17 декабря будет отмечаться 60 лет со дня строительства первой отечественной атомной подводной лодки К-3 "Ленинский комсомол". Это знаменательная дата не только для "Севмаша", который за три года построил атомоход, но и для всей страны.
АПЛ К-3 "Ленинский комсомол" положила начало новой эпохе Военно-морского флота и отечественной промышленности. В рамках подготовки к празднованию этой даты блог Северный вестник опубликует серию материалов об истории этой легендарной подводной лодки. Сегодня статья о 42-м цехе, в котором была построена К-3.
Цех №42
Если думать о "Севмаше", в голове то и дело возникает слово "уникальный". Его можно применить практически ко всему, что находится на территории предприятия. Это уникальная продукция предприятия, уникальные цеха в которых строят подводные лодки, уникальные станки и самое главное - уникальные люди, без которых ничего этого бы не было.
Сегодня речь пойдет об уникальном цехе №42, с которого в свое время вышли уникальные лодки: самая первая советская АПЛ, первая АПЛ с жидкометаллическим теплоносителем, самая высокоскоростная АПЛ, самая высокоатоматизированная АПЛ, самая глубоководная АПЛ. Кроме того, там же была построена первая советская экскурсионная подводная лодка.
Стапельные цехи - самые большие на предприятии. В них собираются с использованием сварки из больших секций корпуса кораблей. Затем на корабль грузятся механизмы и оборудование, прокладываются трубопроводы и кабели. После испытания систем и окраски корабль выводится из стапельного цеха и спускается на воду.
Особенностью цеха №42 является то, что в нем не только строятся корабли на стапеле, но и предварительно из деталей собираются большие части корпуса - блок-секции. Поэтому цех и называется сборочно-стапельным. Он образован в 1954 году и является специализированным производством: в нем были построены первые образцы уникальных проектов кораблей, в том числе первая атомная подводная лодка – К-3 "Ленинский Комсомол".
Потом отработанные технологии, которые были опробованы в 42-м, внедрялись в других цехах и на других предприятиях. Для выполнения таких задач необходим творческий высокопрофессиональный коллектив, как раз такой, как сейчас - здесь работают люди самых разных специальностей: от газорезчика до наладчика электронных систем. Все они объединены одной целью - создавать новейшую военную технику. Поэтому работать в стапельно-сборочном цехе всегда было престижно.
Сегодня
В разное время в нем было построено 20 атомных и дизельных подводных лодок, в том числе лодка-музей, буксиры, яхты и даже прогулочный подводный аппарат. В настоящее время цех №42 является основным цехом по созданию корабля проекта 11442М "Адмирал Нахимов".
Цех №42 - единственный, где можно построить лодку от начала до конца. Нужны лишь заготовки металла для сборки корпуса и оборудование для монтажа. Все остальное - сварка корпуса, монтаж труб и оборудования, пусконаладочные работы, испытания систем - могут выполнить специалисты "Севмаша". Кроме того, цех располагает объектами специализированного назначения. Атомное "сердце" всех построенных на "Севмаше" кораблей создается здесь, на стенде сборки активных зон реакторов. Здесь же формируется и система управления защиты энергетической установки корабля. Есть док-камера для испытания отсеков наружным давлением. Поэтому опытные отсеки всех проектов, которые шли на заводе, включая "Гранит", "Барс", "Акула", изготавливались и испытывались в цехе №42.
Также в цехе есть две камеры электронно-лучевой сварки. Уникальная камера "Атмосфера-2", где производится высококачественная сварка в среде аргона любых материалов и разных толщин. В свое время в стране таких установок было всего две - на "Севмаше" и в институте Патона.
Цех №42 - яркий пример плодотворного сотрудничества науки и производства. Все новые конструкционные материалы, стали, сплавы, технологии отрабатывались здесь, а затем шли для всей судостроительной промышленности. И не только. В свое специалисты цеха работали над созданием учебного центра для ВМФ в Палдиски, затем выполнили большой объем работы для НИТИ им. А.П. Александрова в Сосновом Бору.
К-3 "Ленинский Комсомол".
24 сентября 1955 года в сборочно-стапельном цехе №42 в обстановке строгой секретности состоялась торжественная церемония закладки первой в СССР подводной лодки проекта 627 с атомной энергетической установкой. Рабочие чертежи пр. 627, разработанные в СКБ-143 (ныне "Малахит") стали поступать на завод в начале лета 1954 года. Заводу предстояло сыграть основную роль в решении инженерной задачи, сопоставимой по своей сложности разве что с созданием первых космических кораблей.
Приказом министра судостроительной промышленности от 3 июля 1954 года определялся целый перечень мероприятий, направленных на то, чтобы изолировать постройку корабля от остальных строившихся на заводе объектов. Это касалось и материалов прочных конструкций для обеспечения заданной предельной глубины погружения, в полтора раза превышавшей аналогичные параметры строившихся ранее ПЛ. Институтом металлургии и сварки отрасли была разработана высокопрочная сталь новой марки. Круг инженерно-технических работников, привлекавшихся к постройке заказа, был строго ограничен. Общее техническое руководство строительством ПЛ осуществлял особый отдел из 10 человек.
Безусловно, строительство корабля шло непросто, но с энтузиазмом. Вот как вспоминал об этом представитель по схемам специального контроля О.Е. Загайнов: "Мы работали самоотверженно и вдохновенно, постигая на практике азы "атомной" науки, внося посильный вклад в ее совершенствование. Сильное впечатление на нас оказывало присутствие ведущих конструкторов - авторов первой ГЭУ и ее систем во главе с академиком Анатолием Петровичем Александровым. Он внушал нам почтение к своему детищу, требовал творческого, конструктивного подхода к решению возникающих технических вопросов". О периоде строительства первой АПЛ почетный ветеран предприятия В.А. Горбунов рассказывал: "Коллектив цеха работал напряженно, с огромным энтузиазмом. Большой транспарант над проходной цеха: "Не выполнив задание, домой не уходи!" – в полной мере характеризовал обстановку тех дней".
Несмотря на то, что пришлось осваивать новые виды сварки, работы по формированию корпуса на стапеле шли довольно успешно, что позволило уже в конце 1955 года провести гидравлические испытания, подтвердившие прочность конструкции и высокое качество работы. А в 1957 году ее вывели из цеха.
Передача первой советской атомной подлодки состоялась 17 декабря 1958 года. У "Ленинского комсомола" сложная судьба, в которой было место и героическим достижениям, и трагическим событиям. В 1961 году подлодка ушла в Атлантический океан на первую боевую службу. В июле 1962-го впервые в истории Советского Военно-морского флота корабль под командованием Л.М. Жильцова совершил длительный поход подо льдами Северного Ледовитого океана, во время которого дважды прошел точку Северного полюса. 17 июля 1962 года впервые в истории советского подводного флота АПЛ всплыла около Северного полюса. 8 сентября 1967 года на "Ленинском комсомольце" при нахождении на боевом дежурстве возник пожар. Погибло 39 подводников. Подлодка самостоятельно вернулась в базу.
Всего первая атомная выполнила 5 автономных походов за боевую службу. 14 марта 1989 года была выведена из боевого состава.
Сегодня субмарина находится в Снежногорске, где медленно, но верно, ее превращают в музей.
Если говорить о других легендарных кораблях, сошедших со стапелей цеха, то это:
К-27 - опытная АПЛ проекта 645, была первой, на которой использовалась двухреакторная паропроизводящая установка с жидкометаллическим теплоносителем из сплава свинец-висмут.
К-162 – опытная высокоскоростная АПЛ проекта 661 из титанового сплава с АЭУ 2-го поколения, по ходовым и маневренным качествам не имела аналогов в мире.
К-123 – АПЛ проекта 705К высокоскоростная, высокоавтоматизированная, многоцелевая, малого водоизмещения.
К-278 "Комсомолец" – опытная АПЛ проекта 685, является самой глубоководной боевой АПЛ в мире.
Подводный аппарат "Нептун" – первый эксплуатационный подводный аппарат. Находился в коммерческой эксплуатации в районе Карибского моря.
Проект 20120 "Саров" – опытовая подводная лодка предназначенная для проведения испытаний разрабатываемых и модернизируемых образцов вооружений, глубоководной техники и обеспечивающих их корабельных систем.
Проект А1331 – моторная океанская яхта, предназначенная для обеспечения отдыха пассажиров, включая морские прогулки на водных мотоциклах, лодках, морские купания, погружения с аквалангами.
Кроме того, в цехе с 1993 по 2003 гг. велось строительство буксиров. Здесь построен 21 буксир различных проектов и 1 мега-яхта. Также в цехе велись работы по превращению в музей дизельной подводной лодки Б-396 "Новосибирский комсомолец".
Продолжение следует!
Материалы по теме:
Атмосфера Севмаша
Подписка Корабел.ру экономит ваше время Подпишитесь на ежедневную рассылку новостей и будьте в курсе всего самого важного и интересного! |