Первая в мире катушка полоидального поля для международного научного проекта ИТЭР спущена на воду

0 1096 2 мин
Состоялся спуск катушки PF1 для термоядерного реактора ИТЭ. Ее строительство осуществлялось на Средне-Невском судостроительном заводе. Транспортировка будет производиться платформой ИТЭР 2016.
Катушка полоидального поля для ИТЭР спущена на воду / Фото: Корабел.ру
Строительство катушки шло на протяжении 14 лет, теперь она отправится во Францию для установки в международный экспериментальный термоядерный реактор, где станет частью истории в мире и науке.
Катушка полоидального поля для ИТЭР спущена на воду / Фото: Корабел.ру

В рамках мероприятия, директор частного учреждения ИТЭР–Центр госкорпорации "Росатом" Анатолий Красильников выступил с поздравительным словом. Во время пресс-брифинга, отвечая на вопрос журналиста о политической, научной и экономической важности проекта, он также отметил: 
Человечество впервые получит в руки управление термоядерной плазмой. 35 стран вместе на общем языке проектируют и строят реактор. Это очень важно. Инженерная и промышленная уенность заключается в том, что по существу, впервые создается мировая термоядерная промышленность. Сегодня, благодаря этому проекту,  мы знаем, в какой стране какой элемент можно сделать качественнее, эффективнее и дешевле.

... Для всех стран участников проекта главная цель — это вместе реализовать технологическую платформу, чтобы привнести результаты на свою национальную площадку. Надо сказать, что Россия вкладывает 9%, а получит 100% технологий в соответствии с соглашением. Это одиннадцатикратный усилитель наших технологических и научно-технических вложений

С 2008 года проведена большая работа по разработке технологий и оборудования, проведения испытаний, отладке технологических процессов, изготовлению квалификационных образцов и изготовлению самой катушки. На всех этапах работ представителями Международной Организации ИТЭР проводился жёсткий контроль к соблюдению технологий производства и к качеству материалов.
Катушка полоидального поля для ИТЭР спущена на воду / Фото: Корабел.ру
Катушка PF1, девять метров в диаметре и массой 160 тонн, является одной из шести катушек полоидального поля в магнитной системе, которая служит для удержания плазмы в реакторе ИТЭР. Катушка – крупногабаритный сверхпроводящий магнит, основой которого являются восемь сверхпроводниковых двухзаходных галет.
Катушка полоидального поля для ИТЭР: спуск на воду / Фото: Корабел.ру
О процессе строительства рассказал заместитель генерального директора АО "НИИЭФА" Игорь Родин: 
… Начиналось это еще в 90-е годы: проектные работы, расчеты. У нас в институте присутствовал дизайн-офис, который предопределил основные технические решения будущего термоядерного реактора. Оттуда растут все деревья в виде этих проектов. После была громадная организационная работа, которая привела к заключению в 2008 году ряда международных соглашений по проекту. Это была совместная работа и "Росатома", и институтов, и организаций, которые в него входили. Была работа по отдельным заданиям. Я хочу сказать, что переход от научной и конструкторской работы к таким промышленным технологиям, образом которых стала катушка PF1 — сам по себе уникальный процесс. Почему за это взялся “Росатом”, потому что у него такой опыт был. Переход от науки к производству — это то, чем занимается “Росатом” повседневно…

… И главное: мы ни разу так и не остановились по причине каких бы то ни было неудачных испытаний, либо претензий по изготовлению. Все было с первого раза, с первого предъявления. Это показывает, что мы можем многое, если объединимся
 

Работы над созданием полоидальной катушки для международного экспериментального термоядерного реактора осуществляется Средне-Невским судостроительным заводом совместно с АО "НИИЭФА" им. Д.В. Ефремова. Изготовление катушки полоидального поля PF-1 – это одно из важнейших обязательств Российской Федерации в проекте ИТЭР.
Виктория Корабеловна на спуске катушки полоидального поля для ИТЭР  / Фото: Корабел.ру
Катушка на понтоне отправляется в порт Бронка, далее состоится перегрузка на морской корабль и доставка в Марсель.

Подписаться



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости