Мониторинг технического состояния морских судов в эксплуатации рассматривается как процесс периодического наблюдения, регистрации параметров и оценки состояния корпусных конструкций по заданным параметрам. Мониторинг состояния судовых технических средств и оборудования предполагает использование различных методов диагностики (параметрический, трибологический, вибрационный и др.) Их сочетание позволяет повысить достоверность прогноза, исключить ложные предпосылки и более объективно идентифицировать неисправности.
Мониторинг судовых узлов и агрегатов должен включать в себя следующие этапы:
- определение наработки оборудования и режимов его работы в ходе эксплуатации,
- выведение объекта на режим диагностирования,
- измерение диагностических параметров,
- выявление неисправностей и диагностических параметров, вышедших за пределы допуска категорий технического состояния и требующих проведения регулировок, технического обслуживания (ТО) или ремонта,
- прогнозирование диагностических параметров и определение возможных неисправностей,
- рекомендации о необходимости ТО и/или ремонта.
Конечной целью мониторинга состояния и диагностирования является повышение качества и достоверности оценки состояния и прогноза узлов и агрегатов на судне путем сочетания оптимальной периодичности планово-предупредительного обслуживания с осмотрами и работами по фактическому техническому состоянию.
Поиск неисправностей в системе оценки технического состоянии судовых узлов и агрегатов основан на сравнении текущих эксплуатационных значений рабочих параметров с эталонными значениями. Точность измерения параметров определяется неизменностью условий измерений – в одних и тех же точках при постоянных внешних воздействиях и условиях.
Мониторинг определяет общее техническое состояние судовых узлов и агрегатов. Выбор параметров должен определять информативность параметров, возможность измерения и чувствительность. В процессе мониторинга следует диагностировать состояние следующих параметров:
- анализ качества масла,
- термометрия,
- измерение ударных импульсов,
- контроль состояния деталей методом неразрушающего контроля (капиллярный, магнитопорошковый, вихретоковый, ультразвуковой и др.),
- вибрационный контроль – позволяет судить о качестве конструкции, ухудшении технического состояния, проводить проверку приемлемости работы комплекса в конкретном режиме нагружения и т.п.,
- контроль качества смазочного масла,
- визуальный контроль – осмотр состояния деталей и узлов дизеля.
За последние 10 лет в судовой отрасли в части применения и развития систем мониторинга произошли большие изменения. Результаты контроля и оценки фактического технического состояния судовых технических средств стали широко использоваться как при эксплуатации, так и при классификационных освидетельствованиях судов, что нашло отражение в положениях различных международных конвенционных документов и правил классификационных обществ. В области технической диагностики судового оборудования достигнуты успехи в создании современных средств мониторинга и диагностики, позволяющих осуществлять оценку технического состояния судовых узлов и агрегатов на различных этапах жизненного цикла судна.