Российские производители судовой арматуры могут потерять остатки рынка сбыта, если не откажутся от политики необоснованного повышения цен. В этом убежден Константин Шумилин, генеральный директор "Тритмэнт".
Компания "Тритмэнт" – достаточно редкий образец бизнеса, построенного с нуля. Созданный в середине 90-х годов группой инженеров-судостроителей из Выборга, "Тритмэнт" сумел найти верную рыночную нишу. Сегодня на долю "Тритмэнта" приходится 11% продаж судовой арматуры в России. В 2007 г. предприятие запустило собственное производство в Шлиссельбурге. Причем завод "Тритмэнт" приятно отличается от классических старых механических цехов: светлые и теплые помещения, продуманная логистика, станки с ЧПУ. Казалось бы, можно жить да радоваться, но Константина Шумилина смущает то, что доля китайских производителей уже почти достигла той же цифры. А через десять лет, по прогнозам, станет намного выше.
Китайские (а также, к примеру, польские) производители поставщики завоевывают рынок с помощью низких цен. Причем укоренившееся представление о китайских товарах как низкокачественных устарело. Во-первых, китайцы умеют выпускать продукцию самого разного уровня качества, в том числе и «европейского», а во-вторых, среднее качество российской арматуры за последние годы тоже упало. Стоимость же растет необъяснимым образом.
Рынок судовой арматуры весьма специфичен. Он сильно зависит от состояния дел в судостроительной отрасли (хотя на арматуру приходится не более 5% стоимости судна). Кроме того, он делится на две совсем неравные части – оборудования для военных кораблей и гражданских судов. Большая часть номенклатуры у них при этом одинаковая, но поставки для нужд ВМФ ограничены целым рядом законодательных условий. В том числе требованием о закупках отечественных комплектующих. Только это и спасает пока российских производителей.
Почему же иностранные производители так легко завоевывают позиции на отечественном рынке? Вот интересные цифры. В период с 2006 г. по 2009 г., согласно статистике, инфляция в России составила менее 40%. В то же самое время цены на судовую арматуру выросли на 100-220%, а по некоторым позициям на 250-380%. То есть, в четыре раза! Может быть, причина в подорожании сырья? Отнюдь, за этот период значительно (на 178%) подорожало только олово, которое не так уж широко применяется в производстве арматуры. Цены на все прочие металлы и прокат из них поднялись незначительно, а по некоторым позициям даже снизились. В том числе, по таким важнейшим, как медь (-10%); никель (-11%); цинк (-40%). Стоимость энергии и зарплаты в промышленности также росли не космическими темпами.
Любой студент-экономист скажет, что когда отпускные цены растут в четыре раза быстрее себестоимости, это объясняется одним – желанием получить сверхприбыль. В России всего четыре крупных производителя судовой арматуры, то есть ситуация близка к монополизации. Их стремление побольше заработать понятное, но недальновидное. Потому что Россия все сильнее интегрируется в глобальный рынок, где действуют волчьи законы конкуренции.
"Гражданское судостроение – в части судовой арматуры – уже, можно считать, потеряно, – говорит Константин Шумилин. Там еще сохраняется присутствие российских производителей, но, скорее, по инерции. "Ушли" от нас рынки прибалтийских стран, поскольку тамошние судостроительные и судоремонтные заводы перешли на стандарты DIN. Военно-морской флот пока еще в основном закрыт для иностранных комплектующих, но это, видимо, тоже вопрос времени, поскольку Россия уже начинает размещать заказы ВМФ за рубежом".
Китайские (а также, к примеру, польские) производители поставщики завоевывают рынок с помощью низких цен. Причем укоренившееся представление о китайских товарах как низкокачественных устарело. Во-первых, китайцы умеют выпускать продукцию самого разного уровня качества, в том числе и «европейского», а во-вторых, среднее качество российской арматуры за последние годы тоже упало. Стоимость же растет необъяснимым образом.
Рынок судовой арматуры весьма специфичен. Он сильно зависит от состояния дел в судостроительной отрасли (хотя на арматуру приходится не более 5% стоимости судна). Кроме того, он делится на две совсем неравные части – оборудования для военных кораблей и гражданских судов. Большая часть номенклатуры у них при этом одинаковая, но поставки для нужд ВМФ ограничены целым рядом законодательных условий. В том числе требованием о закупках отечественных комплектующих. Только это и спасает пока российских производителей.
Почему же иностранные производители так легко завоевывают позиции на отечественном рынке? Вот интересные цифры. В период с 2006 г. по 2009 г., согласно статистике, инфляция в России составила менее 40%. В то же самое время цены на судовую арматуру выросли на 100-220%, а по некоторым позициям на 250-380%. То есть, в четыре раза! Может быть, причина в подорожании сырья? Отнюдь, за этот период значительно (на 178%) подорожало только олово, которое не так уж широко применяется в производстве арматуры. Цены на все прочие металлы и прокат из них поднялись незначительно, а по некоторым позициям даже снизились. В том числе, по таким важнейшим, как медь (-10%); никель (-11%); цинк (-40%). Стоимость энергии и зарплаты в промышленности также росли не космическими темпами.
Любой студент-экономист скажет, что когда отпускные цены растут в четыре раза быстрее себестоимости, это объясняется одним – желанием получить сверхприбыль. В России всего четыре крупных производителя судовой арматуры, то есть ситуация близка к монополизации. Их стремление побольше заработать понятное, но недальновидное. Потому что Россия все сильнее интегрируется в глобальный рынок, где действуют волчьи законы конкуренции.
"Гражданское судостроение – в части судовой арматуры – уже, можно считать, потеряно, – говорит Константин Шумилин. Там еще сохраняется присутствие российских производителей, но, скорее, по инерции. "Ушли" от нас рынки прибалтийских стран, поскольку тамошние судостроительные и судоремонтные заводы перешли на стандарты DIN. Военно-морской флот пока еще в основном закрыт для иностранных комплектующих, но это, видимо, тоже вопрос времени, поскольку Россия уже начинает размещать заказы ВМФ за рубежом".