"Князь Владимир" – беда или спасение черноморских круизов?

7 декабря в рамках отраслевой выставки "Транспорт России – 2017" состоялось награждение победителей премии за достижения в области транспортной инфраструктуры "Формула движения". Проект морского сообщения между Сочи и Крымом на лайнере "Князь Владимир" победил в номинации "Лучшее решение в области пассажирского транспорта". Теплоход прошел долгий путь от автомобильного парома до победителя крупнейшей отраслевой выставки России. Разберемся, как это произошло и что показал первый его круизный сезон.

Как все начиналось

В сентябре 2016 года Владимир Путин поручил организовать морское сообщение между Сочи и Крымом. Для этого было приобретено за $5,5 млн девятипалубное судно "Roy Star" 1971 года постройки, бывший автомобильный паром. Британская компания Southern Ferries, дочерняя фирма P&O Ferries, определила судно на обслуживание линии Саутгемптон — Лиссабон — Танжер, которая оказалась нерентабельной. В 1975 году паром продали новому владельцу. Он переименовал судно в "Azur" и отправил осуществлять круизные и паромные рейсы по Средиземноморью. Через шесть лет компания-владелец решила полностью отказаться от паромного направления, сделав упор только на туристических маршрутах. "Azur" был перестроен в круизник: на бывшие автомобильные палубы добавили пассажирские каюты, а на корме разместили дополнительный бассейн.

Судно много раз перепродавалось и меняло свое название. В 2014-м его скитания завершились консервацией в греческом порту Халкис. Пока паром отдыхал, Минтранс России провел переговоры с "Совкомфлотом" и "Росморпортом" для совершения покупки "Roy Star". Приобрели, отремонтировали, переименовали в "Князь Владимир" и начали подготовку к круизу.

В апреле 2017 года компания "Черноморские круизы" заключила договор с "МИБ-Дизайн-СПб" на техническое наблюдение Российского Речного Регистра. Судно переклассифицировали на класс "М-СП4,5" РРР, стоимость работ составила 2 020 160 руб.
 

Теплоход "Князь Владимир" / Иллюстрация: "Черноморские круизы", ООО


Ремонт "Князь Владимир" проходил в Турции — на верфи Kuzey Star Shipyard, где в основном обновили каюты и пассажирские зоны, а также проверили работу механизмов и систем судна.

К слову, о подготовке к круизу. Компания заблаговременно объявила о наборе плавсостава и обслуживающего персонала. Сводка зарплаты и вакансий с форума "Мореход":

  • электрик – 30 450 руб.
  • моторист 1 класса – 30 950 руб.
  • моторист 1 класса – токарь 32 900 руб.
  • Буфетчик – 23 925 руб.
  • повар судового ресторана – 41 400 руб.
  • мойщик посуды – 18 300 руб.
  • стюард отеля – 20 000 руб.
  • работник прачечной (стирка и ремонт спецодежды и белья) – 20 000 руб.
  • уборщик судового отеля – 23 925 руб.
  • аниматор – 50 000 руб.
  • экскурсовод – 26 700 руб.


Предлагаем познакомиться с техническими характеристиками и оснащением теплохода, согласно информации с сайта круизной компании "Инфофлот":
Характеристики судна:

  • Длина – 142 м;
  • Ширина – 22 м;
  • Осадка – 7,8 м;
  • Количество мест – 850;
  • Количество палуб – 9.

Что есть на теплоходе:

  • Ресторан;
  • 4 бара;
  • Караоке-бар;
  • Кинотеатр;
  • Салон красоты;
  • Спа-салон;
  • Аква-зона (3 бассейна, джакузи);
  • Дискотечная и концертная площадка;
  • Детская игровая комната;
  • Библиотека;
  • Сувенирный магазин;
  • Экскурсионное бюро.

Летом 2017 года, в преддверии Дня России, круизный лайнер "Князь Владимир" отправился в свой первый рейс с пассажирами на борту. Оператором сообщения стала фирма ООО "Черноморские круизы", а генеральным агентом выступила известная круизная компания "Инфофлот".
 

Кинотеатр теплохода "Князь Владимир" / "Черноморские круизы", ООО


Толков было много, споров — еще больше, но если президент дал указание, его надо исполнять. Мы познакомились с мнениями пассажиров на различных форумах, посвященных обсуждению рейсов на "Князе Владимире", поговорили с практикантами, проходившими обучение на теплоходе. Разумеется, отправляли вопросы и "Черноморским круизам", но, к сожалению, ответов не получили.

На просторах Интернета запуск морского сообщения "Сочи — Крым" вызвал приличное число дискуссий. Сначала вся перепалка начиналась с разговоров о целесообразности покупки такого старого автомобильного парома, которому предстоит капитальный ремонт и модернизация. То, что круизная линия на Черном море необходима, это очевидно. Люди поделились на два лагеря — на скептиков (даже критиков) и на тех, кто был рад первым шагам к светлому будущему черноморского сообщения.

Объять необъятное — невозможно, проанализировать тучу отзывов о рейсе и отсеять главное — крайне сложно. Наверняка можно сказать одно — первые круизы на теплоходе "Князь Владимир" были действительно далеки от совершенства, но с каждым новым рейсом организация круиза становилась только лучше, благодаря оперативной обработке жалоб и исправлению ошибок со стороны оператора.

Попытаемся обозначить плюсы и минусы путешествия на теплоходе "Князь Владимир".

О плюсах круиза "Сочи — Крым" на "Князе Владимире"

Разработчики проекта круиза взяли самые живописные места на Черном море с возможностью посещения известных городов Республики Крым. В Новороссийске, Ялте, Севастополе организованы туристические экскурсии. Можно воспользоваться этой услугой, а можно добровольно отказаться от нее и познакомиться с достопримечательностями самостоятельно.


Маршрут, как и его организация, пожалуй, является самым главным и неоспоримым плюсом. Отсюда плавно вытекает второй такой же неоспоримый и очевидный плюс – великолепные пейзажи и чудесная природа, которыми можно наслаждаться в путешествии. Неповторимые закаты, чудеса архитектуры, отдых в море – все это можно испытать в круизе по Черному морю.

Программа экскурсий

В каждом городе маршрута организаторы круиза предлагают список мероприятий для посещения на выбор. Всю информацию об экскурсиях мы взяли из источника.

В Новороссийске туристам предлагается начать программу сразу с "винного блока". Есть отдельная экскурсия в виноградники. Дороговатая — 3900 рублей, но зато с ужином (обедом), включая бутылку вина на двоих. Кому не хватило, можно съездить на винный завод "Абрау-Дюрсо" за 2150 рублей. В самом городе, помимо стандартной музейной программы, интересующихся водят на крейсер "Михаил Кутузов". Главный акцент — мемориалы "Малая земля" и Долина смерти". В Геленджике — "обзорка" с посещением Старого парка. В Анапе туристов ждет Археологический музей и автобусно-пешеходная прогулка по старой части города. Цены везде приемлемые — от 1650 до 1900 рублей (детские билеты дешевле).

В Ялте туристы могут посетить Воронцовский дворец и визитную карточку Крыма — Ласточкино гнездо. Цены понятные — 1500 рублей (для детей до 7 лет немного дешевле). Судя по отзывам первых туристов, замечания по экскурсии были связаны с отсутствием микрофона в автобусе для гида и водителем, который совершенно не знал дорогу. Желающим за 1250 рублей предлагали попасть на винзавод Массандра и в его дегустационный зал. Для тех, кто не любит вино, можно посетить знаменитый Никитский ботанический сад и насладиться неповторимой природой за 1550 рублей без стоимости входных билетов (детям дешевле). Кроме этого можно попасть на Крымскую меховую фабрику и познакомиться с производством меха. Билет — 950 рублей.

Помимо дворца и винного завода, туристы могут выбрать экскурсию на Ай-Петри по канатной дороге. Хотя предупредим, что первые гости "Князя Владимира" порекомендовали не брать это направление. Судя по отзывам, проблемы с автобусом в Воронцовский дворец — вовсе не проблемы. По дороге в Ай-Петри автобус с первыми туристами ломался несколько раз, опять же отсутствовал микрофон, водитель не знал дороги, а желающие платили за все входы и пещеры дополнительные деньги. Что же входило в саму экскурсию за 1275 рублей — никто не смог даже объяснить.

Последняя остановка на маршруте — Севастополь, город-герой. Туристам предлагалась насыщенная программа с возможностью посещения национального заповедника "Херсонес Таврический" и просмотра панорамы боев за Севастополь в июне 1855 года. Экскурсия обойдется в 750 рублей без входных билетов. Желающие могут посетить жемчужину западного побережья Севастополя — мыс Фиолент и Балаклаву, где их ожидают экскурсии по скалам Орест, Пилад, Святого явления, по скальному Свято-Георгиевскому монастырю и Генуэзской крепости Чембало и по знаменитой набережной Балаклавы со всеми кафе и другими развлечениями. Стоимость подъемная — 750 рублей без входных билетов. Для любителей военно-исторической тематики организаторы предлагают туристам посетить диораму "Штурм Сапун-Горы 7 мая 1944 года" и познакомиться с историей Севастополя. Цены варьируются в пределах от 500 до 750 рублей. Самой длительной экскурсией в Севастополе является 8-часовое посещение Бахчисарайского дворца и всех прилегающих к нему памятников с отдыхом в кафе восточной кухни. Обойдется оно в 1150 рублей. Для любителей экстрима можно выбрать джип-тур по пещерным городам за 1000 рублей без учета входных билетов и аренды автомобилей.

Дальше теплоход "Князь Владимир" возвращается в Сочи, откуда и начинался круиз. Туристам в последний день предлагают посетить сочинский Олимпийский парк со всевозможными локациями. Диапазон цен приличный — 2300-3250 рублей с человека. Если Сочи не интересен, можно махнуть в Абхазию и успеть посетить озеро Рица, Новый Афон, Пицунду, Гагру и многое другое. Это самые продолжительные направления, которые занимают почти целый день. Цены варьируются от 2000 до 2700 (детям, безусловно, дешевле). Желающие могут и задержаться в Сочи, чтобы успеть нанести визит Абхазии.

В сентябре в сети появился расширенный отзыв о путешествии, которое выпало на 10-16 сентября 2017 года. Выдержка из него об экскурсиях в целом: "Экскурсионное бюро не справилось с наплывом желающих купить путевки на борту теплохода. Не было заранее продумано количество желающих забронировать места на предстоящие экскурсии. Рекомендую ввести предварительную бронь при покупке путевок. Набор групп происходит накануне. Группы формируются по мере покупки путевок на борту. Количество мест ограничено. На некоторые экскурсии был ажиотаж. Мест не всем хватало. При окончании мест сотрудники и администратор придумывали нелепые отговорки, не давали нужной информации путешественникам.

В Севастополе на экскурсиях было много пожилых и придирчивых экскурсантов. Сами группы были сформированы по смешанному признаку, не были учтены персональные условия для проведения экскурсий. Так, например, в одной группе были и инвалиды, и тихоходы, и активные туристы, и молодые, и спокойные отдыхающие, и очень нервные граждане… Рекомендую при большом количестве туристов, разделять тур на подгруппы по вышеназванной классификации. Это позволит гармонизировать проведение экскурсионной программы. Также это позволит комфортно работать водителю, экскурсоводу.

Многие туристы мешали в процессе проведения экскурсии водителю и экскурсоводу. Создавались конфликтные ситуации. Например, туристы, недовольные маршрутом, нелестно отозвались о водителе и автобусе. Неудобство и дискомфорт, по мнению некоторых туристов, выливалось в негатив, перебивание экскурсионного рассказа. Несчастная экскурсовод со слезами на глазах сдерживала свои эмоции и продолжала вести экскурсию. Но как вы понимаете, репутация и общее настроение уже были испорчены группой недовольных туристов. Они же мешают остальным в группе и срывают нормальную работу сотрудников принимающей стороны. Рекомендуется к каждой группе прикреплять на все время сопровождающего от теплохода для организации общих вопросов и конфликтных ситуаций.

Номинальное присутствие директора экскурсионного бюро не идет ни в какие рамки с ее служебными полномочиями. Таким людям не место на борту такого замечательного лайнера. Огромная претензия к администрации службы кадров и подбора персонала. В настоящее время в России страшнейшая безработица. На рынке труда большое количество соискателей. Надо более жестче и тщательнее проводить отбор на вакантные должности. Это касается всего персонала. В первую очередь это касается сотрудников, которые непосредственно контактируют с пассажирами и туристами. В данном случае приоритет в работе с туристами – это имидж лайнера".

Неделя, а может, даже больше

Переходим к самому проживанию на теплоходе. Отзывы, опубликованные на открытых форумах и полученные нами от практикантов, в один голос хвалят кухню, поваров и предлагаемые блюда. На "Князе Владимире" кормят по системе шведского стола – бери сколько хочешь, что хочешь, без ограничения. Рацион меняется, в зависимости от времени суток.

Согласно отзывам пассажиров, цены в барах "Князя Владимира" мало отличаются от цен других ресторанов на берегу. А шведский стол организован превосходно: оперативное пополнение стола, широкий выбор блюд. Пассажиры также отметили профессионализм официантов.

Выдержка из отзыва, датируемого 20 июня 2017 года: "Интерьеры в местах общего пользования замечательные!!!! Когда ходишь по этим ковровым покрытиям – ноги утопают: мягенько и бесшумно, настроение улучшается.
 

Ресторан теплохода "Князь Владимир" / Фото: "Черноморские круизы", ООО


А ресторану все как один поставили 5+!!! Официанты большие молодцы. Окружают таким вниманием и заботой, что так и бежишь в ресторан, чтобы увидеть именно их. Всегда поинтересуются что из напитков принести: воду, чай или кофе? Может, хлеба или еще что? Что понравилось, что не понравилось?".

На теплоходе "Князь Владимир" организована и предусмотрена культурно-просветительская программа. Есть аниматоры, творческие и музыкальные вечера, различные игры и представления. Все пассажиры, оставлявшие отзывы на форумах, отдельно останавливались на этой части круиза, присуждая ей высший балл.

В некоторых отзывах пассажиры делились мнением о 6-й палубе теплоходе, где, по словам очевидцев, кипела жизнь. На этой палубе расположены бассейны, здесь туристы отдыхают, играют в различные настольные игры, занимаются аэробикой, купаются. Это место на теплоходе многие выделяют как один из плюсов путешествия на "Князе Владимире" по Черному морю.
 

Палуба теплохода "Князь Владимир" / Фото: "Черноморские круизы", ООО



Что важно — сеть Wi-Fi доступна на лайнере во всех общественных местах и там, где вообще есть связь.


Старый, добрый паром?

Теперь перейдем к негативным моментам, описанным пассажирами и практикантами. Сразу надо оговориться, что администрация явно постаралась их учесть, и в более поздних отзывах видно, что ситуация улучшается.

Охарактеризовать каюты сложно ввиду того, что существует градация по условиям: от экономных вариантов до класса "люкс". Первые отзывы о каютах были крайне нелестными: плохо работающая сантехника, как и вся техника, дыры в потолке, отслаивающиеся двери, выступающая ржавчина на металлических плинтусах.
 

Теплоход "Князь Владимир" / Фото: "Черноморские круизы", ООО


Судя по отзыву, который был опубликован 20 июня 2017 года, первым туристам не очень повезло с каютами: "А с каким шумом и скрипом она открывается и закрывается. Ого-го-го!!! Душ работал через раз. Пришлось идти на ресепшен. Девочки быстро решили эту проблему, вызвали сантехника, и он заменил лейку. Висит телевизор, включила — не работает. Пошла на ресепшен, девочки вызвали монтеров, пришлось заменять розетку, еще греческого производства. Заменили. Стал работать.

Но самое ужасное было то, что в каюте было просто нечем дышать. Кондиционер не работал 3 дня из 7. Люди оставляли двери на ночь открытыми, но это не спасало".

Выдержка из отзыва, оставленного о рейсе с 4 по 11 сентября 2017 года: "Сама по себе каюта небольшая, но уютная. Имеется большой шкаф для одежды с зеркалами. Между кроватями расположен столик с выдвижными ящиками и огромным зеркалом. На столе: телефон, два чистых стакана, бутылка воды (1,5 л). Сразу скажу, что воду приносили каждый день. Кровати застелены чистым, незастиранным бельем, такое впечатление, что белье и матрацы вообще новые (скорее всего, так и есть). Покрывало на кровати тоже новое. Напольное покрытие в каюте чистое, без пятен. По-видимому, при ремонте было заменено. Вся сантехника в рабочем состоянии. Душ работает, горячая вода есть. Унитаз вакуумный, поэтому бросать в него ничего нельзя, иначе могут быть проблемы".

Согласно информации с сайта "Инфофлота", на "Князе Владимире" есть детская игровая комната. Отзывы говорят о том, что организаторы сделали из бывшей библиотеки детскую, а полноценную так и не открыли.

Пару слов о вентиляции и шумоизоляции. Мнения об этих двух факторах разделились. К примеру, практикант Никита, с которым побеседовал "Корабел.ру", сказал, что вентиляция на всем теплоходе работала превосходно. Некоторые пассажиры это подтверждают в своих отзывах, но отмечают плохую шумоизоляцию в каютах. По всей видимости, это единственное, что расстраивало пассажиров.

Вопрос о возрасте судна до сих пор открыт – отзывы пестрят выражениями: "да, судно старое, но отремонтировано много", "видимо, улыбчивый персонал пытался компенсировать состояние теплохода", "безусловно, никто чудес от "Князя Владимира" и не ждал, мы знали, на какой теплоход купили путевку". Конечно, работы проделано немало – модернизировать судно из автомобильного парома в круизный лайнер с бассейнами, кинотеатром и сценами не так просто.

Наша редакция не берется анализировать ценообразование круизов на "Князе Владимире", мы просто приведем ценовой диапазон от оператора. Безусловно, он варьируется в зависимости от месяца тура и маршрута. Стоимость начинается с 25300 на человека за 7 дней путешествия. Самой дорогой является путевка за 79300 на персону за двухместную внешнюю каюту с окном.

Еще хотелось бы сказать, что на просторах Интернета мы наткнулись на крайне позитивный отзыв о круизе одного из туристов с единственным минусом: презентации и представления, организованные экипажем "Князя Владимира" выглядят слабовато и малоинформативно. Однако сам же автор отзыва отметил, что в скором времени организаторы улучшат качество представлений.


"Моя первая в жизни навигация"

Чтобы понять, как себя чувствовал экипаж на теплоходе, нам удалось поговорить с практикантами — Аленой Еремеевой и Никитой Кондратьевым. Провести анализ ответов на наши вопросы не составляет особого труда — ребятам очень понравился морской опыт на "Князе Владимире".
 

Фото: ВГУВТ


Алена пробыла на теплоходе 3,5 месяца в качестве матроса, держа вахту на мостике и участвуя в швартовке судна и в покрасочных работах.

Никита начал практику в качестве повара судового ресторана 5 мая. Восемь часов занимала работа именно в камбузе, а затем четыре часа — матросом-практикантом.

В разговоре с практикантами выяснилось, что их условия проживания отличались. Алена жила в такой же комфортабельной каюте, что и остальные пассажиры. Никита же, наоборот, отметил, что условия были пригодные для жизни, но не такие комфортные, поэтому им приходилось строить уют самостоятельно.

Вот что отметил практикант: "Судно 1971 года постройки, и это видно невооруженным глазом. Постоянно протекали трубы в каютах, на кухне из стен выделялся накопленный годами жир, кухонный лифт ломался каждый день, в некоторых помещениях во время дождя протекали подволоки, а машинная команда со своих рабочих мест, можно сказать, и не уходила. И это только малый перечень. Работы по "оживлению" судна проводились на протяжении всей навигации, но, чтобы привести его в должный вид, необходим капитальный ремонт". Ради справедливости стоит отметить, что практика Никиты Кондратьева окончилась 8 сентября 2017 года.


О качестве кухни практиканты сошлись в едином мнении — на ней трудились профессионалы, поэтому жаловаться на нее не представляется возможным. Вот, что говорит Алена Еремеева: "Нас кормили 4 раза в день: завтрак, обед, полдник и ужин, все как положено на морских судах. Повара были опытные, поэтому и еда была вкусной".

Никита тоже поделился своим мнением: "Кухня, как я считаю, была отличной. Четырехразовое питание, завтрак такой, что мог и до обеда не уложиться, обед и ужин всегда разнообразные. Полдник был не сразу, но когда экипаж потребовал, был введен в ближайшее время".

На вопрос, отправились бы вы в качестве пассажиров в путешествие на теплоходе "Князь Владимир", в качестве примера можно привести слова Никиты Кондратьева: "Программа мероприятий была довольно неплохой. Каждый день был распланирован, начиная с зарядки и заканчивая вечерней дискотекой. Каждый гость на судне мог найти для себя то, что придется ему по душе.

Так что да, я бы хотел отправиться в рейс на "Князе Владимире".

Было – стало

С каждым рейсом организаторы оперативно обрабатывали негативные отзывы и запросы, меняя условия путешествия к лучшему. Так, к примеру, смущали первые отзывы первых пассажиров о качестве и загруженности кухни, о слабой доступности блюд, но с каждым месяцем эта ситуация исправлялась и организаторы круиза исправили все погрешности.

Первые отзывы пассажиров с ранних рейсов о кухне трубили о том, что в случае опоздания места не найдешь, еще и без горячего останешься. Выпечка несвежая, да и выбор блюд скудный. Поздние отзывы, датируемые сентябрем-октябрем, говорят о том, что кухня преобразилась и система шведского стола стала превосходной.

Фотографии с первых рейсов из кают только подтверждали возраст теплохода и, возможно, халатное отношение прошлых хозяев и экипажа. Сейчас ситуация явно изменилась. В каютах произвели ремонт, починили всю сантехнику. Пассажиры даже перестали жаловаться на качку и возможный гул.

Подводить какой-либо итог не будем: морское сообщение уже оценили в рамках выставки, на Черном море теперь есть круизная линия, организаторы маршрута стараются оперативно устранять неполадки и откровенные недочеты.

Хотя, конечно же, хотелось бы наблюдать на отечественных круизных линиях собственные современные пассажирские лайнеры, построенные на российских верфях и заводах. Надеемся, что совсем скоро мы будем решать не "купить или не купить путевку?", а "какой бы лайнер выбрать для морского путешествия?".

Кстати, уже дан старт продаж путевок на 2018 год.


 

Материалы по теме:
От "Белой Руси" до Черного моря (о том, как проходил Всероссийский Фестиваль круизов в 2017 году);
"Взять подержанное судно, создать пассажиропоток..." (о том, как проходил VIII Международный форум "Водный туризм").

"Совкомфлот", ПАО Санкт-Петербург
8 (812) 385-94-10
"Росморпорт", ФГУП Москва
+7 (495) 626-14-25, +7 (495) 411-77-59
"СК "Инфофлот", ООО Санкт-Петербург
+7 (812) 275-09-83
"Черноморские круизы", ООО Сочи
+7 (800) 3503055



Комментарии   1.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
-0+
#Францев Михаил Эрнстович
16.01.2018, 16:15
Хочется обратить внимание читателей данной статьи, что у нас подавляющее большинство туристических судов внутреннего (а сейчас и смешанного (река-море) плавания по возрасту сопоставимы с "Князем Владимиром", а очень многие старше него на десять - двадцать лет. Цены туристических путевок на эти суда на ВВП с аналогичным уровнем сервиса вполне сопоставимы, а в ряде случаев и превосходят цены черноморского круиза. Уровень комфорта на "Князе Владимире" стандартный для судов такого класса. Не могу не отметить слаженную и эффективную работу экипажа. С таким уровнем его дружелюбия и стремления помочь в разрешении проблем (успешном разрешении, замечу) давно сталкиваться не приходилось. Капитан "Князя Владимира" командовал "Георгом Отсом", на котором мне доводилось ходить неоднократно, и там было похожее отношение экипажа. Правда, "Георг Отс" был чистым транспортным судном (паромом), поэтому упора на сервис там не было. Но дружелюбие и предупред далее...
Свежие новости
Итоги года корабелов 2024: Онежский судостроительно-судоремонтный завод
10:55 / виктория корабеловна
рекламаПодписка 2025