18 октября в Роттердаме (Нидерланды) генеральный директор Российского морского регистра судоходства Константин Пальников принял участие в протокольном мероприятии, посвященном успешной реализации проекта создания и начала эксплуатации крупнотоннажного танкера типоразмера "Афрамакс" "Проспект Гагарина" (судовладелец – группа компаний ПАО "Совкомфлот"), использующего газомоторное (СПГ) топливо в качестве основного. Создан важный для мировой судоходной отрасли прецедент использования СПГ в качестве топлива для крупнотоннажных судов, которые эксплуатируются без привязки к фиксированным маршрутам и линейному расписанию.
2 октября в порту Роттердам специализированное судно-бункеровщик Cardissa концерна Royal Dutch Shell успешно осуществило первую бункеровку танкера СПГ-топливом. 15 октября в порту Приморск "Проспект Гагарина" осуществил первую погрузку, приняв на борт 104 815 тонн сырой нефти. В настоящий момент судно следует в порт выгрузки.
Танкер "Проспект Гагарина" специально спроектирован для эксплуатации на газомоторном топливе (СПГ), является первым в мире нефтеналивным танкером типоразмера "Афрамакс" данной конструкции. В результате использования экологически чистого газомоторного топлива снижение выбросов в атмосферу вредных веществ составляет: по оксидам серы – 100%, сажи – 100%, оксидам азота – 76%, углекислого газа – 27%. Танкер построен для "Совкомфлота" на класс Регистра. Символ класса РС: КМ IB IA (for Hull) AUT1-ICS OMBO LI VCS CCO ECO-S BWM(T) SPM GFS TMS IWS DE-Tier III Oil Tanker (ESP) CSR.
Расширение практики применения на судах газового топлива в качестве альтернативы жидкому нефтяному вызвано как рыночными процессами, так и регулирующими судоходство международными нормативами экологического характера – в частности, требованиями конвенции МАРПОЛ к нормированию выбросов в атмосферу оксидов азота (NOx) и оксидов серы (SOx).
"Внедрение СПГ в качестве топлива для крупнотоннажных танкеров стало настоящим технологическим прорывом. При создании суперсовременного танкера использовались самые последние достижения науки и техники. Ряд нестандартных инженерных решений был разработан специально для этой серии судов. Проект объединил ведущие мировые компании – проектировщиков, производителей оборудования и морской техники, судовладельцев, классификационные общества. Проделанная работа и успешное начало эксплуатации танкера "Проспект Гагарина" закладывает новые стандарты экологической безопасности коммерческого судоходства", – отметил К. Пальников.
Всего на класс Регистра для разных заказчиков будет построено 11 судов проекта 114K DWT Crude Oil Tanker на судостроительном комплексе "Звезда" (г. Большой Камень) и верфи Hyundai Samho Heavy Industries (г. Мокпо, Республика Корея).