Наши репортажи
Наши репортажи
Материалы корреспондентов портала

Капитан Фестиваля ледоколов (фоторепортаж)

Самый узнаваемый и необычный петербургский ледокол "Капитан Сорокин" в следующем году отметит свой сорокалетний юбилей. 14 июля 1977 года на судне был поднят флаг СССР. За свою почетную жизнь ледокол успел поработать и в Арктике, и на Енисее, и на Балтике. Принимал участие в уникальных проводках, в том числе по трассам Северного морского пути.
Ледокол "Капитан Сорокин" – головной в серии из четырех судов одноименного проекта. Ледоколы (стр. № 411, 412, 429, 430) строились на финской верфи Wartsila в 1977 — 1981 годах – ныне Artech Helsinki Shipyard.
 
Ледокол "Капитан Сорокин" / Корабел.ру
Ледокол "Капитан Сорокин" / Корабел.ру
Ледокол "Капитан Сорокин" / Корабел.ру

Корпус ледокола разделен на 8 водонепроницаемых отсеков. Ледовый пояс толщиной 45 мм в носовой части позволяет судну преодолевать льды толщиной до 1,5 метров. Вместе с ледоколом "Ермак" "Капитан Сорокин" был оборудован специальной системой пневмообмыва для повышения ледопроходимости и предотвращения облипания корпуса снегом и разрушенным льдом.
 
Ледокол "Капитан Сорокин" / Корабел.ру

В носовой части судна были расположены два трюма и два крана для проведения погрузо-разгрузочных работ, а в кормовой – вертолетная площадка и ангар для хранения техники.
Ледокол "Капитан Сорокин" / Корабел.ру

Силовая установка судна состоит из шести двигателей Wartsila, мощностью 4140 л.с. каждый и шести генераторов, которые через три спаренных электродвигателя работают на три гребных винта. "Капитан Сорокин" при нынешней конфигурации корпуса способен идти со скоростью 18 узлов в чистой воде.
 В навигацию 1978 года ледокол "Капитан Сорокин" первый в истории ледокольного плавания судов по Северному морскому пути реализовал экспериментальную проводку из порта Мурманск в Дудинский порт судна "Павел Пономарев". Рейс начинал атомный ледокол "Сибирь", но из-за мелководья в устье Енисея он вынужден был остановиться. Завершал проводку уже "Капитан Сорокин". Тем самым было положено начало круглогодичной навигации судов в устьях арктических рек по трассам СМП.
Главные двигатели / Корабел.ру
В МО ледокола "Капитан Сорокин" / Корабел.ру
ЦПУ ледокола "Капитан Сорокин" / Корабел.ру

Несколько странная конфигурация корпуса ледокола "Капитан Сорокин" – это первое, на что обращаешь внимание.

В 80-90-х годах для улучшения ледовой ходкости по проекту фирмы "Masa-Yards" были изменены носовые части ледоколов "Мудьюг", "Капитан Сорокин" и "Капитан Николаев" ("Капитан Сорокин" проходил модернизацию на верфи компании "Thyssen-Nordseewerke" в 1990 году). Модернизированные ледоколы имеют широкую носовую часть с малым углом наклона форштевня и с бортовыми “римерами” для прорезания ледового покрова и отвода кусков льда с днища под кромку неразрушенного льда.
 
На мостике ледокола. Штурвал/ Корабел.ру

Носовая часть ледокола “Капитан Сорокин” оборудована дополнительными римерами, установленными около диаметральной плоскости.
 
Ледокол "Капитан Сорокин" / Корабел.ру

Говоря простым языком, с помощью выступов-ножей в носовой части судна ледокол буквально прорезает канал. Затем лед формой корпуса разгоняется в стороны, под ледовое поле. Благодаря этой схеме, ледокол шириной 26,5 м стал проделывать свободный ото льда 30,5-метровый канал.
 
Ледокол "Капитан Сорокин" / Техника молодежи
Ледокол "Капитан Сорокин". Изначальный вид / Корабел.ру
Рында. Ледокол "Капитан Сорокин" / Корабел.ру
 
Изначально с 1978 по 1997 г. ледокол "Капитан Сорокин" был в составе Мурманского морского пароходства. Металлические буквы с названием порта приписки "Мурманск" и сейчас видны на борту судна. В 1997 г. ледокол перешел в ведение Северо-Западного филиала ФГУП "Росморпорт" и перебазировался в порт Санкт-Петербург.
Ледокол "Капитан Сорокин" / Корабел.ру

Помимо изменения формы корпуса, на ледоколе неоднократно проводились модернизации. В 1999 году на судне заменили вспомогательные двигатели, в 2012 году на мостике обновилось радио-навигационное оборудование.
Михаил Яковлевич Сорокин.
Фотография из книги: Макс Зингер.
Сквозь льды в Сибирь: очерки Карской
экспедиции 1929 года / Polarpost


Ледокол носит имя советского капитана, участника четырех войн Михаила Яковлевича Сорокина. Будущий знаменитый капитан родился в селе Ахмат Саратовской области в 1879 году. Уже с малых лет работал на рыбацких шаландах, занимался промыслом на Волге и на Каспии. В 1904 в составе экипажа крейсера "Аврора" Михаил Сорокин сражался в Цусимском бою.

Закончив Бакинское мореходное училище с дипломом штурмана, Сорокин к началу Первой мировой войны командовал г/c "Азимут". Судно помимо промерных работ занималось тралением мин.

Весной 1918 года Сорокин на "Азимуте" участвовал в знаменитом "ледовом походе" кораблей Балтийского флота из Гельсингфорса в Кронштадт.

После окончания Гражданской войны Михаил Сорокин попадает на ледокольный флот. В 1922 году становится старшим помощником, а затем капитаном ледокола "Святогор" (ныне "Красин"). С конца 20-х до середины 30-х годов был одним из руководителей ледовых проводок судов по трассе Северного морского пути.

В 1934 году был назначен капитаном ледокола "Ермак", где проработал с перерывами до 1951 года, принимал участие в освобождении из ледового плена пароходов "Садко", "Г. Седов" и "Малыгин" в 1937 году. За арктическую навигацию 1938 года "Ермаку" было присуждено переходящее Красное знамя, а многие члены экипажа, в том числе и Сорокин, удостоились значка "Почетному полярнику".
 
Участники Карских операций 1929 г., на "Красине": М.И. Шевелёв, Э.П. Пуйше, Афанасьев, Н.И. Евгенов, Г.Я. Вангенгейм, М.Я. Сорокин. Фотографии из семейного архива Евгеновых / Музей Вечной Мерзлоты

Михаил Сорокин оставался капитаном "Ермака" и в течение всей Великой отечественной войны, когда ледокол был введен в состав Балтийского флота и выполнял боевые задания по обеспечению Ленинградского фронта. За боевые заслуги Сорокину был награжден орденами Ленина, Красного Знамени и Нахимова 2 степени.

По окончании войны "Ермак" под командованием Сорокина участвовал в спасательных операциях на Балтике.

После 1951 года Сорокина назначили капитаном ледокола "Сибиряков", где он проработал до 1953 года.
Умер Михаил Сорокин в 1955 году в Ленинграде, похоронен на Серафимовском кладбище.

Подготовил Владислав Букин

[Больше фото в галерее ниже]
"Helsinki Shipyard", Oy Хельсинки
+358(10)622-20
"Росморпорт, Северо-Западный бассейновый филиал", ФГУП Санкт-Петербург
+7(812)380-7007, +7(812)380-7085



Комментарии   5.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
-1+
#Кузнецов Дмитрий Вячеславович
05.05.2016, 05:21
Уберите технические ошибки в тексте. Выглядит безграмотно. "Корпус ледокола разделен на 8 переборок" . На фото со штурвалом какое-то странное название. Может я чего не понимаю.
-1+
#Кузнецов Дмитрий Вячеславович
05.05.2016, 05:25
"предотвращения облипания корпуса снегом и разрушенным льдом." Может лучше написать "предотвращения обледенения корпуса."
-0+
#Букин Владислав
05.05.2016, 08:57
По "переборке" согласен, поправил опечатку. По ПОУ не согласен. Для сведения, у ПОУ много функций. http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=18924
-0+
#Донской Алексей Владимирович
05.05.2016, 11:27
Ну тогда, как специалист, прокомментируйте фразу в тексте "... и шести генераторов, которые через три спаренных электродвигателя работают на три гребных винта". Что с чем спаривается и можно ли спариваться втроем? )))
-0+
#Кузнецов Дмитрий Вячеславович
09.05.2016, 08:35
Насколько я знаю сам процесс "облипания корпуса снегом и льдом" называется обледенением корпуса. Термин обледенение более "правильный" ИМХО...
Свежие новости
КМЗ разработал контроллер управления якорно-швартовными устройствами
09:29 , 23 Ноября 2024 / пресс-релизы
рекламаПодписка 2025