"Похороненный" ими флагман Черноморского флота крейсер "Москва" после долгих лет простоя вновь вышел в море. Сомнения по поводу выхода корабля были не только на Украине, но и среди российских экспертов. Что же произошло? Как так получилось, что мы "проспали" ремонт корабля? Попробуем разобраться.
Ракетный крейсер "Москва" был построен по проекту 1164 "Атлант" на заводе имени 61 коммунара в Николаеве. До 1996 года носил имя "Слава", затем, когда столица России установила с крейсером шефскую связь, он был переименован. Новое имя "Москва" он унаследовал от списанного в 1996 году противолодочного крейсера проекта 1123.
Разработка проекта 1164 стартовала 20 апреля 1972 года в Северном ПКБ. В декабре того же года эскизный проект был рассмотрен, а техпроект был утвержден через два года - в 1974 году. Закладка головного корабля "Слава" состоялась 4 октября 1976 года.
Гвардейский ракетный крейсер "Москва" вернулся в Севастополь из Средиземного моря / Министерство обороны РФ |
Что представляет из себя этот проект? Представители проекта 1164 являются одними из самых мощных кораблей в своем классе. Они могут уничтожить даже такую крупную и защищенную цель как авианосец. Планировалось, что 10 крейсеров этого проекта (затем программу постройки сократили до 6 единиц, а затем и до 4) будут контролировать все жизненно важные для безопасности СССР зоны мирового океана. Как пример - Северная Атлантика. В случае получения приказа они были должны первыми нанести ракетные удары по увианосным группировкам ВМС США и НАТО. Именно поэтому их называли и называют "убийцы авианосцев. Их основное вооружение - 16 крылатых ракет П-500 "Базальт", в том числе и с ядерными боеголовками (при модернизации на всех российских крейсерах проекта их заменили на крылатые ракеты П-1000 "Вулкан".
Гвардейский ракетный крейсер "Москва" вернулся в Севастополь из Средиземного моря / Министерство обороны РФ |
Ввод в строй крейсера "Слава" состоялся 13 декабря 1982 года. Перед распадом СССР, 21 марта 1991 года корабль был поставлен на капремонт в Николаев. После событий августа 1991 года поднялся вопрос о списании крейсера, так как ни на ремонт, ни на модернизацию не было средств. Завод имени 61 коммунара оказался на территории нового независимого государства, и долг рос с каждым месяцем. Чтобы хоть как-то подправить ситуацию, командование Черноморского флота обратилось к правительству Москвы, с просьбой принять шефство над крейсером "Слава". Дошло до того, что для того, чтобы выплатить задолженность перед заводом, было принято решение расплатиться бартером - отдельные механизмы и вооружение крейсера были демонтированы и переданы Украине. Планировалось, что они будут использованы для достройки четвертого корабля этого проекта - крейсера "Украина", который после распада достался нашим юго-западным соседям.
Важно отметить, что ремонт крейсера на Украине все-таки был проведен, и главную роль в этом сыграл тогдашний мэр Москвы Юрий Лужков. Благодаря его связям и дару убеждения, корабль стал подшефным Москве, а украинской стороной был проведен ремонт. Нельзя не оценить помощь Лужкова Северодвинску и северодвинским предприятиям, но это уже другая статья. Главным стало то, что в 1996 году корабль был переименован и получил имя "Москва", а затем был переведен в Севастополь, где в 1999 году стал флагманом Черноморского флота.
Крейсер "Москва" принимал участие во всех горячих конфликтах, которые произошли в Черном море за последние 20 лет: в конфликте с Грузией и во время Крымской весны. В 2015 году в Средиземном море корабль нес боевую службу берегов Сирии, где усиливал прикрытие авиации ВКС России. По итогам 2016 года гвардейский ракетный крейсер "Москва" возглавил список лучших кораблей Черноморского флота
Затем корабль встал. Долгое время решалось, где ремонтировать и модернизировать корабль - в Крыму или на предприятии "Звездочка" в Северодвинске. Дошло до того, что в 2018 году обсуждалось решение о прекращении использования крейсера. Да и это можно понять, кораблю больше 35 лет, и остается два выхода: списание или модернизация. Если взять модернизацию, то при условии прохождения ее в Северодвинске корабль может выбыть из боевого состава как минимум на 5 лет. Если брать вариант модернизации в Крыму, то даже оптимисты считали - это верная смерть кораблю, так как срок может затянутся лет на десять.
И в этот момент мы подходим к главному вопросу - как мы "проспали" ремонт корабля? Все это время в российских СМИ если и проскакивала информация о крейсере "Москва", то в негативном ключе: о "виртуальных" планах на списание, так как ремонт даже не начинался, о "планируемом" переводе корабля в Северодвинск. В общем кто о чем, но все не по делу и далеко от истины. А про украинские СМИ можно кратко сказать - они давно похоронили "Москву".
Весной 2019 года появилась первая официальная информация. 31 марта, во время празднования пятидесятилетия 30-й дивизии надводных кораблей Черноморского флота, ее командир сообщил: "Капитальный ремонт крейсера "Москва" - это перспективные планы. Текущий ремонт крейсера ведется непрерывно. И в наших планах в ближайшее время корабль вывести в море и поставить в строй".
С этого момента все начали приходить в себя, и первые сообщения о возможном выходе крейсера "Москва" в море стали приходить 3 июня, когда севастопольцы не увидели корабль на привычном месте, где он долгое место стоял. Нашли его на бочках в районе стенда размагничивания. И это означало одно - корабль готовится к плановому выходу в море, куда он и вышел 5 июня.
Вполне возможно, что на крейсере подлатали механизмы электромеханической части, что дало возможность остаться на ходу и нынешний выход в море связан именно с возможностью самостоятельного хода.
Что будет дальше? Посмотрим! Надеемся, что это сделано для того, чтобы успешно совершить переход до Северодвинска и уже там пройти капитальный ремонт и модернизацию.
Подписка Корабел.ру экономит ваше время Подпишитесь на ежедневную рассылку новостей и будьте в курсе всего самого важного и интересного! |