Отечественное судовое двигателестроение. Три слова, которые вызывают целый спектр эмоций у всей отрасли – от сочувствия до расстройства. К сожалению, последние годы о нем говорят либо плохо, либо вообще никак. Что, в целом, наверное, было бы заслуженным, если бы не одно "но" – на этот рынок выходит хорошо известный нашей судостроительной отрасли Кингисеппский машиностроительный завод. Сегодня КМЗ готовится к серийному производству судовых дизельных двигателей для российского флота. Разбираемся вместе с генеральным директором предприятия Анатолием Русиным, чем примечателен завод и чем полезна его деятельность нашему судостроению.
Кингисеппский машиностроительный завод заслужил репутацию незаменимого профессионала именно ремонтом двигателей всего Военно-морского флота России, нежели производством. Как отметил Анатолий Русин, КМЗ ремонтирует 90% всех двигателей размерности 16/17, 18/20, ранее произведенных на заводе "Звезда". Дальнейшее развитие КМЗ постепенно привело к открытию собственного производства СЗЧ и комплектующих к силовым установкам, которое по итогу доросло до создания собственных дизельных двигателей. По результатам работы предприятия в июне 2018 года Минпромторг и Минобороны России назначили Кингисеппский машиностроительный завод официальным держателем подлинников документации, разработанной производственным объединением "Русский дизель".
– Это было совместное решение министерств, – рассказывает генеральный директор КМЗ. – Потому что подобные дизели применяются как на кораблях и судах Военно-морского флота, так и в атомной промышленности, энергетике. Таким образом, наша важнейшая задача на ближайшую перспективу – возрождение изготовления двигателей размерности ДПРН 23х2/30, разработанных на заводе "Русский дизель". Это легендарное предприятие прекратило свою деятельность в 1999-м, было ликвидировано в 2005 году.
Назначение КМЗ держателем подлинников документации позволит предприятию официально вносить в нее изменения. Ведь машины "Русского дизеля" разрабатывались в 1960-1980 годах, а сегодня действуют требования новых стандартов, уже применяются другие материалы, функционируют другие системы управления. Как рассказал глава Кингисеппского машиностроительного завода, у коллектива уже есть наработки по изготовлению систем управления на современной электронной компонентной базе.
Вторым важным направлением развития КМЗ является изготовление дизельных двигателей разработки завода "Звезда", который сегодня переживает не самые лучшие времена. Для сравнения продуктивности и возможностей предприятий в настоящее время: в последние годы "Звезда" сдавала два-три, максимум – четыре новых двигателя в год, КМЗ же в свою очередь ежегодно осуществляет капитальный ремонт около 30 дизелей подобного типа. –
- В апреле 2018 года Кингисеппский машиностроительный завод с официальным визитом посетила делегация во главе с первым замминистра Минобороны России Юрием Борисовым, – продолжает Анатолий Русин. – Ему и другим членам делегации были продемонстрированы и подтверждены возможности завода по изготовлению запасных частей, необходимых для выполнения ремонта двигателей типа М-50 и М-500, а также двигателей размерности 23/2х30, выпускавшихся ранее заводом "Русский дизель".
Делегации в составе представителей Минобороны, ВМФ России и ОСК показали основные участки и технологический цикл производства КМЗ,а также была представлена опытная разработка дизельного двигателя мощностью 1 МВт и возможности предприятия по ремонту газотурбинных двигателей, по изготовлению водоводяных охладителей типа ВХД и водомасляных охладителей типа МХД, компрессоров высокого давления типа ЭКПА-2/150, автоматизированных дизель-генераторных станций.
2018 год для Кингисеппского машиностроительного завода можно считать знаковым. Спустя несколько месяцев после назначения держателем подлинной документации "Русского дизеля" Минобороны России подписало решение о передаче предприятию копий РКД на дизельные двигатели типа М-500 и М-50 с целью постановки на производство, поставки, ремонта и сервисного обслуживания. До передачи документов КМЗ ситуация с судовыми дизелями и выполнением их ремонта была критической.
У Кингисеппского машиностроительного завода есть все необходимое, чтобы уверенно чувствовать себя рынке судового двигателестроения. Предприятие не первый год подтверждает компетенции и высокое качество производства запасных частей и комплектующих к судовым энергетическим установкам, а также имеет собственное литейное производство, участки механической обработки и сборки двигателей, испытательный комплекс, а также собственную лабораторию.
За производством собственных дизельных двигателей стоит еще вопрос импортозамещения тех же немецких и китайских машин. Как отметил генеральный директор КМЗ, это является логичным и рациональным развитием предприятия. И самое важное – завод готов брать на себя выполнение такой задачи.
– На примере проекта "Гепард", изначально на этих сторожевых кораблях стояли двигатели производства "Русского дизеля", – рассказывает Анатолий Русин. – Это "Дагестан" и "Татарстан", которые входят в состав Каспийской флотилии, а также первые два сторожевика, переданные Вьетнаму. А после того, как "Русский дизель" прекратил свое существование, Вьетнам покупал такие корабли с немецкими дизелями MTU. Для них есть китайская альтернатива, но тут возникает вопрос об обеспечении жизненного цикла. Сегодня предприятие в КНР выпускает подобные двигатели, обеспечивает их гарантию, а завтра, руководствуясь экономической целесообразностью, прерывает их производство. Где брать СЗЧ для проведения обслуживания и ремонта? Где брать ремонтную документацию, и была ли она вообще разработана? К отечественным двигателям предъявляются крайне жесткие требования в соответствии с военными ГОСТами по постановке на производство, по проведению испытаний и т.д. У зарубежного поставщика будет – и это в лучшем случае – только свидетельство о типовом одобрении, выданное РМРС. И все – двигатель можно завозить и устанавливать на военную технику.
Но при этом никто не спрашивает, какие испытания проводил завод-изготовитель, сколько изделий в год готов поставлять и т. д., - продолжает глава КМЗ. - Отечественному же предприятию для того, чтобы привести двигатель и его производство в соответствие с военными ГОСТами, необходимо выполнить очень большую, длительную и дорогостоящую работу. Это, естественно, сказывается на стоимости российских дизелей. Если бы мы были в равных условиях, то, уверяю вас, импортные изделия были бы дороже, чем наши. Двигатели "Русского дизеля" всегда славились своей надежностью, неприхотливостью – в том числе и к качеству топлива. На кораблях и судах ВМФ России должны стоять двигатели отечественного производства, соответствующие всем требованиям и стандартам нашего флота. И КМЗ готов взять на себя выполнение этой задачи.
Сегодня предприятие, как заявил генеральный директор Анатолий Русин, полностью готово к выполнению всех необходимых мероприятий для полноценного серийного производства судовых дизельных двигателей "Русского дизеля" и завода "Звезда". Может, с этого момента те самые три слова – отечественное судовое двигателестроение – перестанут пугать отрасль и вызывать лишь сожаление, а наоборот, появится повод для роста судостроительной промышленности и в конце концов гордости?
Материалы по теме:
"Только государство может помочь отечественному судовому двигателестроению" (интервью с заместителем директора по коммерции Алтайского завода дизельных агрегатов)
Перемены на заводе "ЗВЕЗДА" - дождутся ли корабли своих двигателей? (статья о переходе завода "ЗВЕЗДА" под контроль группы "Синара")
"Нет никаких прототипов, двигатель абсолютно новый" (интервью с бывшем гендиректором ПАО "ЗВЕЗДА")
Восходящая "Звезда" редукторостроения (репортаж с открытия центра редукторостроения на ПАО "ЗВЕЗДА")
Обошлись без Германии (о замене немецких двигателей MTU отечественными М470)
Дизелестроение сегодня. А завтра? (о проблемах отчественного дизелестроения)
Столкновение с неизвестным. Как "ОДК-Сатурн" разрабатывал новые морские двигатели (интервью с главным конструктором ОДК "Сатурн")
Отечественная энергоустановка для буровых платформ. Задаем 12 вопросов ее создателям (о ГТА-8 и ГТД Е70/8РД?)
Какие новинки готовит "Русэлпром"? (интервью с главным конструктором компании "Русэлпром")
"Доля импортных двигателей на российских судах снижается" (интервью с главой дирекции по судовой электромеханике ООО "ТД "Русэлпром")
Фото: "Кингисеппский машиностроительный завод", ООО |
– Это было совместное решение министерств, – рассказывает генеральный директор КМЗ. – Потому что подобные дизели применяются как на кораблях и судах Военно-морского флота, так и в атомной промышленности, энергетике. Таким образом, наша важнейшая задача на ближайшую перспективу – возрождение изготовления двигателей размерности ДПРН 23х2/30, разработанных на заводе "Русский дизель". Это легендарное предприятие прекратило свою деятельность в 1999-м, было ликвидировано в 2005 году.
Назначение КМЗ держателем подлинников документации позволит предприятию официально вносить в нее изменения. Ведь машины "Русского дизеля" разрабатывались в 1960-1980 годах, а сегодня действуют требования новых стандартов, уже применяются другие материалы, функционируют другие системы управления. Как рассказал глава Кингисеппского машиностроительного завода, у коллектива уже есть наработки по изготовлению систем управления на современной электронной компонентной базе.
Фото: "Кингисеппский машиностроительный завод", ООО |
Вторым важным направлением развития КМЗ является изготовление дизельных двигателей разработки завода "Звезда", который сегодня переживает не самые лучшие времена. Для сравнения продуктивности и возможностей предприятий в настоящее время: в последние годы "Звезда" сдавала два-три, максимум – четыре новых двигателя в год, КМЗ же в свою очередь ежегодно осуществляет капитальный ремонт около 30 дизелей подобного типа. –
- В апреле 2018 года Кингисеппский машиностроительный завод с официальным визитом посетила делегация во главе с первым замминистра Минобороны России Юрием Борисовым, – продолжает Анатолий Русин. – Ему и другим членам делегации были продемонстрированы и подтверждены возможности завода по изготовлению запасных частей, необходимых для выполнения ремонта двигателей типа М-50 и М-500, а также двигателей размерности 23/2х30, выпускавшихся ранее заводом "Русский дизель".
Фото: "Кингисеппский машиностроительный завод", ООО |
Делегации в составе представителей Минобороны, ВМФ России и ОСК показали основные участки и технологический цикл производства КМЗ,а также была представлена опытная разработка дизельного двигателя мощностью 1 МВт и возможности предприятия по ремонту газотурбинных двигателей, по изготовлению водоводяных охладителей типа ВХД и водомасляных охладителей типа МХД, компрессоров высокого давления типа ЭКПА-2/150, автоматизированных дизель-генераторных станций.
2018 год для Кингисеппского машиностроительного завода можно считать знаковым. Спустя несколько месяцев после назначения держателем подлинной документации "Русского дизеля" Минобороны России подписало решение о передаче предприятию копий РКД на дизельные двигатели типа М-500 и М-50 с целью постановки на производство, поставки, ремонта и сервисного обслуживания. До передачи документов КМЗ ситуация с судовыми дизелями и выполнением их ремонта была критической.
Фото: "Кингисеппский машиностроительный завод", ООО |
У Кингисеппского машиностроительного завода есть все необходимое, чтобы уверенно чувствовать себя рынке судового двигателестроения. Предприятие не первый год подтверждает компетенции и высокое качество производства запасных частей и комплектующих к судовым энергетическим установкам, а также имеет собственное литейное производство, участки механической обработки и сборки двигателей, испытательный комплекс, а также собственную лабораторию.
За производством собственных дизельных двигателей стоит еще вопрос импортозамещения тех же немецких и китайских машин. Как отметил генеральный директор КМЗ, это является логичным и рациональным развитием предприятия. И самое важное – завод готов брать на себя выполнение такой задачи.
– На примере проекта "Гепард", изначально на этих сторожевых кораблях стояли двигатели производства "Русского дизеля", – рассказывает Анатолий Русин. – Это "Дагестан" и "Татарстан", которые входят в состав Каспийской флотилии, а также первые два сторожевика, переданные Вьетнаму. А после того, как "Русский дизель" прекратил свое существование, Вьетнам покупал такие корабли с немецкими дизелями MTU. Для них есть китайская альтернатива, но тут возникает вопрос об обеспечении жизненного цикла. Сегодня предприятие в КНР выпускает подобные двигатели, обеспечивает их гарантию, а завтра, руководствуясь экономической целесообразностью, прерывает их производство. Где брать СЗЧ для проведения обслуживания и ремонта? Где брать ремонтную документацию, и была ли она вообще разработана? К отечественным двигателям предъявляются крайне жесткие требования в соответствии с военными ГОСТами по постановке на производство, по проведению испытаний и т.д. У зарубежного поставщика будет – и это в лучшем случае – только свидетельство о типовом одобрении, выданное РМРС. И все – двигатель можно завозить и устанавливать на военную технику.
Но при этом никто не спрашивает, какие испытания проводил завод-изготовитель, сколько изделий в год готов поставлять и т. д., - продолжает глава КМЗ. - Отечественному же предприятию для того, чтобы привести двигатель и его производство в соответствие с военными ГОСТами, необходимо выполнить очень большую, длительную и дорогостоящую работу. Это, естественно, сказывается на стоимости российских дизелей. Если бы мы были в равных условиях, то, уверяю вас, импортные изделия были бы дороже, чем наши. Двигатели "Русского дизеля" всегда славились своей надежностью, неприхотливостью – в том числе и к качеству топлива. На кораблях и судах ВМФ России должны стоять двигатели отечественного производства, соответствующие всем требованиям и стандартам нашего флота. И КМЗ готов взять на себя выполнение этой задачи.
Фото: "Кингисеппский машиностроительный завод", ООО |
Сегодня предприятие, как заявил генеральный директор Анатолий Русин, полностью готово к выполнению всех необходимых мероприятий для полноценного серийного производства судовых дизельных двигателей "Русского дизеля" и завода "Звезда". Может, с этого момента те самые три слова – отечественное судовое двигателестроение – перестанут пугать отрасль и вызывать лишь сожаление, а наоборот, появится повод для роста судостроительной промышленности и в конце концов гордости?
Материалы по теме:
"Только государство может помочь отечественному судовому двигателестроению" (интервью с заместителем директора по коммерции Алтайского завода дизельных агрегатов)
Перемены на заводе "ЗВЕЗДА" - дождутся ли корабли своих двигателей? (статья о переходе завода "ЗВЕЗДА" под контроль группы "Синара")
"Нет никаких прототипов, двигатель абсолютно новый" (интервью с бывшем гендиректором ПАО "ЗВЕЗДА")
Восходящая "Звезда" редукторостроения (репортаж с открытия центра редукторостроения на ПАО "ЗВЕЗДА")
Обошлись без Германии (о замене немецких двигателей MTU отечественными М470)
Дизелестроение сегодня. А завтра? (о проблемах отчественного дизелестроения)
Столкновение с неизвестным. Как "ОДК-Сатурн" разрабатывал новые морские двигатели (интервью с главным конструктором ОДК "Сатурн")
Отечественная энергоустановка для буровых платформ. Задаем 12 вопросов ее создателям (о ГТА-8 и ГТД Е70/8РД?)
Какие новинки готовит "Русэлпром"? (интервью с главным конструктором компании "Русэлпром")
"Доля импортных двигателей на российских судах снижается" (интервью с главой дирекции по судовой электромеханике ООО "ТД "Русэлпром")