Первые шаги
А началась история КБ из Нижнего Новгорода в далеком 1927 году. Тогда на базе предприятия, нынешнего завода "Красное Сормово" был создан филиал ленинградского центрального бюро морского судостроения (сегодня он носит имя ЦКБ "Балтсудпроект"). Его основной задачей на тот момент была разработка проектов речных судов. Это было необходимо, так как в то время в СССР речное судостроение практически исчезло.
Буквально за три года КБ получило юридическую самостоятельность. В 1930 году бюро, которое тогда называлось ЦКБ "Речсудпроект", стало ведущим в сфере речного судостроения.
- Фактически за 10 лет по десяткам проектов бюро были построены сотни различных типов речных судов и, тем самым, было возрождено речное судостроение и судоходство, - рассказывает директор КБ "Вымпел" Вячеслав Валентинович Шаталов. - Перед 1941 годом в бюро работали около 600 человек.
Как и многие предприятия, КБ в годы Великой Отечественной войны занималось оборонной продукцией. После окончания военных действий все постепенно вернулось на круги своя. Восстанавливалась страна, восстанавливались различные производства. В послевоенный период и вплоть до конца 80-х годов, ЦКБ "Вымпел" сохраняло свою многопрофильную деятельность - специалисты бюро занимались проектированием речных и морских судов, вспомогательных судов ВМФ, железнодорожных паромов и судов на воздушной подушке. Более чем за сорок лет было разработано свыше 630 проектов судов различного назначения. По ним построено более 6500 судов и морских объектов. К слову, в конце 80-х над проектами КБ работали 1100 квалифицированных специалистов - можно сказать, это был своеобразный рекорд по численности кадров для бюро за всю историю.
Кризисные времена
- Первый серьезный кризис КБ переживало в начале 90-х годов, когда оно по воле Минсудпрома стало ОАО и, как многие организации, оказалось… без работы, - делится воспоминаниями о нелегких перестроечных временах директор нижегородского КБ. - Численность бюро сократилась до 300 человек, КБ потеряло значительную часть средневозрастного квалифицированного конструкторского состава.
Но в какой-то мере тяжелая ситуация повлияла на бюро и в положительном смысле. Коллективу удалось совершить технологический рывок. И все это силами оставшихся после сокращения штата сотрудников. В то время КБ начинает создавать проекты для европейских заказчиков, быстрыми темпами осваивая 3D технологии. Специалисты приобретают необходимый для проектирования по стандартам западных классификационных обществ опыт. В 1997 году КБ в кредит купило шведскую систему 3D проектирования "TRIBON", за год освоило ее. Это дало возможность начать работы в кооперации с западноевропейскими проектантами. Тогда же была перестроена и организация работы КБ, которая стала базироваться на рыночных основах. Как отмечает Вячеслав Валентинович, бюро удалось выйти из кризиса обновленным.
Стоит отметить, что КБ начало работать с иностранными заказчиками с 1994 года. Первыми были немецкие судовладельцы.
- Это потребовало от нас перестройки взглядов на судно и его назначение. Достаточно сказать, что машинное отделение уменьшилось почти в два раза. Судно стало более функциональным, с большей экономической отдачей, - отмечает Вячеслав Валентинович. - Это потребовало освоить и проектирование по правилам Lloyd's Register of Shipping и Germanischer Lloyd, Det Norske Veritas. Потом были заказчики из Венгрии, Голландии, Казахстана. Работали с проектантами из Германии и Италии. В 2003 создали совместное предприятие с финским проектным бюро. Помогали проектировать буровые установки, круизные суда, паромы. Это хороший опыт.
Последующие кризисы уже не подействовали так сильно на коллектив нижегородского "Вымпела". Года 1998 и 2008, которые для многих запомнились обрушением и застоем в развитии, прошли без огромных потерь.
- Кризисы 1998 и 2008 годов КБ пережило уже относительно спокойно, планомерно развиваясь, - рассказывает директор "Вымпела" Вячеслав Валентинович Шаталов. - КБ построило в 90-е годы собственный 50 метровый гидродинамический бассейн, сейчас заканчивается строительство корпуса под модельные мастерские и архив документации — мы перешли на электронный документооборот. И это при том, что в КБ с 1994 года сменилось три собственника, один из которых "отнял" у бюро собственное здание и с 2005 года "Вымпел" располагается на арендуемых площадях.
Максимальная отдача
Сегодня 13 верфей строят суда по 10 проектам "Вымпела". Для ВМФ были разработаны проекты малого гидрографического судна проекта 19910 и большого гидрографического катера проекта 19920. Они строятся серийно. Одной из последних удачных разработок КБ "Вымпел" стал противодиверсионный катер проекта 21980 "Грачонок". Строится вся серия на двух заводах - "Зеленодольском заводе имени Горького" и на "Восточной верфи". 6 единиц уже сданы флоту. Также строится серия водолазных катеров проекта 14157. Ведется проектирование специального судна для отработки вооружения.
Одним из значимых проектов за последние годы для КБ была разработка конструкторской документации аварийно-спасательного судна проекта 22870. Строительством занимается филиал ОАО "ЦС "Звездочка" - ОАО "Астраханский СРЗ".
- С установлением партнерских отношений между "Вымпелом" и "Астраханским СРЗ" и началом строительства на заводе новых судов по проектам нашего бюро (проект 705б - 3 единицы сданы флоту, 22870 - 2 единицы в постройке), завод значительно увеличил свои производственные возможности и стал одним из передовых судостроительных предприятий региона, - рассказывает о проделанной работе Вячеслав Валентинович. - Головное судно проекта 22870 спущено на воду, на нем заканчиваются монтажные и обстроечные работы. Оно станет самым современным и крупным аварийно-спасательным судном на Каспии.
Загружают работой "Вымпел" и гражданские заказчики. Так, по проекту 00211 строятся 2 танкера на дальневосточном заводе "Звезда", по проекту 00213 – танкер-бункеровщик на "Красноярской судоверфи" по заказу Норникеля.
На Выборгском ССЗ ведется строительство трех ледоколов для ОАО "Росморпорт", мощностью по 18 МВт. Проект этих судов Вячеслав Валентинович ставит в ряд наиболее спорных и интересных за последние годы. Стоит отметить, что до этого КБ разрабатывало лишь речные ледоколы.
- Известно, что технический проект этого ледокола был разработан ЦКБ "Балтсудопроект" в 2011 году, но уже тогда мы понимали, что дальнейшее проектирование придется вести нашему КБ в силу ряда причин. Поэтому мы "наблюдали" за ходом проектирования, где-то помогали, где-то контролировали промежуточные результаты. Поэтому, когда ОСК и Выборгский завод в 2012 году приняли решение, что документацию судна в постройке и РКД будет делать наше КБ - мы были к этому готовы, - отмечает директор КБ "Вымпел".
Изначально, по договоренности с заводом-строителем, документацию судна в постройке должны были делать после проведения закупочной кампании. Завершить ее должны были за 4-5 месяцев. После этого специалисты КБ по плану сделали бы подробную 3D модель судна. В конце года должны были начаться поставки рабочих чертежей с максимальным насыщением корпусных конструкций. Однако все пошло не так.
- Заказная компания только сейчас близка к завершению, документация судна в постройке все еще досогласовывается Заказчиком, рабочую конструкторскую документацию на корпусные секции начали поставлять уже в середине 2012 года, когда не было технорабочего проекта. К сожалению, те, кто организует работу, как у Заказчика, так и в ОСК, плохо представляют, как реально в рынке должны строиться гражданские суда, - рассказывает Вячеслав Валентинович. - Над нами с заводом до сих пор "висит дамоклов меч" освоения бюджетных средств даже в ущерб правильной (западной) технологии организации работ. Думается, было бы полезно на НТС ОСК рассмотреть все эти вопросы.
Проект нового ледокола стал знаковым. Нижегородские проектанты шагнули вперед в плане организации и технологии выполнения проектных работ. И это не считая применения массы новых технологических решений.
- Безусловно, нас к этому "подтолкнули" требования завода. А на сегодня ВСЗ - это наиболее "продвинутый" на рынке РФ завод в значительной мере понимающий и внедряющий так называемую "западную технологию". Но сегодня можно сказать, что мы реально поняли и осознали ту технологию проектирования, которая используется на западных верфях, - рассказывает Вячеслав Валентинович.
ФЦП — за или против?
Нижегородский "Вымел" является одним из участников Федеральной целевой программы "Развитие гражданской морской техники" на 2009-2016 годы. На данный момент в самом "разгаре" второй ее этап. С начала внедрения ФЦП прошло почти 4 года, и сегодня все, кто в ней задействован могут оценить насколько эффективной она оказалась.
- Работа коллектива КБ по ФЦП очень похожа на ситуацию, когда человек, борясь с бытовыми трудностями, работает "не разгибая спины" и вдруг получает возможность разогнуться, осмотреться вокруг и понять, что нужно изменить, поставить новые задачи и цели и, в конечном итоге, добиться новых результатов и, если хотите, измениться, "вырасти" самому, - комментирует ситуацию директор "Вымпела". - Работы по ФЦП дают возможность провести анализ всего того, что уже есть на мировом рынке и, отталкиваясь от этого, найти в различных направлениях новые, оригинальные решения.
В рамках ФЦП коллективом "Вымпела" разработан оригинальный проект научно-исследовательского судна для комплексных рыбохозяйственных и океанографических исследований в Антарктиде. Для нижегородских проектантов — это новое направление. Чтобы сделать проект в соответствии с требованиями потенциального заказчика, бюро сотрудничало со всеми НИИ рыбной отрасли. Позже, пользуясь полученными знаниями и опытом, конструкторы "Вымпела" смогли создать технический проект универсального морозильного рыболовного траулера.
- Проект оказался настолько интересным, что наши конкуренты-норвежцы вдруг заявили, что это мы у них позаимствовали все решения, хотя они все делали, чтобы отказать нам в любой передаче информации, - отмечает Вячеслав Валентинович.
Интересные работы в рамках ФЦП выполнены по созданию проектов многоцелевых судов снабжения для обеспечения работы добывающих платформ для месторождений нефти и газа и обеспечения интенсификации добычи углеводородов. "Газпром" уже проявляет интерес ко всему, что с этим связано.
КБ разработаны также концептуальные проекты на речные автомобильно-пассажирские скеговые суда-паромы на воздушной подушке.
- Это наше традиционное направление работ, которое в последние 20 лет, к сожалению, оказалось невостребованным. Но это дает возможность не только предложить инновационную технику, но и подготовить молодежь для работы в этой технически сложной области морской техники.
Актуальные проблемы
А в молодежи, да к тому же квалифицированной сегодня нуждаются все. Этого уже никто не отрицает. Кадры сегодня на вес золота. Вот и "Вымпел" тоже использует все возможности, чтобы воспитать достойных приемников. КБ сотрудничает с политехническим университетом. Это, в свою очередь, дает возможность отбирать нужные для бюро кадры.
- Мы ведем специальную подготовку с 4 курса, и после защиты студентами дипломов еще год опекаем их в виде прикрепления наставников. Практикуем мы и получение желающими за наш счет второй нужной нам специальности (пока студенты еще учатся). Поэтому сегодня у нас работают свыше 400 человек, средний возраст — 41 год, кадровый состав сбалансирован - сплав молодости и опыта, - рассказывает руководитель КБ.
Сегодня КБ "Вымпел" входит в десятку предприятий области среди НИИ и КБ по уровню оплаты труда. Руководство отслеживает уровень инфляции и ежегодно увеличивает не только объем работ, но и зарплату. За предыдущие 8 лет средняя зарплата работников бюро возросла в 2 раза. Планируется, что к 2020 году уровень заработной платы достигнет 100-120 тыс. руб.
На вопрос о том, каково сегодня положение на рынке судостроения, директор "Вымпела" без лишних слов заявляет, что ситуация не простая.
- Сегодня российский рынок в судостроении, если о нем вообще можно говорить, крайне сложен. Это и "ангажированность" ряда исполнителей, и некоторая безответственность у заказчиков: заказывают одни, а "расхлебывают" все ошибки при таком заказе в эксплуатации уже другие. Появилось много не очень компетентных в проектировании судов мелких фирм, которые делают откровенную "халтуру". При строительстве судов выявляется масса серьезных проектных ошибок. За примерами ходить далеко не надо, они и вами уже освещались. Поэтому с точки зрения квалификации мы чувствуем себя уверенно, а вот с точки зрения полноты наполнения "портфеля заказов" - мы не "ангажированы" и жизнь проходит в борьбе, - анализирует сложившееся положение Вячеслав Валентинович.
Но работать все-таки всегда есть с кем и над чем. Сейчас КБ готовится начать разработку проекта современного лесовоза. В нашей стране такие суда не строили уже давно. Также специалисты "Вымпела" планируют продолжить работу над тремя проектами ледоколов, а также над НИС для рыбаков. Не забывают проектанты, конечно же, и о разработке судов для ВМФ. Как отмечает Вячеслав Валентинович, загрузка на 2014 год с ростом по отношению к 2013 на 20% практически сформирована.