Кингисеппский машиностроительный завод заслужил репутацию незаменимого профессионала именно ремонтом двигателей всего Военно-морского флота России, нежели производством. Как отметил Анатолий Русин, КМЗ ремонтирует 90% всех двигателей размерности 16/17, 18/20, ранее произведенных на заводе "Звезда". Дальнейшее развитие КМЗ постепенно привело к открытию собственного производства СЗЧ и комплектующих к силовым установкам, которое по итогу доросло до создания собственных дизельных двигателей. По результатам работы предприятия в июне 2018 года Минпромторг и Минобороны России назначили Кингисеппский машиностроительный завод официальным держателем подлинников документации, разработанной производственным объединением "Русский дизель".
|
Фото: "Кингисеппский машиностроительный завод", ООО |
– Это было совместное решение министерств, – рассказывает генеральный директор КМЗ.
– Потому что подобные дизели применяются как на кораблях и судах Военно-морского флота, так и в атомной промышленности, энергетике. Таким образом, наша важнейшая задача на ближайшую перспективу – возрождение изготовления двигателей размерности ДПРН 23х2/30, разработанных на заводе "Русский дизель". Это легендарное предприятие прекратило свою деятельность в 1999-м, было ликвидировано в 2005 году.
Назначение КМЗ держателем подлинников документации позволит предприятию официально вносить в нее изменения. Ведь машины "Русского дизеля" разрабатывались в 1960-1980 годах, а сегодня действуют требования новых стандартов, уже применяются другие материалы, функционируют другие системы управления. Как рассказал глава Кингисеппского машиностроительного завода, у коллектива уже есть наработки по изготовлению систем управления на современной электронной компонентной базе.
|
Фото: "Кингисеппский машиностроительный завод", ООО |
Вторым важным направлением развития КМЗ является изготовление дизельных двигателей разработки завода "Звезда", который сегодня переживает не самые лучшие времена. Для сравнения продуктивности и возможностей предприятий в настоящее время: в последние годы "Звезда" сдавала два-три, максимум – четыре новых двигателя в год, КМЗ же в свою очередь ежегодно осуществляет капитальный ремонт около 30 дизелей подобного типа. –
- В апреле 2018 года Кингисеппский машиностроительный завод с официальным визитом посетила делегация во главе с первым замминистра Минобороны России Юрием Борисовым, – продолжает Анатолий Русин.
– Ему и другим членам делегации были продемонстрированы и подтверждены возможности завода по изготовлению запасных частей, необходимых для выполнения ремонта двигателей типа М-50 и М-500, а также двигателей размерности 23/2х30, выпускавшихся ранее заводом "Русский дизель".
|
Фото: "Кингисеппский машиностроительный завод", ООО |
Делегации в составе представителей Минобороны, ВМФ России и ОСК показали основные участки и технологический цикл производства КМЗ,а также была представлена опытная разработка дизельного двигателя мощностью 1 МВт и возможности предприятия по ремонту газотурбинных двигателей, по изготовлению водоводяных охладителей типа ВХД и водомасляных охладителей типа МХД, компрессоров высокого давления типа ЭКПА-2/150, автоматизированных дизель-генераторных станций.
2018 год для Кингисеппского машиностроительного завода можно считать знаковым. Спустя несколько месяцев после назначения держателем подлинной документации "Русского дизеля" Минобороны России подписало решение о передаче предприятию копий РКД на дизельные двигатели типа М-500 и М-50 с целью постановки на производство, поставки, ремонта и сервисного обслуживания. До передачи документов КМЗ ситуация с судовыми дизелями и выполнением их ремонта была критической.
|
Фото: "Кингисеппский машиностроительный завод", ООО |
У Кингисеппского машиностроительного завода есть все необходимое, чтобы уверенно чувствовать себя рынке судового двигателестроения. Предприятие не первый год подтверждает компетенции и высокое качество производства запасных частей и комплектующих к судовым энергетическим установкам, а также имеет собственное литейное производство, участки механической обработки и сборки двигателей, испытательный комплекс, а также собственную лабораторию.
За производством собственных дизельных двигателей стоит еще вопрос импортозамещения тех же немецких и китайских машин. Как отметил генеральный директор КМЗ, это является логичным и рациональным развитием предприятия. И самое важное – завод готов брать на себя выполнение такой задачи.
– На примере проекта "Гепард", изначально на этих сторожевых кораблях стояли двигатели производства "Русского дизеля", – рассказывает Анатолий Русин. –
Это "Дагестан" и "Татарстан", которые входят в состав Каспийской флотилии, а также первые два сторожевика, переданные Вьетнаму. А после того, как "Русский дизель" прекратил свое существование, Вьетнам покупал такие корабли с немецкими дизелями MTU. Для них есть китайская альтернатива, но тут возникает вопрос об обеспечении жизненного цикла. Сегодня предприятие в КНР выпускает подобные двигатели, обеспечивает их гарантию, а завтра, руководствуясь экономической целесообразностью, прерывает их производство. Где брать СЗЧ для проведения обслуживания и ремонта? Где брать ремонтную документацию, и была ли она вообще разработана? К отечественным двигателям предъявляются крайне жесткие требования в соответствии с военными ГОСТами по постановке на производство, по проведению испытаний и т.д. У зарубежного поставщика будет – и это в лучшем случае – только свидетельство о типовом одобрении, выданное РМРС. И все – двигатель можно завозить и устанавливать на военную технику.
Но при этом никто не спрашивает, какие испытания проводил завод-изготовитель, сколько изделий в год готов поставлять и т. д., - продолжает глава КМЗ.
- Отечественному же предприятию для того, чтобы привести двигатель и его производство в соответствие с военными ГОСТами, необходимо выполнить очень большую, длительную и дорогостоящую работу. Это, естественно, сказывается на стоимости российских дизелей. Если бы мы были в равных условиях, то, уверяю вас, импортные изделия были бы дороже, чем наши. Двигатели "Русского дизеля" всегда славились своей надежностью, неприхотливостью – в том числе и к качеству топлива. На кораблях и судах ВМФ России должны стоять двигатели отечественного производства, соответствующие всем требованиям и стандартам нашего флота. И КМЗ готов взять на себя выполнение этой задачи.
|
Фото: "Кингисеппский машиностроительный завод", ООО |
Сегодня предприятие, как заявил генеральный директор Анатолий Русин, полностью готово к выполнению всех необходимых мероприятий для полноценного серийного производства судовых дизельных двигателей "Русского дизеля" и завода "Звезда". Может, с этого момента те самые три слова – отечественное судовое двигателестроение – перестанут пугать отрасль и вызывать лишь сожаление, а наоборот, появится повод для роста судостроительной промышленности и в конце концов гордости?
Материалы по теме:
"Только государство может помочь отечественному судовому двигателестроению" (интервью с заместителем директора по коммерции Алтайского завода дизельных агрегатов)
Перемены на заводе "ЗВЕЗДА" - дождутся ли корабли своих двигателей? (статья о переходе завода "ЗВЕЗДА" под контроль группы "Синара")
"Нет никаких прототипов, двигатель абсолютно новый" (интервью с бывшем гендиректором ПАО "ЗВЕЗДА")
Восходящая "Звезда" редукторостроения (репортаж с открытия центра редукторостроения на ПАО "ЗВЕЗДА")
Обошлись без Германии (о замене немецких двигателей MTU отечественными М470)
Дизелестроение сегодня. А завтра? (о проблемах отчественного дизелестроения)
Столкновение с неизвестным. Как "ОДК-Сатурн" разрабатывал новые морские двигатели (интервью с главным конструктором ОДК "Сатурн")
Отечественная энергоустановка для буровых платформ. Задаем 12 вопросов ее создателям (о ГТА-8 и ГТД Е70/8РД?)
Какие новинки готовит "Русэлпром"? (интервью с главным конструктором компании "Русэлпром")
"Доля импортных двигателей на российских судах снижается" (интервью с главой дирекции по судовой электромеханике ООО "ТД "Русэлпром")