"КаспморНИИпроект" и новый буксир "ASCO-1": отправляемся в Азербайджан

"КаспморНИИпроект" представило свету свой новый и первый разработанный проект 1547 "ASCO-1", который недавно был построен на судоремонтно-судостроительном заводе "Зых" ЗАО "Азербайджанское Каспийское Морское Пароходство". Чем интересен этот проект, кто стоит за его созданием, насколько он будет полезен другим странам? За ответами на вопросы отправляемся в Азербайджан к директору "КаспморНИИпроекта" Ойраду Абдуллаеву.
Фото:
Директор "КаспморНИИпроекта" Ойрад Абдуллаев. / Фото: "КаспморНИИпроект"

Здравствуйте, начнем с небольшого пула вопросов о вашем трудовом и, если можно так сказать, творческом пути. Вы с самого детства мечтали стать корабелом?

 

– На самом деле, с детства я мечтал быть моряком, а точнее штурманом. Мой отец, его братья и их дети, то есть мои двоюродные братья, были моряками. По этой причине меня всегда тянуло в море. Но в 1988 году прием в "Бакинское Мореходное Училище" им. Кафура Мамедова, куда я хотел поступить после окончания 8-го класса, сделали с 10-го. А я на тот момент уже попрощался с товарищами по средней школе и не хотел возвращаться. По этой причине поступил в "Бакинский Машиностроительный Техникум", после окончания техникума пошел в "Азербайджанский Технический Университет". Там и завершил магистратуру.

 

Что именно привело вас в отрасль: родители, чей-то пример, увлеченность?

 

– В отрасль я пришел поздно. Меня всегда мучало ощущение ущемлённости, так как я хотел быть связанным с морем и морской техникой. Именно поэтому, как только подвернулась возможность, на удивление многих, кто меня знал, я оставил престижную работу в "Национальной Авиационной Академии" и перешел на судоремонтный завод конструктором. В 2013 году получил морское образование, завершив магистратуру "Астраханского Технического Университета" по специальности "Кораблестроение и океанотехника". Это была вторая магистерская степень. В настоящее время являюсь докторантом в "Азербайджанской Государственной Морской Академии". Там же и преподаю "Проектирование судов".

 

Ваш трудовой путь до момента, как вы стали руководителем "КаспморНИИпроекта" ASCO.

 

– Мой трудовой путь начался в промежутке после завершения "Бакинского Машиностроительного Техникума" и поступления в "Азербайджанский Технический Университет": работал на судоремонтном заводе фрезеровщиком 3-го разряда. После завершения "АзТУ", преподавал в "Национальной Авиационной Академии", работал на судоремонтном заводе конструктором, инструктором в учебном центре управления "КАСПМОРНЕФТЕФЛОТ", заместителем начальника технического отдела управления "КАСПМОРНЕФТЕФЛОТ". В 2013 году Указом президента Азербайджанской Республики, было создано ЗАО "Азербайджанское Каспийское Морское Пароходство" и управление "КАСПМОРНЕФТЕФЛОТ" вошел в его состав. Я был переведен ведущим инженером в технический отдел главного управления. По предложению и поручительству технического директора ЗАО "АКМП" Нурмагомеда Талыбова, Председателем ЗАО "АКМП" Рауфом Велиевым было оказано мне доверие, и я был назначен главным инженером, а затем директором "КаспморНИИпроекта". 

 

Несколько слов о предприятии: основной вид деятельности, количество сотрудников, основные заказчики.

 

– Основная деятельность нашего института – проектирование судов и плавучих средств, выполнение проектно-конструкторских работ в судоремонте, разработка эксплуатационной документации для судов, находящихся в эксплуатации и выполнение проектных работ, связанных с гидротехническими сооружениями. В настоящее время в институте работают 38 человек разной возрастной категории. Основным заказчиком института является ЗАО "АКМП". Также, мы выполняем работы для частных компаний как внутри страны, так и за ее пределами.

 

Сколько всего проектов разработано организацией и для каких компаний? Самый весомый проект, на ваш взгляд, и почему.

 

– До недавнего времени мы занимались конструкторскими работами в судоремонте. С выполнением проекта 1547, буксира "ASCO-1", мы открыли новое направление деятельности. Уже есть определенные мысли касательно перспективных проектов, которые мы по поручению руководства ЗАО "Азербайджанское Каспийское Морское Пароходства" будем выполнять.

Фото:
Проект 1547 "ASCO-1" / Фото: "КаспморНИИпроект"

Давайте поговорим про недавно построенный проект буксира "ASCO-1". В чем его значимость для КБ?

– В проекте 1547 мы участвовали от формирования технического задания до реализации эксплуатационных документов: то есть сопровождали весь жизненный цикл буксира. Хочу подчеркнуть, что при проектировании, а в дальнейшем и при строительстве, мы тесно сотрудничали со всеми подразделениями ЗАО "АКМП", и, как следствие, получили судно, которым довольны заказчики, и в котором учтены все особенности эксплуатации буксира на морском нефтепромысле.

 

Какие идеи использовались при разработки буксира, чем вдохновлялись конструктора?

 

– На самом деле, конструкторы, участвовавшие в разработке проекта, долгое время занимались лишь судоремонтном, поэтому возможность спроектировать новое судно сильно вдохновила коллектив, и люди работали с большим энтузиазмом. Особенно отличились молодые инженеры: у некоторых из них во время учебы в "Азербайджанской Государственной Морской Академии" темы дипломных работ были связаны именно с этим судном.

Фото:
Коллектив "КаспморНИИпроекта" / Фото: "КаспморНИИпроект"

Особенности технической начинки и строения корпуса: чем отличается от других схожих проектов?

 

– Катера проекта 1547 "ASCO-1", отличаются от находящихся в эксплуатации ЗАО "АКМП" катеров проекта 1496 улучшенной обитаемостью, возможностью размещения до 12 пассажиров на сидячих местах (для перевозки рабочих бригад на морские платформы), наличием грузовой палубы для транспортировки на платформы легкого оборудования, инструментов и приспособления. "ASCO-1" предполагается использовать на внутрипромысловых работах в прибрежной зоне, также возможна буксировка легких плавучих средств. Учитывая, что эксплуатация проектируемого судна, как и любого судна нефтегазопромыслового флота, предусматривалась в сложных условиях, оборудование выбирали качественное и сертифицированное.

 

Буксир может быть полезен только для ЗАО "Азербайджанское Каспийское Морское Пароходство" или проект мог бы пойти в массы?

 

– Учитывая хорошие функциональные характеристики, возможный резерв для модернизации и перспективные модификации построенного судна, мы надеемся, что проект 1547 будет массовым судном. К "ASCO-1" уже проявили интерес со стороны ряда компаний. Думаю, удачная эксплуатация откроет экспортные возможности.

 

Как, вообще, у вас обстоят дела со взаимодействием с другими странами?

 

– Наш институт, как и ЗАО "АКМП", всегда открыты к сотрудничеству с любыми серьезными и конструктивными компаниями и людьми из любых стран.

 

Сегодня в России ставка на импортозамещение. Как вы относитесь к этому вопросу: нужно ли больше свое в стране развивать или мировая экономика подразумевает некую глобальную кооперацию?

 

– Исторически, судостроение должно служить развитию экономики страны, в которой оно находится. Производство материалов и оборудования внутри страны должно быть и это очень важно, но с одним главным условием. Производство материалов и оборудования в стране не должно быть во вред качеству.

 

С какими компаниями из России сотрудничаете? Обмениваетесь ли идеями, решениями?

 

– Не один наукоемкий продукт, а современное судно – это наукоемкий продукт, не может быть на качественном уровне реализован в изоляции. Обязательно должны быть опытные товарищи из смежных компаний, с которыми можно было бы посоветоваться. Мы всегда находимся во взаимодействии с коллегами из таких компаний как "МИБ", "Си Тех" и так далее, а личные взаимоотношения сильно помогают решать задачи различной сложности.

Фото:
Проект 1547 "ASCO-1"  / Фото: "КаспморНИИпроект"

Какие проекты считаете на сегодня наиболее перспективными? Особенно интересно узнать вашу позицию по судам на электродвижении, СПГ, с гибридной установкой, автономном судовождении.

 

– Лично я убежденный сторонник гибридной энергетической установки. Но необходимо помнить, что гибрид не может быть вечным. По мере развития технологий, увеличения емкостей аккумуляторных батарей, судовые энергетические установки плавно будут преобразовываться в суда с электробатарейными источниками энергии. Из истории можно привести аналогичный пример: были суда с парусным вооружением, затем в определенный исторический период существовали как с парусным вооружением, так и с тепловой энергетической установкой, затем появились теплоходы, электроходы и атомоходы. Думаю, тоже самое ждет нас и с зеленой энергетической установкой.

 

Блиц-опрос. Ваше любимое судно?

 

– Мне больше нравятся суда, выполняющие подводно-технические работы.

 

Любимая книга?

 

– Люблю историческую литературу.

 

Рецепт хорошего корабела.

 

– Постоянно работать над собой и не отставать от современных тенденций в кораблестроении.

 

Какой видите свою компания через 5 лет?

 

– Слаженный коллектив единомышленников, способный решать задачи любой сложности.

 

Пожелания подрастающему поколению корабелов.

 

– Учиться, совершенствовать знания и заниматься наукой.




Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости
Судостроительный завод "Лотос" в 2025 году спустит на воду четыре судна проекта 00108 - ГТЛК
21:00 / судостроение
рекламаПодписка 2025