Судя по последним заявлениям премьер-министра Республики Казахстан Касыма-Жомарта Токаева, наш восточный сосед вполне осознал реальность формирования новой глобальной экономической географии, которая характеризуется стремительным увеличением объемов грузопотоков с запада на восток и в первую очередь, из России в Китай и обратно.
Казахстан традиционно находится на перекрестке этих важнейших торговых маршрутов, движение по которым значительно активизировалось после введения антироссийских санкций. Более того, теперь и сами страны Евросоюза во многом зависят от Казахстана, как ключевого звена транзитных грузоперевозок из "объединенной" Европы в Азию, и обратных поставках товаров из Китая и других государств Азиатско-Тихоокеанского региона.
Осознавая это серьезное преимущество в новых экономических и политических реалиях, руководство Республики Казахстан предпринимает целый комплекс шагов для эффективного развития транспортного потенциала страны.
Согласно данным, приведенном на правительственном портале Primeminister.kz, по итогам января-ноября 2033 года общий грузопоток через территорию Казахстана достиг 895 млн тонн, то есть почти на 4% превысил соответствующий 11 месяцев прошлого года. При этом транзитные перевозки составили 29 млн тонн или +21% к достижениям 2022 года.
Наряду с крупными проектами в области железнодорожного и автомобильного транспорта, Республика Казахстан обращает особое внимание и на развитие транспорта водного, причем не только морского, но и речного.
Так, предполагается обеспечить поступательное наращивание транзитных мощностей крупнейшей реки Республики – Иртыш, вплоть до создания нового стратегического транспортного коридора Китай – Казахстан – Россия, с возможным выходом через Обскую губу в Карское море и на трассу северного морского пути. В случае успешной реализации данного проекта объем грузоперевозок по внутренним водным путям Казахстана планируется увеличить более, чем в два раза – с 1,5 млн до 3,5 млн тонн в год.
Помимо этого существенно интенсифицированы работы по инфраструктурному развитию казахстанского участка Транскаспийского международного транспортного маршрута. В частности, в порту Актау предусматривается создание крупного центра по перевалке контейнеров, а также проведение модернизации и расширения причального фронта и обновление специализированной техники для обработки всех видов грузов.
А в порту Курык, в тесном взаимодействии с компанией Abu Dhabi Ports из Объединенных арабских эмиратов, в текущем году был успешно передан в эксплуатацию терминал по перегрузке зерновых культур.
Проведенные мероприятия способствовали существенному увеличению объемов перевалки грузов через морские порты страны: с января по ноябрь (включительно) прирост данного показателя составил 7% – до 2,5 млн тонн, причем впервые в истории Казахстана по Транскаспийскому международному транспортному маршруту была осуществлена перевозка нефти собственной добычи.
Параллельно с усилением перевалочных мощностей, в портах Актау и Курык, а также на прилегающей к ним акватории ведутся масштабные дноуглубительные работы. По совокупности, реализация всех проводимых проектов будет способствовать увеличению пропускных возможностей двух крупнейших морских портов Казахстана на 10 млн тонн в год, в том числе контейнеров до 300 тыс. TEU ежегодно.
- Росморречфлот: речные и морские перевозки восстанавливаются
- В Салехарде в День работников речного и морского флота прошел парад судов
- ФГОУ ВПО "Новосибирская государственная академия водного транспорта" предлагает услуги по техническому диагностированию объектов находящихся под наблюдением Российского Речного и Морского Регистра
- Компания "ЦЭЭВТ" предлагает оборудование для судов речного и морского флота