Коуш (нидерл. kous (глаз)) — каплевидная, круглая или треугольная оправка из металла с желобом на наружной стороне. Коуш заделывается в петлю троса, чтобы предохранить его от истирания и излома. Петля получается более плавной.
Коуш заделывается в петлю троса (огон), чтобы предохранить его от истирания и излома. Петля получается более плавной. Коуш широко применяется в грузоподъёмных устройствах, используется при изготовлении стропов*. В морской практике коуши используются для крепления канатов (тросов) к конструкциям или такелажу** судна. Коуш часто изготавливают из углеродистой стали и оцинковывают, но бывают и пластмассовые.
* Строп (нидерл. strop, буквально — петля) — приспособление (канат или цепь в одну или несколько ветвей; также могут использоваться ленты, сетки, полотнища), предназначенное для подъема грузов, либо обхвата поверхности сложной конфигурации. На конце может иметь крюк, скобу, кольцо и т. п.
Существует автостроп — автоматически действующий грузозахват, используется для зачалки и расчалки грузов в труднодоступных местах, для захвата контейнеров, пакетов и т. п.
Стропами также называют элементы аэростатов и парашютов. К стропам также относятся матерчатые ленты на рюкзаках, предназначенные для регулировки объема и распределения нагрузки на лямки.
** Такелаж (нидерл. takelage (от takel — оснастка)) — общее название всех снастей на судне или вооружение отдельной мачты или рангоутного дерева, употребляемое для крепления рангоута и управления им и парусами. Такелаж разделяется на стоячий и бегучий. Стоячий такелаж служит для удержания рангоутных частей в надлежащем положении, бегучий — для постановки, уборки парусов, управления ими, изменения направления отдельных частей рангоута.
Для стоячего такелажа употребляются: на больших судах преимущественно стальной и железный трос, снаружи оцинкованный, как наиболее прочный и долго служащий; на мелких иногда берут ещё смолёные пеньковые или синтетические тросы. В некоторых частях стоячего такелажа употребляются цепи (напр. цепной борг — на котором висит нижний рей) — с короткими звеньями без распорок, для большей их гибкости.
На бегучий такелаж употребляются гибкие стальные, пеньковые или синтетические тросы.
Такелажными работами называются работы по обделке такелажа, постановке частей рангоута на место, оснащение его и, кроме того, все работы с тросом, например, приготовление матов (пеньковых ковров), сеток и т. д. для судов.