Комсомольско-молодежные и ударные стройки без преувеличения определяли генеральное направление советской эпохи. Освоение целинных земель, строительство важных объектов, заводов, дорог и новых городов — все это возводилось, в том числе, и благодаря энтузиазму и труду молодых.
Руками комсомольцев построен и город Нариманов, что лежит в 45 километрах от Астрахани. В 1962 году Совет Министров СССР выпустил Постановление о строительстве вододелителя, рыбоводных заводов, нерестно-выростных хозяйств и мелиораций в восточной части Волги. Выполнять задачу нужно было с нуля, на месте будущего города не было ничего.
21 апреля 1963 года от бондарно-механического завода имени Дзержинского в г. Астрахани был отшвартован катер «Экскаваторщик» с брандвахтой, где разместилось СМУ - 5 «Волгоградгидрострой». С этого времени начинается история строительства вододелителя и города Нариманов. На палубе баржи стояло восемь секций сборно-щитовых домиков - первое жилье для строителей вододелителя. С катером «Экскаваторщик», прибыло и будущее руководство строительства, которое обосновалось на брандвахте.
Постепенно со всех концов страны на стройку начали прибывать люди. Стройка была объявлена комсомольской - естественно, сюда ехала в основном молодежь. Поселок рос, возводились школы, детские сады, жилье. Через 7 лет плотина вододелителя была пущена в эксплуатацию, а по истечению еще трех лет на этом участке было открыто и судоходство. Но строительство комплекса продолжалось. Чтобы уберечь от затопления села, находящиеся на левом берегу, необходимо было произвести отсыпку дамбы по левому берегу реки Волги. Второй большой объект, который находился в стадии строительства - шлюзовой канал - сдали в 1975 году. Задача, поставленная Правительством, была выполнена.
Численность поселка Нижневолжский возросла до 6 тысяч человек. Людей нужно было загружать новой работой. Поэтому 21 августа 1978 заместитель Министра судостроительной промышленности Евгений Николаевич Шапошников утвердил задание институту «Союзпроектверфь» (г. Ленинград) на проектирование в поселке судостроительного завода «Лотос». В апреле 1979 года началось его строительство. История повторялась: снова в поселок потянулись комсомольцы, снова организована масштабная стройка.
Приказом от 06 февраля 1986 года (N 51) завод «Лотос» в городе Нариманов Астраханской области был введён в число действующих.
Изначально завод проектировался для обеспечения техническими средствами месторождений шельфа Каспийского моря: под строительство комплектов блок-модулей верхних строений морских стационарных платформ Шельф-2. Начиная с 1986 года, в кооперации с Морским судостроительным заводом в городе Астрахань, «Красными Баррикадами», и заводом имени Карла Маркса «Лотос» построил и поставил в Азербайджан модули верхних строений для двух буровых платформ проекта 16710, а также первые модули головной платформы проекта 16712. Затем были заключены контракты с Выборгским и Николаевским судостроительными заводами на поставку модулей верхних строений для четырех буровых платформ проект 16716.
Основным заказчиком шельфовых сооружений тогда являлось ПО «Каспморнефтегаз» Азербайджанской ССР. Кроме того, в этом сегменте с 1987 г по 1993 г. завод активно сотрудничал с компанией «ВьетСовпетро».
Помимо буровых «Лотос» в 1994 году совместно с «Астраханским морским судостроительным заводом» и заводом «им. III-Интернационала» участвовал в строительстве танкера для АООТ «Волготанкер». На предприятии была изготовлена носовая оконечность судна, которая затем была отбуксирована на АМСЗ для пристыковки к остальной части корпуса. В 1990 году завод начал осваивать судоремонтные работы: различных сухогрузных судов типа
«Нефтерудовоз» и «Волго-Дон», танкеров типа «Волгонефть» и «Ленанефть», земснарядов типа «Крым», РДОС типа «Моряна».
Начиная с 1996 года «Лотос» в кооперации с АМСЗ и «Астраханским корабелом» строили сухогрузы типа река-море проекта 00221, затем серию морских сухогрузов для Венгрии.
«Завод «Лотос» был спроектирован очень разумно: краны грузоподъемностью по 150 тонн, большой закрытый эллинг с возможностью круглогодичной сборки и окраски, габаритная причальная стенка. Та верфь, что находится в Висмаре, «Nordic Yards», — это тот же «Лотос». Только подход у нас был более комплексный: завод обрастал инфраструктурой, жильем.
В свое время, когда я заканчивал институт в 1982 году [Астраханский технический институт рыбной промышленности и хозяйства], у нас туда ушло работать 40 человек. Потому что помимо всего там давали квартиры. Но что там стало потом...», - вспоминает генеральный директор «Невского ССЗ» Владимир Николаевич Прудыус, который очень хорошо знает отрасль в Астраханском регионе.
Действительно, на протяжении своей истории были такие периоды, когда предприятие «стояло», не было заказов, приходилось продавать или сдавать в аренду часть производственных мощностей. Некоторые из судов, которые завод брал на ремонт, приходилось перегонять в Астрахань на завод «им. Карла Маркса», потому как попросту не было возможности завершить работы.
«Перед руководством региона было два варианта: либо «заморозить», а то и вовсе закрыть производство, либо попытаться возродить предприятие, найти заказы», - рассказывал глава Астраханской области Александр Александрович Жилкин.
В 2007 году «Лотос» вошел в «Астраханское судостроительное производственное объединение» (АСПО), а в 2010 году - в состав «Объединенной судостроительной корпорации». За это время на заводе были построены несколько корпусов для сухогрузов, 4 баржи-площадки OMS Shipping.
С приходом нового директора Ивана Викторовича Клеметьева на заводе началась новая жизнь. Была разработана программа возрождения «Лотоса», подписаны заказы на строительство серии танкеров проекта RST25 для ОАО «Московское речное пароходство» стоимостью 1 млрд 80 млн рублей, а затем — на два универсальных сухогруза RSD49 для ОАО «Западное пароходство».
«Первые контракты были для меня удивительными: как можно серию танкеров и сухогрузов разбить на два-три завода? В результате мы получили три головных заказа. В советское время мне приходилось заниматься головными заказами. Тогда для завода уже один головной считался сложным, а здесь же, на «Лотосе», который поднимали из руин, оказалось сразу несколько таких», - говорит исполняющий обязанности генерального директора «ССЗ «Лотос» Владимир Викторович Щербаков.
Затем в Астраханской области развернулась масштабная программа строительство объектов инфраструктуры для месторождения им В. Филановского. «Лотосу» было поручено строительство секций опорных блоков ледостойкой стационарной платформы (ЛСП-1).
«Процесс освоения заказов совпал с процессом роста. Например, когда я пришел было 150 производственных рабочих, затем 200, 250, когда заканчивали ЛСП довели число рабочих до 870. К сожалению, в отличие от ЛСП, которая была прибыльна, сухогрузы и танкера рассчитывались по стоимости серийных судов. То есть для завода эти заказы убыточны. Исправить положение могло бы продолжение серии грузовых судов или модулей для буровых платформ, но речи пока об этом не идет», - продолжает Владимир Викторович.
Тем не менее, ЛСП стал крупнейшим объектом, построенным на заводе «Лотос» за последние годы. Сейчас на заводе ведется подготовка к работе по сборке земснаряда для одной из голландских компаний. Специалисты заказчика заканчивают сборку крана грузоподъемностью 750 тонн для операций с секциями. После подготовки производства сама сборка займет 10 дней. Заказ очень маленький, как по работе, так и по финансированию.
«Когда решали вопрос возрождения завода, все прекрасно понимали, что для этого нужны деньги. Необходимо ведь все привести в порядок. А другого источника нет! С заказов можно отложить только по копеечке, потому как прибыль у нас небольшая, тем более судостроение — низкорентабельная отрасль промышленности.
Мое мнение, что самая главная дешевизна заказа заключается в скорости его выполнения. Если финансирование проекта затягивается, как те же наши танкеры, на полтора — три месяца, то у завода накапливаются лишние 30 миллионов рублей накладных расходов. Соответственно танкер удорожает на эту сумму», - объясняет и.о. генерального директора завода.
Даже с учетом того, что завод был построен в конце 80-х годов и с тех пор комплексной модернизации не проходил, он имеет хорошие перспективы. В активе предприятия пять крытых стапелей длиной 250 метров и шириной 24 метра, оснащенные кранами грузоподъемностью 100 тонн, достроечная набережная длиной 150 метров, пресс усилием 800 тонн, плазморезательные машины «Гранат». Производственные мощности позволяют предприятию перерабатывать 12 000 тонн металла в год и оперировать секциями массой до 200 тонн. Конечно, необходимы и серьезные финансовые вливания.
«Как строить корабли, если на все предприятие два токарных станка! И то, один из них то работает, то не работает. Многое оборудование функционирует еще с момента постройки завода и уже износилось», - поясняет начальник коммерческого отдела «Лотоса» Олег Александрович Гончаров.
В октябре 2012 года ОСК и правительство Астраханской области заключили соглашение о сотрудничестве, основным направлением которого стало создание в регионе особой экономической зоны промышленно-производственного типа. Ее базой должен был быть судостроительный завод «Лотос». В октябре этого года генеральный директор ОСК Владимир Иванович Шмаков посетил судостроительные предприятия, которые входят в Южный центр судостроения и судоремонта, в том числе и завод в Нариманове. Затем в рамках трехсторонней встречи с губернатором области и президентом «Лукойла» Вагитом Юсуфовичем Аликперовым уточнялись аспекты создания особой зоны, а также вопросы разработки и оздоровления ОАО «Судостроительный завод «Лотос», размещения на нем ряда заказов.
«В начале ноября я буду докладывать о стратегии развития корпорации президенту России Владимиру Путину. Важное место в этом документе отводится укреплению позиций судостроения на юге России, на Каспии, и, в частности, в таком стратегически важном регионе, как Астраханская область», — заявил Владимир Иванович.
Не исключено, что ряд заказов от нефтяного гиганта «Лукойл» будут размещены на «Лотосе». Но проблему модернизации предприятия это не решит. Нужны действия, и прежде всего в области финансирования.
В силу сегодняшних приоритетов страны большее внимание в ОСК уделяется гособоронзаказу. Верфям, которые строят корабли для нужд ВМФ, выделяются государственные гарантии по кредитам. Гражданское судостроение, помимо дальневосточного завода «Звезда», находится на периферии интересов. Вместе с тем судостроительный завод «Лотос» является не только якорем планируемой экономической зоны, но и одним из ключевых заводов Южного центра судостроения. Насколько сильно подкреплены заявления Владимира Ивановича Шмакова о важности астраханского судостроения конкретными цифрами и планами по обновлению производства в этой стратегии пока не ясно – текст еще не опубликован и подробности его не разглашаются.
Реальные шаги помощи астраханским корабелам пока что видны только со стороны Администрации области. А потенциальные рычаги воздействия на ситуацию, в том числе и финансовые, находятся у ОСК. Будем надеяться, что в новой стратегии она их задействует.
При подготовке статьи были использованы исторические материалы Министерства промышленности, транспорта и природных ресурсов Астраханской области.
21 апреля 1963 года от бондарно-механического завода имени Дзержинского в г. Астрахани был отшвартован катер «Экскаваторщик» с брандвахтой, где разместилось СМУ - 5 «Волгоградгидрострой». С этого времени начинается история строительства вододелителя и города Нариманов. На палубе баржи стояло восемь секций сборно-щитовых домиков - первое жилье для строителей вододелителя. С катером «Экскаваторщик», прибыло и будущее руководство строительства, которое обосновалось на брандвахте.
Судостроительный завод "Лотос" / Администрация Астраханской области |
Постепенно со всех концов страны на стройку начали прибывать люди. Стройка была объявлена комсомольской - естественно, сюда ехала в основном молодежь. Поселок рос, возводились школы, детские сады, жилье. Через 7 лет плотина вододелителя была пущена в эксплуатацию, а по истечению еще трех лет на этом участке было открыто и судоходство. Но строительство комплекса продолжалось. Чтобы уберечь от затопления села, находящиеся на левом берегу, необходимо было произвести отсыпку дамбы по левому берегу реки Волги. Второй большой объект, который находился в стадии строительства - шлюзовой канал - сдали в 1975 году. Задача, поставленная Правительством, была выполнена.
Численность поселка Нижневолжский возросла до 6 тысяч человек. Людей нужно было загружать новой работой. Поэтому 21 августа 1978 заместитель Министра судостроительной промышленности Евгений Николаевич Шапошников утвердил задание институту «Союзпроектверфь» (г. Ленинград) на проектирование в поселке судостроительного завода «Лотос». В апреле 1979 года началось его строительство. История повторялась: снова в поселок потянулись комсомольцы, снова организована масштабная стройка.
Приказом от 06 февраля 1986 года (N 51) завод «Лотос» в городе Нариманов Астраханской области был введён в число действующих.
Изначально завод проектировался для обеспечения техническими средствами месторождений шельфа Каспийского моря: под строительство комплектов блок-модулей верхних строений морских стационарных платформ Шельф-2. Начиная с 1986 года, в кооперации с Морским судостроительным заводом в городе Астрахань, «Красными Баррикадами», и заводом имени Карла Маркса «Лотос» построил и поставил в Азербайджан модули верхних строений для двух буровых платформ проекта 16710, а также первые модули головной платформы проекта 16712. Затем были заключены контракты с Выборгским и Николаевским судостроительными заводами на поставку модулей верхних строений для четырех буровых платформ проект 16716.
Основным заказчиком шельфовых сооружений тогда являлось ПО «Каспморнефтегаз» Азербайджанской ССР. Кроме того, в этом сегменте с 1987 г по 1993 г. завод активно сотрудничал с компанией «ВьетСовпетро».
Помимо буровых «Лотос» в 1994 году совместно с «Астраханским морским судостроительным заводом» и заводом «им. III-Интернационала» участвовал в строительстве танкера для АООТ «Волготанкер». На предприятии была изготовлена носовая оконечность судна, которая затем была отбуксирована на АМСЗ для пристыковки к остальной части корпуса. В 1990 году завод начал осваивать судоремонтные работы: различных сухогрузных судов типа
«Нефтерудовоз» и «Волго-Дон», танкеров типа «Волгонефть» и «Ленанефть», земснарядов типа «Крым», РДОС типа «Моряна».
Начиная с 1996 года «Лотос» в кооперации с АМСЗ и «Астраханским корабелом» строили сухогрузы типа река-море проекта 00221, затем серию морских сухогрузов для Венгрии.
«Завод «Лотос» был спроектирован очень разумно: краны грузоподъемностью по 150 тонн, большой закрытый эллинг с возможностью круглогодичной сборки и окраски, габаритная причальная стенка. Та верфь, что находится в Висмаре, «Nordic Yards», — это тот же «Лотос». Только подход у нас был более комплексный: завод обрастал инфраструктурой, жильем.
В свое время, когда я заканчивал институт в 1982 году [Астраханский технический институт рыбной промышленности и хозяйства], у нас туда ушло работать 40 человек. Потому что помимо всего там давали квартиры. Но что там стало потом...», - вспоминает генеральный директор «Невского ССЗ» Владимир Николаевич Прудыус, который очень хорошо знает отрасль в Астраханском регионе.
Судостроительный завод "Лотос" / Администрация Астраханской области |
Действительно, на протяжении своей истории были такие периоды, когда предприятие «стояло», не было заказов, приходилось продавать или сдавать в аренду часть производственных мощностей. Некоторые из судов, которые завод брал на ремонт, приходилось перегонять в Астрахань на завод «им. Карла Маркса», потому как попросту не было возможности завершить работы.
«Перед руководством региона было два варианта: либо «заморозить», а то и вовсе закрыть производство, либо попытаться возродить предприятие, найти заказы», - рассказывал глава Астраханской области Александр Александрович Жилкин.
В 2007 году «Лотос» вошел в «Астраханское судостроительное производственное объединение» (АСПО), а в 2010 году - в состав «Объединенной судостроительной корпорации». За это время на заводе были построены несколько корпусов для сухогрузов, 4 баржи-площадки OMS Shipping.
С приходом нового директора Ивана Викторовича Клеметьева на заводе началась новая жизнь. Была разработана программа возрождения «Лотоса», подписаны заказы на строительство серии танкеров проекта RST25 для ОАО «Московское речное пароходство» стоимостью 1 млрд 80 млн рублей, а затем — на два универсальных сухогруза RSD49 для ОАО «Западное пароходство».
«Первые контракты были для меня удивительными: как можно серию танкеров и сухогрузов разбить на два-три завода? В результате мы получили три головных заказа. В советское время мне приходилось заниматься головными заказами. Тогда для завода уже один головной считался сложным, а здесь же, на «Лотосе», который поднимали из руин, оказалось сразу несколько таких», - говорит исполняющий обязанности генерального директора «ССЗ «Лотос» Владимир Викторович Щербаков.
Затем в Астраханской области развернулась масштабная программа строительство объектов инфраструктуры для месторождения им В. Филановского. «Лотосу» было поручено строительство секций опорных блоков ледостойкой стационарной платформы (ЛСП-1).
«Процесс освоения заказов совпал с процессом роста. Например, когда я пришел было 150 производственных рабочих, затем 200, 250, когда заканчивали ЛСП довели число рабочих до 870. К сожалению, в отличие от ЛСП, которая была прибыльна, сухогрузы и танкера рассчитывались по стоимости серийных судов. То есть для завода эти заказы убыточны. Исправить положение могло бы продолжение серии грузовых судов или модулей для буровых платформ, но речи пока об этом не идет», - продолжает Владимир Викторович.
Тем не менее, ЛСП стал крупнейшим объектом, построенным на заводе «Лотос» за последние годы. Сейчас на заводе ведется подготовка к работе по сборке земснаряда для одной из голландских компаний. Специалисты заказчика заканчивают сборку крана грузоподъемностью 750 тонн для операций с секциями. После подготовки производства сама сборка займет 10 дней. Заказ очень маленький, как по работе, так и по финансированию.
Судостроительный завод "Лотос" / Администрация Астраханской области |
«Когда решали вопрос возрождения завода, все прекрасно понимали, что для этого нужны деньги. Необходимо ведь все привести в порядок. А другого источника нет! С заказов можно отложить только по копеечке, потому как прибыль у нас небольшая, тем более судостроение — низкорентабельная отрасль промышленности.
Мое мнение, что самая главная дешевизна заказа заключается в скорости его выполнения. Если финансирование проекта затягивается, как те же наши танкеры, на полтора — три месяца, то у завода накапливаются лишние 30 миллионов рублей накладных расходов. Соответственно танкер удорожает на эту сумму», - объясняет и.о. генерального директора завода.
Даже с учетом того, что завод был построен в конце 80-х годов и с тех пор комплексной модернизации не проходил, он имеет хорошие перспективы. В активе предприятия пять крытых стапелей длиной 250 метров и шириной 24 метра, оснащенные кранами грузоподъемностью 100 тонн, достроечная набережная длиной 150 метров, пресс усилием 800 тонн, плазморезательные машины «Гранат». Производственные мощности позволяют предприятию перерабатывать 12 000 тонн металла в год и оперировать секциями массой до 200 тонн. Конечно, необходимы и серьезные финансовые вливания.
«Как строить корабли, если на все предприятие два токарных станка! И то, один из них то работает, то не работает. Многое оборудование функционирует еще с момента постройки завода и уже износилось», - поясняет начальник коммерческого отдела «Лотоса» Олег Александрович Гончаров.
В октябре 2012 года ОСК и правительство Астраханской области заключили соглашение о сотрудничестве, основным направлением которого стало создание в регионе особой экономической зоны промышленно-производственного типа. Ее базой должен был быть судостроительный завод «Лотос». В октябре этого года генеральный директор ОСК Владимир Иванович Шмаков посетил судостроительные предприятия, которые входят в Южный центр судостроения и судоремонта, в том числе и завод в Нариманове. Затем в рамках трехсторонней встречи с губернатором области и президентом «Лукойла» Вагитом Юсуфовичем Аликперовым уточнялись аспекты создания особой зоны, а также вопросы разработки и оздоровления ОАО «Судостроительный завод «Лотос», размещения на нем ряда заказов.
«В начале ноября я буду докладывать о стратегии развития корпорации президенту России Владимиру Путину. Важное место в этом документе отводится укреплению позиций судостроения на юге России, на Каспии, и, в частности, в таком стратегически важном регионе, как Астраханская область», — заявил Владимир Иванович.
Не исключено, что ряд заказов от нефтяного гиганта «Лукойл» будут размещены на «Лотосе». Но проблему модернизации предприятия это не решит. Нужны действия, и прежде всего в области финансирования.
Судостроительный завод "Лотос" / Администрация Астраханской области |
В силу сегодняшних приоритетов страны большее внимание в ОСК уделяется гособоронзаказу. Верфям, которые строят корабли для нужд ВМФ, выделяются государственные гарантии по кредитам. Гражданское судостроение, помимо дальневосточного завода «Звезда», находится на периферии интересов. Вместе с тем судостроительный завод «Лотос» является не только якорем планируемой экономической зоны, но и одним из ключевых заводов Южного центра судостроения. Насколько сильно подкреплены заявления Владимира Ивановича Шмакова о важности астраханского судостроения конкретными цифрами и планами по обновлению производства в этой стратегии пока не ясно – текст еще не опубликован и подробности его не разглашаются.
Реальные шаги помощи астраханским корабелам пока что видны только со стороны Администрации области. А потенциальные рычаги воздействия на ситуацию, в том числе и финансовые, находятся у ОСК. Будем надеяться, что в новой стратегии она их задействует.
При подготовке статьи были использованы исторические материалы Министерства промышленности, транспорта и природных ресурсов Астраханской области.