"Есть корпус и турбины"
Деньги корабелам СЗ им. 61 коммунара перестали выплачивать еще в ноябре 2014 года. За это время долг вырос до весьма внушительной суммы в 51 миллион гривен (1,88 млн долларов). Митингов за прошедшие два с лишним года было немало. Были и открытые письма, и петиции с требованием сделать хоть что-нибудь для получения новых заказов или реанимации старых. Поминали и висящий мертвым грузом на шее заводчан крейсер "Украина", содержание которого "отъело" немалую сумму из бюджета верфи. Местный профсоюз, действующий на предприятии, утверждает, что только за 2016 завод потратил на корабль примерно 20 млн гривен (ок. 800 тыс. долларов).
Вот пример резолюции одного из таких митингов, прошедшего в декабре 2016 года: "Требуем от председателя Николаевской облгосадминистрации Алексея Савченко и главы областного совета Виктории Москаленко принять активную позицию в поддержке работников судостроительного завода имени 61 коммунара в погашении задолженности по зарплате. Способствовать возврату долгов Минобороны Украины за содержание крейсера зав. №2011. Принять меры по загрузке уникального судостроительного предприятия, в том числе по ремонту и строительству кораблей ВМФ Украины".
В конце марта 2017 года возмущенные корабелы вновь собрались возле здания областной администрации, требуя, чтобы к ним вышел Алексей Савченко и объяснил, когда и как проблема будет решена. Губернатора они так и не дождались, вместо него успокаивать заводчан вышел его заместитель Вячеслав Бонь. Чиновник объявил, что решение есть:
— У вас стоит крейсер "Украина", есть указ президента о его демилитаризации. Если снять вооружение и продать то, что останется, — там хватит на компенсацию ваших зарплат, еще и останется три раза на столько же. Там есть корпус и турбины, они востребованы!
По его словам, готов конкретный проект по демилитаризации и продаже корабля, одобренный "Укроборонпромом" и министерством обороны. Теперь его должны подписать в украинском минфине и минюсте, после чего он поступит на утверждение в правительство. Точных сроков прохождения всех инстанций пока нет.
Не успели
Ракетный крейсер проекта 1164 "Атлант", получивший имя "Адмирал флота Лобов", заложили на заводе им. 61 коммунара в советском Николаеве летом 1984 года. К этому времени строительство "атлантов" было уже обкатано: головной корабль проекта "Слава" не только прошел все испытания, но и успел вступить в состав Черноморского флота. Еще два крейсера были спущены на воду с разницей в год — в 1982 и 1983 годах. Теперь они известны нам под именами "Маршал Устинов" и "Варяг". А всего планировалось продлить серию до шести кораблей. Не успели — все прервалось на многострадальном "Лобове".
Четвертый ракетный крейсер был спущен на воду в августе 1990 года, уже на излете существования СССР. Распад государства застал его в процессе достройки на территории Николаевского завода. Там же, кстати, в этот момент находился его "систершип" — ракетный крейсер "Слава" (будущая "Москва"), который пришел туда накануне на ремонт.
Относительно того, что произошло дальше, есть несколько версий событий. Согласно одной из них, два года шли переговоры между Украиной и Россией о том, кому будет принадлежать "Лобов" и кто соответственно должен финасировать его достройку. Москва в итоге денег на это не нашла, махнула рукой и вывела корабль из состава ВМФ, предоставив Киеву самому разбираться с недостроем.
Согласно другой, Украина сразу обозначила, что крейсер является ее собственностью, которую, впрочем, она готова продать России за кругленькую сумму в твердой валюте. Все бы ничего, но цена оказалась чрезмерной для российского бюджета. Встречный вариант — списать в счет крейсера солидные газовые долги — не устроил уже украинскую сторону. На долги в итоги обменяли застрявшую в Николаеве "Славу", а "Лобов" остался на балансе завода им. 61 коммунара.
Если кто-то из читателей знает более точные детали произошедшего, просим поделиться в комментариях.
Бег по кругу
Как бы то ни было, в июле 1993 года корабль получил украинский экипаж, а в декабре сменил имя на "Украина". Командиром назначили капитана 1 ранга Сергея Настенко. Фигура эта для "незалежной" была символичной — именно Настенко в 1992 году первым поднял желто-голубой флаг над черноморским сторожевиком СКР-112 и самовольно увел его в Одессу. Планировалось, что крейсер в ближайшие годы будет доведен до ума и станет флагманом украинского флота.
Планы эти оказались излишне оптимистичными. На долгие годы вся история последнего "атланта", так и не ставшего полноценным боевым кораблем, свелась к бесконечному циклу — попытка достройки, остановка строительства, попытка продажи. Уже спустя два с небольшим года экипаж пришлось расформировывать. К январю 1996 года работы на крейсере, и так шедшие ни шатко ни валко, полностью заморозили ввиду хронического безденежья.
Еще через два года цикл начался заново — на завод прибыла комиссия от минобороны Украины, осмотрела корабль и доложила тогдашнему президенту Леониду Кучме, что он имеет 94% готовности. Кучма распорядился возобновить строительство. Вновь сформировали экипаж, над "Украиной" взвился государственный флаг... и все осталось как было. Даже хуже — потому что в надежде на скорое поступление бюджетных средств верфь вложила в достройку свои собственные деньги в размере 65 млн гривен (порядка 12 млн долларов по курсу на тот период).
В 2000 году, вопреки обещаниям минобороны, крейсер так и не был введен в состав ВМСУ. Еще через год, когда стало ясно, что история с "Украиной" опять начинает затягиваться, глава Николаевской администрации Владимир Чайка попытался прощупать возможность новой сделки с Москвой. Россия дала понять, что на покупку крейсера согласна, но не за "живые" деньги, а в счет реструктуризации вновь накопившихся долгов. Для корабля даже придумали имя, под которым он должен был войти в состав российского ВМФ, — "Санкт-Петербург". Однако стороны вновь не нашли взаимопонимания. Украине нужна была валюта, а не взаимозачеты.
Продам крейсер. Дорого
К 2004 году Украина расформировала экипаж и окончательно смирилась с тем, что крейсер никогда не станет частью ее флота. Во-первых, в одиночку потянуть такой проект страна не сможет даже чисто финансово. Во-вторых, 80% запланированного вооружения на борту корабля производится только в России. В-третьих, "убийца авианосцев" не соответствует тем задачам, которые ставит перед собой украинский флот.
С этого момента было принято окончательное решение о продаже крейсера и начались бесплодные поиски покупателя. В 2005 году Украинский кабмин поручил компании "Укрспецэкспорт" вместе с министерством иностранных дел и министерством промышленной политики провести маркетинговое исследование по поиску заинтересованных сторон. В качестве наиболее перспективного покупателя рассматривались Индия или Китай.
Однако продать крейсер тоже не получилось. Опираясь на показатель готовности корабля в 94-95 процентов, Украина установила стартовую цену на отметке в 1 млрд долларов. Начинать переговоры с такой позиции не решились даже переживающие экономический бум азиатские товарищи. При этом надо понимать, что фактически за эту сумму покупатель получил бы только корпус, начиненный устаревшим оборудованием, требующим тотальной модернизации, и лишенный основного вооружения.
Почему лишенный? Потому что на борту его стоит 16 пусковых установок противокорабельного ракетного комплекса П-500 "Базальт", которые придется демонтировать. Дело даже не в том, что ракет к ним не производит ни одна страна, кроме России. Проблема в другом — международные соглашения по ограничению распространения ракетных технологий запрещают продажу оружия, имеющего дальность полета свыше 300 км. "Базальты" бьют на 500, соответственно покупателю придется менять их на другие системы, что изрядно удорожает конечный ценник. Китайцы и индийцы решили, мягко говоря, не "заморачиваться".
Конец истории
Через три года мучений Киев вновь обратился к России все с тем же предложением: не хотите ли купить "Украину"? А заодно плавучую техническую базу ПМ-16 проекта 2020 для обслуживания ядерных реакторов атомных подводных лодок — тоже недострой советских времен? В начале 2008 года в Николаев прибыли специалисты российского ВМФ, внимательно осмотревшие и крейсер, и плавбазу. Вердикт был отрицательным, поскольку расходы на покупку и ввод в строй обоих объектов пробьют немалую брешь в отечественном бюджете. На достройку одной только "Украины" потребуется 472 млн долларов по минимальному счету или 1,1 млрд при глубокой модернизации.
Цену в миллиард долларов за крейсер, заломленную премьер-министром Украины Юрием Ехануровым, российская сторона назвала "заоблачной". При этом внутри самой Украины шло глухое бурчание — мол, корабль продается Москве по дешевке. Местые эксперты предлагали удвоить или утроить цену, а киевский журнал Defense Express подсчитал, что стоимость крейсера может составить 4,7 млрд долларов. Эта цифра была элегантно выведена из российской оценки стоимости достройки, умноженной на 10.
Последняя попытка договориться с Россией о судьбе "Украины" была предпринята в 2010 году на волне прихода к власти нового президента Виктора Януковича. История повторилась с точностью до запятой — Киев, наученный горьким опытом, запросил "всего" 500 млн долларов, Москва предложила продать крейсер "по цене металлолома". Понятно, что это все равно подразумевало изрядные траты на его восстановление, достройку и модернизацию. Общие вложения со стороны России оценивались в 1,6 млрд долларов. Но Украину такой расклад не устроил — да, он давал возможность избавиться от приносящего одни убытки корабля, но не сулил прибыли на ровном месте.
Кстати, корабль на тот момент уже был безымянным — Верховная Рада постановила лишить его этого имени. Теперь (и по сегодняшний день) официально он зовется просто: РК проекта 1164.
Три года шли вялотекущие переговоры, которые к осени 2013 года, наконец, добрались до устраивающего всех финала. Украина согласилась продать свой легендарный недострой за 1 миллиард. Но уже не долларов, а рублей. Однако сделке было не суждено состояться - пока утрясали детали, в стране произошел государственный переворот, после чего передача корабля Москве в любом виде стала немыслима. Бывшая "Украина" так и осталась ржаветь у причала Николаевского завода, ожидая неизбежного конца.
Кому планируется теперь продавать так и несостоявшийся флагман ВМСУ, непонятно. Во всяком случае, уже точно не России.
Материалы по теме:
Последний из флотилии (о научно-исследовательском судне "Космонавт Виктор Пацаев")
Смесь гордости и горечи (об атомном разведывательном корабле "Урал")