В этом году в сфере автономных судов сделан большой шаг вперед: так, компания "Роллс-Ройс" открыла первую морскую зону тестирования и советует представителям морской отрасли быть готовыми к тому, что в будущем управление судами по большей части будет осуществляться с берега. Однако угроза киберпреступности может отложить начало использования автономных судов на весьма внушительный срок.
Существует и ряд других недочётов, не позволяющих судоходству вступить в эру беспилотных перевозок:
– Пока что автономные суда остаются для нас в далеком будущем. Они должны во многом превосходить современные суда. Ведь ремонтировать их в случае неполадок будет некому. Если учитывать это, то страшно представить, какова же будет их стоимость. Кто решиться оплачивать такие расходы? – считает генеральный директор "SeaIntelligence" Ларс Йенсен.
Как сообщает mtelegraph.com, одной из основных проблем эксперт все же назвал недостаточную оснащенность, которая не позволит судам нового поколения справляться с киберпреступностью: "Отрасль находится далеко не в лучшей форме, когда речь идет о компьютерной безопасности. Эта проблема должна решаться на самом высоком уровне среди представителей отрасли. Брандмауэры и антивирусное программное обеспечение не смогут сдержать кибер-атаки. И если вы думаете, что вас не могут взломать – вы ошибаетесь".
В качестве примера Ларс Йенсен назвал атаки на такие крупные сайты, как Netflix и Twitter, произошедшие за последние несколько недель. Он отметил, что целью киберпреступников также могут стать порты и терминалы.
– Когда вы начинаете думать об оборудовании, все должно быть крайне безопасно. Интернет дает много возможностей – но все ли они нужны? В терминалах и портах существуют тысячи гаджетов с доступом в интернет, и все они могут быть атакованы, говорит Йенсен. – Сотрудники также могут представлять опасность – часто по небрежности или некомпетентности. Наиболее успешные нападения осуществляются именно через отдельно взятого сотрудника. Причиной может послужить недовольство компанией или желание получить выгоду при продаже данных. Однако эта проблема может быть решена путем обучения персонала.
В Российском профсоюзе моряков уверены, что в ближайшее время автономные суда вряд ли станут массовым явлением:
– Безусловно, сама по себе идея автономных судов может быть и привлекательна для судовладельцев, но вот для моряков это означает потерю рабочих мест. Но волноваться им пока рано, если переход на автономные суда и произойдет – то очень нескоро. В первую очередь это связано с вопросами безопасности, и при том не только компьютерной. Только персонал, находящийся на борту судна, способен верно оценить ситуацию и принять решение о совершении того или иного маневра. Не меньше вопросов вызывает и юридический аспект: на сегодняшний день любое судно, находящееся в открытом море без экипажа на борту, считается бесхозным. А на урегулирование правовых вопросов в рамках судоходства по всему миру может уйти не один десяток лет.