Покорив мир, шанхайский производитель морского оборудования ZPMC пришел в Россию.
Проблема западных санкций в промышленной сфере, вставшая перед российскими компаниями, не теряет остроты. Сотрудничать с европейскими и американскими компаниями сегодня приходится с оглядкой — каждый контракт потенциально может оказаться под угрозой. В этих условиях взоры отечественного бизнеса все чаще обращаются к первой экономике мира — Китаю, который ведет свою независимую прагматичную политику.
Традиционно российские потребители портового оборудования отдавали предпочтение европейским производителям. Сегодня стало очевидным, что многие виды китайской продукции не только не уступают западным аналогам, но и зачастую опережают их. В полной мере это относится, например, к китайской компании ZPMC, чьи портовые краны экспортируются сегодня в более чем 90 стран мира, включая Германию, родину кранов, и Республику Корея — родину крупнейшей в мире судостроительной компании. Соединенные Штаты, водный транспорт которых занимает первое место в мире по объему грузоперевозок, приобрели у ZPMC сотни кранов. В некоторых сегментах рынка морского оборудования компания стала монополистом: например, сегодня она обеспечивает до 80% мировых поставок козловых судостроительных кранов типа "Голиаф".
За годы работы ZPMC поставила тысячи портовых кранов, контейнерных перегружателей, машин для перевалки насыпных грузов и других видов портового оборудования в порты Лондона, Стокгольма, Амстердама, Гамбурга, Лос-Анджелеса, Квебека, Гонконга, Дубая, Шанхая, Сингапура и десятки других портов на всех континентах. Оборудование ZPMC работает в 7 из 10 крупнейших портах мира по грузообороту.
В империю глобального масштаба компания превратилась всего за два с небольшим десятка лет. В 1992 году ZPMC представляла собой небольшую фирму, где трудились десяток сотрудников. Но грамотно выбранная стратегия развития сделала свое дело, и сегодня корпорация располагает восемью производственными базами в Китае с протяженностью береговой линии более 20 километров. Общее количество занятого персонала превысило 30 тыс. человек, а годовой оборот достиг 4 млрд долларов.
ZPMC берет не только масштабом, но в первую очередь технологическим совершенством своей продукции. Каждый год не менее двух процентов дохода компании идет на инвестиции в науку. Сотрудничество ведется с двумя сотнями различных академий в Китае и за его пределами. Штат инженерной службы насчитывает 2 тыс. инженеров и специалистов в области механики, электрики, проектирования, гидравлики, компьютерных технологий, пусконаладочных работ и перевозок.
Результат налицо. Терминал Euromax в голландском порту Роттердам, который признан одним из самых передовых в мире по оснащению, сделал ставку на портовые краны с логотипом штампом ZPMC. Все 76 подъемников, обеспечивающих деятельность этого терминала, были поставлены шанхайской компанией. Еще один из наиболее современных и продвинутых контейнерных терминалов в Европе – "Альтенвердер" в немецком Гамбурге, оснащен 14 перегружателями ZPMC.
Китайский крановый гигант давно шагнул и в такую требовательную сферу, как военное судостроение. Так, кран шанхайского производства был использован США при строительстве уникального эсминца нового поколения Zumwalt DDG-1000. Английский авианосец "Королева Елизавета" также возводится при помощи китайского козлового крана типа "Голиаф".
Начиная с 2007 года, ZPMC активно работает на рынке буровых платформ, технических судов и плавкранов, а также крупногабаритных металлоконструкций, реализуя крупнейшие проекты. Компания построила самые большие в мире шлюзовые ворота для порта Антверпен, произвела металлоконструкции для самого большого в мире колеса обозрения в Лас-Вегасе и самого широкого в мире моста New Bay Bridge в Сан-Франциско, построила самый большой в мире плавучий кран.
ZPMC является единственной в отрасли компанией, имеющей собственный флот из 26 судов может, для доставки кранов и металлоконструкций в сборе в любой уголок мира.
При всем размахе сотрудничество ZPMC с российскими потребителями до сих пор ограничивалось отдельными контрактами. Остальная же масса российских компаний упорно не желала "замечать слона", целиком сосредоточившись на поддержании налаженных связей с западными производителями. Однако текущий кризис обещает изменить ситуацию, и здесь важно не опоздать. Тот, кто первым успеет наладить прочные контакты с китайским гигантом, получит преимущество.
Ренарт Фасхутдинов