труда, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, а также меры по повышению благосостояния и другие формы социальной защиты, условий отдыха, а также, что не менее важно - реагирования на случай нарушения прав моряков.
В случаях, когда имело место нарушение прав моряка на борту судна, Конвенция предусматривает право моряка подавать соответствующую жалобу. Государство должно обеспечить «прозрачную» и эффективную процедуру расследования жалоб.
Первоначальной инстанцией рассмотрения жалобы является капитан судна. Если описываемая в жалобе проблема не может быть разрешена на борту судна, моряк вправе обратиться к судовладельцу, к компетентным органам государства флага, государства порта, либо государства гражданства моряка.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.11.2013 N 996 «О мерах по обеспечению выполнения обязательств Российской Федерации, вытекающих из Конвенции 2006 года о труде в морском судоходстве» Министерство транспорта Российской Федерации в обеспечение соблюдения требований стандартов А5.1.5 «Процедуры рассмотрения жалоб на борту судна» и А5.2.2 «Процедуры рассмотрения жалоб моряков на берегу» утвердило порядок рассмотрения жалоб моряков на борту судна и порядок рассмотрения жалоб моряков на берегу. Приказы Минтранса России от 18 января 2017 г. № 18 «Об утверждении Порядка рассмотрения жалоб моряков на берегу» и от 18 января 2017 г. № 19 «Об утверждении Порядка рассмотрения жалоб моряков на борту судна» зарегистрированы в Минюсте России и вступили в силу 16 апреля 2017 года.
Утвержденный Порядок рассмотрения жалоб моряков на берегу применяется капитаном морского порта или по его поручению должностным лицом службы капитана морского порта при рассмотрении жалобы члена экипажа морского судна, поданной в порту захода судна, в случае нарушения требований Конвенции (включая права моряков). Жалоба может быть подана моряком по почте, электронной почте или посредством официального сайта соответствующей администрации морских портов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также - лично. Жалоба регистрируется должностным лицом в день поступления и рассматривается в течение 20 дней.
Утвержденный Порядок рассмотрения жалоб на борту судна применяется при рассмотрении жалобы члена экипажа морского судна, плавающего под Государственным флагом Российской Федерации, поданной начальнику службы, в которой работает моряк, подающий жалобу, непосредственному начальнику моряка из числа командного состава судна, капитану судна, на котором работает моряк, или лицу, его замещающему, судовладельцу, а также в Росморречфлот в случае нарушения требований Конвенции (включая права моряков).
С указанными Приказами Министерства транспорта Российской Федерации можно ознакомиться по ссылкам:
Приказ Минтранса России от 18 января 2017 г. № 18 «Об утверждении Порядка рассмотрения жалоб моряков на берегу»: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201704060005
Приказ Минтранса России от 18 января 2017 г. № 19 «Об утверждении Порядка рассмотрения жалоб моряков на борту судна»: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201704060003