В Китай прибыл первый из двух заказанных у Украины малых десантных кораблей на воздушной подушке проекта 12322 "Зубр". Как сообщает lenta.ru, новую единицу китайского флота доставили в порт Гуанчжоу провинции Гуандун 25 мая на грузовом судне "Нью-Йорк" немецкой компании Hansa Heavy Lift.
Контракт на поставку двух десантных кораблей был подписан Украинской госкомпанией "Укрспецэкспорт" и министерством обороны Китая в 2009 году. Сумма сделки составила 315 миллионов долларов. Строительство кораблей осуществляет феодосийская судостроительная компания "Море". Первый "Зубр" по контракту был построен еще в сентябре прошлого года и с октября проходил заводские испытания.
Корабли проекта 12322 обладают водоизмещением 555 тонн и способны развивать скорость до 60 узлов; дальность их хода составляет 300 миль. "Зубр" вооружен двумя артиллерийскими установками АК-630 калибра 30 миллиметров и двумя пусковыми установками МС-227 для 140-миллиметровых неуправляемых ракет. Корабль предназначен для перевозки трех танков общей массой 150 тонн или десяти бронетранспортеров общей массой 131 тонна плюс 140 десантников, или восьми боевых машин пехоты массой до 115 тонн.
В июле 2011 года украинской компании выдвинули обвинения в нарушении прав интеллектуальной собственности. Представитель «Рособоронэкспорта» Олег Азизов заявил, что эти десантные корабли были разработаны при СССР, а после распада Советского Союза авторские права по проекту перешли санкт-петербургскому Центральному морскому конструкторскому бюро «Алмаз». Однако вскоре после этого украинская сторона объявила, что десантные катера для Китая строятся в Феодосии по украинскому проекту 958 «Бизон». Принципиальные отличия проекта 958 от 12322 не уточнялись. Визуально десантные корабли украинской постройки не отличаются от российских «Зубров».