Материал является первым из серии об оперативно-стратегических объединениях российского флота, которые будут публиковаться в течении нескольких недель на нашем портале.
В апреле прошлого года в Рунете появилась информация о возможном переводе кораблей Каспийской флотилии из Астрахани в Каспийск (Республика Дагестан). Новость наделала много шума, и впоследствии ее подтверждение нашлось в словах командующего флотилией контр-адмирала Сергея Пинчука. Он заявил, что ведется активное строительство инфраструктуры военного городка в Каспийске, а также обозначил ее высокую готовность для базирования кораблей.
Для чего необходим этот перевод? Почему именно сейчас и какие корабли будут переведены? Попробуем разобраться, но для этого следует перенестись в начало 90-х годов.
Каспийская флотилия после распада Советского Союза
После распада Советского Союза и преобразования бывших республик в суверенные государства был начат раздел Каспийской флотилии. В тот момент вся флотилия базировалась в Баку - городе, ставшем столицей Азербайджана. По этой причине России пришлось доставшиеся ей корабли перебазировать в Махачкалу и Астрахань, которая стала ее главной базой.
Кроме того, одной из главных причин экстренного перебазирования стали попытки нового руководства Азербайджана захватить все имущество и вооружение Советской армии и ВМФ. Провокации и нападения на караулы осуществлялись практически каждый день. Как пример, нападение на узел связи флотилии. Кроме того, на каждый выход в море корабля или вспомогательного судна требовалось запрашивать разрешение у оперативного дежурного минобороны Азербайджана.
В общем, наш бывший "друг" устраивал нам ад. А если вспомнить поведение официальной Москвы, в лице Ельцина, то становится понятно - властям было все равно. И здесь можно вспомнить сильных личностей, которые взяли все в свои руки и практически наперекор указаниям Москвы сделали все для спасения не только личного состава, но и кораблей. Если на Черноморском флоте таким человеком был адмирал Касатонов, который своей жесткой позицией и грамотными действиями сохранил Черноморский флот бывшего СССР, то на Каспийской флотилии таким человеком стал контр-адмирал Борис Зинин. Именно он, наперекор политическим обстоятельствам, организовал вывод основной части флотилии из Азербайджана и Туркмении в Россию.
Новый дом для кораблей стал неудачным во всех смыслах этого слова. Штаб флотилии расположился в старом здании бывшей гидрографии, остальные службы - тоже в неприспособленных строениях. Военнослужащим пришлось с нуля обживаться на новом месте. Почему сразу не выбрали Махачкалу и Каспийск? Ответ тоже прост - в те годы это был неспокойный регион, и руководство ВМФ опасалось повторения сценария. Тем более, что Чечня уже была неподкронтрольна России.
Каспийская флотилия сегодня
Современная Каспийская флотилия - это одно из самых боеспособных оперативно-стратегических объединений ВМФ РФ, являющееся не только южным форпостом России, но и гарантией неприкосновенности морских рубежей, важнейшим инструментом внешней политики государства на Каспии. Практически весь боевой состав флотилии состоит из кораблей, построенных в 21 веке: ракетные, торпедные и артиллерийские катера, десантные корабли на воздушной подушке, базовые и рейдовые тральщики, части морской пехоты, береговых ракетно-артиллерийских войск и другие.
Главными задачами флотилии, которая уже несколько веков стоит на страже южных рубежей России, остаются обеспечение национально-государственных интересов страны и противодействие терроризму. Кроме того, уже более 15 лет обсуждается вопрос раздела нефтяных месторождений и биоресурсов Каспия и в этих условиях Каспийская флотилия является той силой, которая поддерживает ведущую роль России на самом большом замкнутом море Земли.
Одним из ярких эпизодов Каспийской флотилии стали ее стрельбы в октябре 2015 года по Сирии 26 крылатыми ракетами "Калибр". Пуски ракет производились со сторожевого корабля проекта 11661 "Дагестан" и малых артиллерийских кораблей проекта 21631 "Град Свияжск", "Великий Устюг" и "Углич". В результате боевого применения ракет на дальности ~1500 км. были успешно поражены 11 целей. Траектории ракет, пущенных из акватории Каспийского моря, пролегали над территорией Ирана и Ирака в обход Турции. Тот момент стал шоковым состоянием для государств Каспийского моря и для всего мира. По причине того, что практически все эксперты считали 300-400 км максимальной дальностью ракет "Калибр". Ну а в итоге оказалось, что корабли Каспийской флотилии могут решать вопросы не только в зоне своей ответственности, а на расстоянии 1500 км от нее.
Боевые корабли
По состоянию на 18 января в боевом составе флотилии числятся следующие корабли:
- Сторожевые корабли проекта 11661 "Гепард": "Татарстан" (2003 г.в.) и "Дагестан" (2012 г.в.) (флагман Кфл).
- Ракетный катер проекта 12411Т: Р-101 "Ступинец" (1985 г.в.)
- Малые артиллерийские корабли проекта 21630 "Буян": "Астрахань" (2006 г.в), "Волгодонск" (2011 г.в.), "Махачкала" (2012 г.в.).
- Малые ракетные корабли проекта 21631 "Буян-М": "Град Свияжск" (2014 г.в.), "Углич" (2014 г.в.), "Великий Устюг" (2014 г.в.).
- Артиллерийские катера проекта 1204 "Шмель": АК-223 (1969 г.в.), АК-248 (1970 г.в.), АК-201 (1971 г.в.), АК-209 (1971 г.в.).
- Артиллерийский катер проекта 1400М "Гриф": АК-326 (1989 г.в).
- Десантный катер проекта 1176 "Акула": Д-185 (2000 г.в.)
- Десантные катера проекта 11770 "Серна": Д-156 (2000 г.в), Д-131 (1999) г.в, Д-172 (2002 г.в), Д-56 (2008 г.в), Д-809 (2013 г.в), Д-810(2013 г.в).
- Десантный катер проекта 21820 "Дюгонь": Д-105 "Атаман Платов" (2009 г.в).
- Рейдовые тральщики проекта 697ТБ: РТ-59 (1976 г.в), РТ-181 (1980 г.в.).
- Рейдовый тральщик проекта 1258 "Корунд": РТ-71 (1971 г.в.)
- Рейдовые тральщики проекта 10750: РТ-233 (1996 г.в.), РТ-234 (1996 г.в.).
- Базовые тральщики проекта 12650 "Яхонт": БТ-244 "Герман Угрюмов" (1988 г.в.), БТ-116 "Магомед Гаджиев" (1997 г.в.)
Итоговые учения корабельных группировок Каспийской флотилии / http://xn--80ahclcogc6ci4h.xn--90anlfbebar6i.xn--p1ai/multimedia/photo.htm |
Перевод в Каспийск
Основной причиной перевода Каспийской флотилии в Дагестан стала логистика, если по-простому, то удобство расположения. Тем более, расстояние по реке Волга от Астрахани до выхода в Каспийское море примерно 150 км, что является не очень удобным, особенно зимой. Также, бывший командующий Черноморским флотом Владимир Камоедов, отметил, что расположение флотилии в дагестанском Каспийске, а не в Астрахани является более удобным. По планам руководства ВМФ, полностью базу Каспийской флотилии планируется достроить к 2020 году, а в данный момент проводится перевод всех арсеналов хранения боеприпасов в современные комплексы.
По словам Комоедова, "Эта мысль давно, мне кажется, уже была рождена, и вот сейчас все осуществляется. И со стратегической точки зрения там, конечно, у нас все дружественные страны, это во-первых. А во-вторых, просто переводится командный пункт и пункт управления"
По состоянию на 18 января, в гавани проведены работы по углублению дна, возведена причальная стенка, обустроены площадки для обеспечения швартовки и обслуживания маломерных судов. Причальный фронт составляет более 160 погонных метров, а плавучие двух- и трехпонтонные причалы способны принять более 20 боевых кораблей и судов обеспечения Каспийской флотилии.
Ожидаем, что в ближайшее время появятся новые вести из Каспийска, о которых наш портал будет моментально сообщать.