На фоне добровольно-принудительного отказа «коллективного Запада» от поставок российского угля, Поднебесная поступательно наращивает его закупки. При этом львиная доля этого важного стратегического сырья поставляется из России морским путем.
"Ванинотрансуголь" установил рекорд погрузки угля на судно / Фото: АО “ВаниноТрансУголь” |
Это заметно выше соответствующего показателя марта (922 673 тонны) и почти в два (!) раза больше результатов апреля прошлого года (ок. 750 тыс. тонн).
В среднем, в 2021 году Китай ежемесячно импортировал до 4,55 млн. тонн коксующегося угля из различных стран и планирует нарастить эти поставки в ближнесрочной перспективе. В свою очередь Россия занимает шестое место в мире по экспорту угля и является одним из ключевых его поставщиков как в Китай, так и в страны Евросоюза.
По наблюдениям западных отраслевых экспертов, торговля углем между Россией и Китаем оказалась практически замороженной в конце февраля-начале марта, когда многие зарубежные банки приостановили действие кредитных линий по операциям, касающимся товаров российского происхождения.
Тем не менее, вскоре ситуация нормализовалась (даже несмотря на отключение ряда российских банков от системы SWIFT). Более того – воспользовавшись желанием России переориентировать весомую часть своего экспортного грузопотока из Европы в Азию, Китай стал активно наращивать закупки традиционных энергоносителей.
К концу марта поставки российского угля в Китай были не только восстановлены к докризисному уровню, но и продолжили свой рост. Впрочем, некоторые проблемы связанные с организацией его морских перевозок (фрахт судов и страховка) пока несколько сдерживают дальнейшее развитие этого процесса.
Согласно оценкам морской мониторинговой системы Refinitiv, общие (энергетический+коксующийся) объемы поставок российского угля в Китай по итогам апреля достигли 4,37 млн. тонн, что почти в два раза выше мартовских показателей.
Одним из основных факторов, стимулирующих Поднебесную к закупкам российского угля, является гибкая система скидок, которую Российская Федерация может себе позволить с учетом относительно короткого логистического плеча.
Так, к началу мая средняя стоимость российского коксующегося угля высшего качества в северных портах Китая составляла порядка $386/т, в то время как цена соответствующих марок австралийского угля достигала $473 за тонну.
При этом цены на аналогичный уголь местной добычи в рассматриваемый период находились на уровне $488/тонна. В результате, даже с учетом 13%-й импортной пошлины для китайских металлургических комбинатов оказалось выгоднее приобретать именно российский уголь.
Учитывая масштабные планы Китая по наращиванию сталелитейного производства, можно ожидать дальнейшего увеличение им закупок угля в России. Кстати, ранее Korabel.ru уже отмечал, что импорт российского угля намерена существенно нарастить еще и Индия.
Таким образом, пока ЕС срочно ищет замену российскому углю, на него находятся все новые покупатели в Азии.