О проблемах проектирования в отрасли говорится много. Начиная, от извечных вопросов господдержки и взаимоотношений "заказчик-проектант-строитель" до сугубо технических аспектов – программного обеспечения. Да и, если быть совсем откровенным, то на всей территории стран СНГ осталось не так много конструкторских бюро, которые могут похвастаться обилием заказов. Причем заказов, в области гражданского судостроения.
Одним из таких мастодонтов является КБ "Вымпел". Об истории и о сегодняшних перспективах работы нижегородских корабелов нам рассказал заместитель генерального директора-главный инженер Посадов Дмитрий Александрович.
Одним из таких мастодонтов является КБ "Вымпел". Об истории и о сегодняшних перспективах работы нижегородских корабелов нам рассказал заместитель генерального директора-главный инженер Посадов Дмитрий Александрович.
Расскажите немного об истории КБ?
Наша история началась в далеком 1927 году, когда на базе предприятия, нынешнего завода "Красное Сормово", был создан филиал ленинградского центрального бюро морского судостроения (сегодня он носит имя ЦКБ "Балтсудопроект"). Его основной задачей на тот момент была разработка проектов речных судов. Это было необходимо, так как в то время речное судостроение практически исчезло. Через три года, в 1930 году бюро, которое тогда называлось ЦКБ "Речсудпроект", стало ведущим в сфере речного судостроения и приобрело статус самостоятельной организации. В этом году КБ исполняется 85 лет.
Перед самым началом Великой Отечественной войны в 1941 году в КБ работали около 250 человек. Конечно, во время войны бюро занималось оборонной продукцией. В послевоенный период и вплоть до конца 80-х годов ЦКБ "Вымпел" сохраняло свою многопрофильную деятельность по проектированию речных и морских судов, вспомогательных судов ВМФ, железнодорожных паромов и судов на воздушной подушке. Более чем за 80 лет работы ЦКБ было разработано свыше 630 проектов судов различного назначения. По ним построено более 6500 судов и морских объектов.
На данный момент по проектам КБ ведется строительство судов на 15 заводах, в том числе и в Финляндии.
Какие основные направления деятельности существуют сейчас у "Вымпела"?
Наш профиль, по-прежнему – это разработка проектной документации на любые типы судов, плавучих технических средств и наплавных мостов в соответствии с требованиями классификационных обществ, в том числе и зарубежных. Также мы оказываем помощь в техническом сопровождении строительства судов на заводах.
Бюро специализируется на проектировании судов различного назначения:
Бюро является эксклюзивным разработчиком судов атомно-технологического обеспечения, что подтверждено обращением фирмы "Финкантьери" (Италия) при строительстве судна для перевозки отработанного ядерного топлива "РоссИта".
Также, КБ - эксклюзивный разработчик наплавных мостопереправочных средств для инженерных войск МО РФ.
Каждое из технически сложных, наукоемких судов для обеспечения освоения шельфа, таких как: ледоколы, суда снабжения, буровые суда, являются эксклюзивными по своим свойствам.
Кто сейчас является основными заказчиками КБ?
Государственные структуры, такие как Минпромторг РФ, ФГУП "Росморпорт", судостроительные заводы, судоходные компании. Довольно много работаем и с МО РФ. Так, для нужд военных были разработаны проекты малого гидрографического судна (проект 19910) и большого гидрографического катера (проект 19920), ледокола проекта 21180.
Одной из последних удачных разработок КБ "Вымпел" стал противодиверсионный катер проекта 21980 "Грачонок". Строятся они на трех заводах - "Зеленодольском заводе имени Горького", на "Восточной верфи" и на ОАО "Судостроительный завод "Вымпел". На данный момент 10 единиц уже сданы флоту. Также строится серия водолазных катеров проекта 14157. Ведется проектирование специального судна для отработки вооружения.
Активно работаем и в направлении гражданского флота. Самый известный наш проект – ледокол проекта 21900М, который реализуется на Выборгском ССЗ и заводе Arctech Helsinki Shipyard для ОАО "Росморпорт". Активные проектные работы ведутся и по ледоколу проекта 22600 на ООО "Балтийский завод – Судостроение".
Как обстоят дела с кадровым вопросом?
В коллективе бюро есть свои ветераны труда, люди, которые пришли сюда сразу после окончания института и по сей день работают. Среди них главные конструкторы проектов: Рабазов Ю.И., Макаров Л.С., Зароастров В.К., конструкторы Кокурин В.А., Сорокин В.А., Скурлатов Н.В., Царева А.И и другие. Но в тоже время, "Вымпел" использует все возможности, чтобы воспитать достойных приемников, поэтому КБ сотрудничает с политехническим университетом. Работники КБ преподают в НГТУ им. Алексеева на различных кафедрах. Это, в свою очередь, дает возможность отбирать нужные для бюро кадры. Средний возраст инженерного состава 42 года.
Как вы оцениваете свое положение на рынке и перспективы?
Сейчас ОАО "КБ "Вымпел" одно из ведущих бюро по проектированию гражданских судов различного класса и назначения и вспомогательных судов ВМФ в России. Развивается организация по интенсивному пути, успешно выполняет работы по проектированию технически сложных, инновационных судов. И в своей работе специалисты КБ «Вымпел» широко используют современные технологии компьютерного трёхмерного проектирования на основе автоматизированной системы проектирования "AVEVA Marine", Nupas Cadmatic, Tribon, что позволяет ускорить процесс проектирования, избежать ошибок, сократить сроки и осуществлять выполнение проекта совместно с другими проектными организациями.
Стараемся наш богатейший опыт работы в обоих направлениях: и военного, и гражданского направления, сочетать с современными технологиями, последними достижениями.
Наша история началась в далеком 1927 году, когда на базе предприятия, нынешнего завода "Красное Сормово", был создан филиал ленинградского центрального бюро морского судостроения (сегодня он носит имя ЦКБ "Балтсудопроект"). Его основной задачей на тот момент была разработка проектов речных судов. Это было необходимо, так как в то время речное судостроение практически исчезло. Через три года, в 1930 году бюро, которое тогда называлось ЦКБ "Речсудпроект", стало ведущим в сфере речного судостроения и приобрело статус самостоятельной организации. В этом году КБ исполняется 85 лет.
Перед самым началом Великой Отечественной войны в 1941 году в КБ работали около 250 человек. Конечно, во время войны бюро занималось оборонной продукцией. В послевоенный период и вплоть до конца 80-х годов ЦКБ "Вымпел" сохраняло свою многопрофильную деятельность по проектированию речных и морских судов, вспомогательных судов ВМФ, железнодорожных паромов и судов на воздушной подушке. Более чем за 80 лет работы ЦКБ было разработано свыше 630 проектов судов различного назначения. По ним построено более 6500 судов и морских объектов.
На данный момент по проектам КБ ведется строительство судов на 15 заводах, в том числе и в Финляндии.
Какие основные направления деятельности существуют сейчас у "Вымпела"?
Наш профиль, по-прежнему – это разработка проектной документации на любые типы судов, плавучих технических средств и наплавных мостов в соответствии с требованиями классификационных обществ, в том числе и зарубежных. Также мы оказываем помощь в техническом сопровождении строительства судов на заводах.
Ледокол пр. 21900M / "Вымпел" ОАО КБ |
- ледоколы и суда арктического плавания;
- танкеры для перевозки нефти, нефтепродуктов и химических грузов;
- транспортные универсальные сухогрузные суда;
- железнодорожные и автомобильно-пассажирские паромы;
- плавучие технические средства для освоения шельфа;
- пассажирские суда, скеговые суда и суда на воздушной подушке;
- суда технического флота;
- вспомогательные и специальные суда ВМФ;
- суда атомно-технического обеспечения;
- научно-исследовательские и рыбопромысловые суда;
- плавучие доки, плавучие электростанции, плавучие насосные станции;
- мостопереправочные средства для нужд Министерства обороны РФ и наплавные мосты.
Бюро является эксклюзивным разработчиком судов атомно-технологического обеспечения, что подтверждено обращением фирмы "Финкантьери" (Италия) при строительстве судна для перевозки отработанного ядерного топлива "РоссИта".
Также, КБ - эксклюзивный разработчик наплавных мостопереправочных средств для инженерных войск МО РФ.
Каждое из технически сложных, наукоемких судов для обеспечения освоения шельфа, таких как: ледоколы, суда снабжения, буровые суда, являются эксклюзивными по своим свойствам.
Кто сейчас является основными заказчиками КБ?
Государственные структуры, такие как Минпромторг РФ, ФГУП "Росморпорт", судостроительные заводы, судоходные компании. Довольно много работаем и с МО РФ. Так, для нужд военных были разработаны проекты малого гидрографического судна (проект 19910) и большого гидрографического катера (проект 19920), ледокола проекта 21180.
Одной из последних удачных разработок КБ "Вымпел" стал противодиверсионный катер проекта 21980 "Грачонок". Строятся они на трех заводах - "Зеленодольском заводе имени Горького", на "Восточной верфи" и на ОАО "Судостроительный завод "Вымпел". На данный момент 10 единиц уже сданы флоту. Также строится серия водолазных катеров проекта 14157. Ведется проектирование специального судна для отработки вооружения.
Грачонок / "Вымпел" ОАО КБ |
Как обстоят дела с кадровым вопросом?
В коллективе бюро есть свои ветераны труда, люди, которые пришли сюда сразу после окончания института и по сей день работают. Среди них главные конструкторы проектов: Рабазов Ю.И., Макаров Л.С., Зароастров В.К., конструкторы Кокурин В.А., Сорокин В.А., Скурлатов Н.В., Царева А.И и другие. Но в тоже время, "Вымпел" использует все возможности, чтобы воспитать достойных приемников, поэтому КБ сотрудничает с политехническим университетом. Работники КБ преподают в НГТУ им. Алексеева на различных кафедрах. Это, в свою очередь, дает возможность отбирать нужные для бюро кадры. Средний возраст инженерного состава 42 года.
Как вы оцениваете свое положение на рынке и перспективы?
Сейчас ОАО "КБ "Вымпел" одно из ведущих бюро по проектированию гражданских судов различного класса и назначения и вспомогательных судов ВМФ в России. Развивается организация по интенсивному пути, успешно выполняет работы по проектированию технически сложных, инновационных судов. И в своей работе специалисты КБ «Вымпел» широко используют современные технологии компьютерного трёхмерного проектирования на основе автоматизированной системы проектирования "AVEVA Marine", Nupas Cadmatic, Tribon, что позволяет ускорить процесс проектирования, избежать ошибок, сократить сроки и осуществлять выполнение проекта совместно с другими проектными организациями.
Стараемся наш богатейший опыт работы в обоих направлениях: и военного, и гражданского направления, сочетать с современными технологиями, последними достижениями.