Самый узнаваемый и необычный петербургский ледокол "Капитан Сорокин" в следующем году отметит свой сорокалетний юбилей. 14 июля 1977 года на судне был поднят флаг СССР. За свою почетную жизнь ледокол успел поработать и в Арктике, и на Енисее, и на Балтике. Принимал участие в уникальных проводках, в том числе по трассам Северного морского пути.
Ледокол "Капитан Сорокин" – головной в серии из четырех судов одноименного проекта. Ледоколы (стр. № 411, 412, 429, 430) строились на финской верфи Wartsila в 1977 — 1981 годах – ныне Artech Helsinki Shipyard.
Корпус ледокола разделен на 8 водонепроницаемых отсеков. Ледовый пояс толщиной 45 мм в носовой части позволяет судну преодолевать льды толщиной до 1,5 метров. Вместе с ледоколом "Ермак" "Капитан Сорокин" был оборудован специальной системой пневмообмыва для повышения ледопроходимости и предотвращения облипания корпуса снегом и разрушенным льдом.
В носовой части судна были расположены два трюма и два крана для проведения погрузо-разгрузочных работ, а в кормовой – вертолетная площадка и ангар для хранения техники.
Силовая установка судна состоит из шести двигателей Wartsila, мощностью 4140 л.с. каждый и шести генераторов, которые через три спаренных электродвигателя работают на три гребных винта. "Капитан Сорокин" при нынешней конфигурации корпуса способен идти со скоростью 18 узлов в чистой воде.
Несколько странная конфигурация корпуса ледокола "Капитан Сорокин" – это первое, на что обращаешь внимание.
В 80-90-х годах для улучшения ледовой ходкости по проекту фирмы "Masa-Yards" были изменены носовые части ледоколов "Мудьюг", "Капитан Сорокин" и "Капитан Николаев" ("Капитан Сорокин" проходил модернизацию на верфи компании "Thyssen-Nordseewerke" в 1990 году). Модернизированные ледоколы имеют широкую носовую часть с малым углом наклона форштевня и с бортовыми “римерами” для прорезания ледового покрова и отвода кусков льда с днища под кромку неразрушенного льда.
Носовая часть ледокола “Капитан Сорокин” оборудована дополнительными римерами, установленными около диаметральной плоскости.
Говоря простым языком, с помощью выступов-ножей в носовой части судна ледокол буквально прорезает канал. Затем лед формой корпуса разгоняется в стороны, под ледовое поле. Благодаря этой схеме, ледокол шириной 26,5 м стал проделывать свободный ото льда 30,5-метровый канал.
Помимо изменения формы корпуса, на ледоколе неоднократно проводились модернизации. В 1999 году на судне заменили вспомогательные двигатели, в 2012 году на мостике обновилось радио-навигационное оборудование.
Ледокол носит имя советского капитана, участника четырех войн Михаила Яковлевича Сорокина. Будущий знаменитый капитан родился в селе Ахмат Саратовской области в 1879 году. Уже с малых лет работал на рыбацких шаландах, занимался промыслом на Волге и на Каспии. В 1904 в составе экипажа крейсера "Аврора" Михаил Сорокин сражался в Цусимском бою.
Закончив Бакинское мореходное училище с дипломом штурмана, Сорокин к началу Первой мировой войны командовал г/c "Азимут". Судно помимо промерных работ занималось тралением мин.
Весной 1918 года Сорокин на "Азимуте" участвовал в знаменитом "ледовом походе" кораблей Балтийского флота из Гельсингфорса в Кронштадт.
После окончания Гражданской войны Михаил Сорокин попадает на ледокольный флот. В 1922 году становится старшим помощником, а затем капитаном ледокола "Святогор" (ныне "Красин"). С конца 20-х до середины 30-х годов был одним из руководителей ледовых проводок судов по трассе Северного морского пути.
В 1934 году был назначен капитаном ледокола "Ермак", где проработал с перерывами до 1951 года, принимал участие в освобождении из ледового плена пароходов "Садко", "Г. Седов" и "Малыгин" в 1937 году. За арктическую навигацию 1938 года "Ермаку" было присуждено переходящее Красное знамя, а многие члены экипажа, в том числе и Сорокин, удостоились значка "Почетному полярнику".
Михаил Сорокин оставался капитаном "Ермака" и в течение всей Великой отечественной войны, когда ледокол был введен в состав Балтийского флота и выполнял боевые задания по обеспечению Ленинградского фронта. За боевые заслуги Сорокину был награжден орденами Ленина, Красного Знамени и Нахимова 2 степени.
По окончании войны "Ермак" под командованием Сорокина участвовал в спасательных операциях на Балтике.
После 1951 года Сорокина назначили капитаном ледокола "Сибиряков", где он проработал до 1953 года.
Умер Михаил Сорокин в 1955 году в Ленинграде, похоронен на Серафимовском кладбище.
|
|
|
Корпус ледокола разделен на 8 водонепроницаемых отсеков. Ледовый пояс толщиной 45 мм в носовой части позволяет судну преодолевать льды толщиной до 1,5 метров. Вместе с ледоколом "Ермак" "Капитан Сорокин" был оборудован специальной системой пневмообмыва для повышения ледопроходимости и предотвращения облипания корпуса снегом и разрушенным льдом.
Ледокол "Капитан Сорокин" / Корабел.ру |
В носовой части судна были расположены два трюма и два крана для проведения погрузо-разгрузочных работ, а в кормовой – вертолетная площадка и ангар для хранения техники.
Ледокол "Капитан Сорокин" / Корабел.ру |
Силовая установка судна состоит из шести двигателей Wartsila, мощностью 4140 л.с. каждый и шести генераторов, которые через три спаренных электродвигателя работают на три гребных винта. "Капитан Сорокин" при нынешней конфигурации корпуса способен идти со скоростью 18 узлов в чистой воде.
В навигацию 1978 года ледокол "Капитан Сорокин" первый в истории ледокольного плавания судов по Северному морскому пути реализовал экспериментальную проводку из порта Мурманск в Дудинский порт судна "Павел Пономарев". Рейс начинал атомный ледокол "Сибирь", но из-за мелководья в устье Енисея он вынужден был остановиться. Завершал проводку уже "Капитан Сорокин". Тем самым было положено начало круглогодичной навигации судов в устьях арктических рек по трассам СМП.
|
|
|
Несколько странная конфигурация корпуса ледокола "Капитан Сорокин" – это первое, на что обращаешь внимание.
В 80-90-х годах для улучшения ледовой ходкости по проекту фирмы "Masa-Yards" были изменены носовые части ледоколов "Мудьюг", "Капитан Сорокин" и "Капитан Николаев" ("Капитан Сорокин" проходил модернизацию на верфи компании "Thyssen-Nordseewerke" в 1990 году). Модернизированные ледоколы имеют широкую носовую часть с малым углом наклона форштевня и с бортовыми “римерами” для прорезания ледового покрова и отвода кусков льда с днища под кромку неразрушенного льда.
На мостике ледокола. Штурвал/ Корабел.ру |
Носовая часть ледокола “Капитан Сорокин” оборудована дополнительными римерами, установленными около диаметральной плоскости.
Ледокол "Капитан Сорокин" / Корабел.ру |
Говоря простым языком, с помощью выступов-ножей в носовой части судна ледокол буквально прорезает канал. Затем лед формой корпуса разгоняется в стороны, под ледовое поле. Благодаря этой схеме, ледокол шириной 26,5 м стал проделывать свободный ото льда 30,5-метровый канал.
|
|
|
Изначально с 1978 по 1997 г. ледокол "Капитан Сорокин" был в составе Мурманского морского пароходства. Металлические буквы с названием порта приписки "Мурманск" и сейчас видны на борту судна. В 1997 г. ледокол перешел в ведение Северо-Западного филиала ФГУП "Росморпорт" и перебазировался в порт Санкт-Петербург.
Ледокол "Капитан Сорокин" / Корабел.ру |
Помимо изменения формы корпуса, на ледоколе неоднократно проводились модернизации. В 1999 году на судне заменили вспомогательные двигатели, в 2012 году на мостике обновилось радио-навигационное оборудование.
Михаил Яковлевич Сорокин. Фотография из книги: Макс Зингер. Сквозь льды в Сибирь: очерки Карской экспедиции 1929 года / Polarpost |
Ледокол носит имя советского капитана, участника четырех войн Михаила Яковлевича Сорокина. Будущий знаменитый капитан родился в селе Ахмат Саратовской области в 1879 году. Уже с малых лет работал на рыбацких шаландах, занимался промыслом на Волге и на Каспии. В 1904 в составе экипажа крейсера "Аврора" Михаил Сорокин сражался в Цусимском бою.
Закончив Бакинское мореходное училище с дипломом штурмана, Сорокин к началу Первой мировой войны командовал г/c "Азимут". Судно помимо промерных работ занималось тралением мин.
Весной 1918 года Сорокин на "Азимуте" участвовал в знаменитом "ледовом походе" кораблей Балтийского флота из Гельсингфорса в Кронштадт.
После окончания Гражданской войны Михаил Сорокин попадает на ледокольный флот. В 1922 году становится старшим помощником, а затем капитаном ледокола "Святогор" (ныне "Красин"). С конца 20-х до середины 30-х годов был одним из руководителей ледовых проводок судов по трассе Северного морского пути.
В 1934 году был назначен капитаном ледокола "Ермак", где проработал с перерывами до 1951 года, принимал участие в освобождении из ледового плена пароходов "Садко", "Г. Седов" и "Малыгин" в 1937 году. За арктическую навигацию 1938 года "Ермаку" было присуждено переходящее Красное знамя, а многие члены экипажа, в том числе и Сорокин, удостоились значка "Почетному полярнику".
Участники Карских операций 1929 г., на "Красине": М.И. Шевелёв, Э.П. Пуйше, Афанасьев, Н.И. Евгенов, Г.Я. Вангенгейм, М.Я. Сорокин. Фотографии из семейного архива Евгеновых / Музей Вечной Мерзлоты |
Михаил Сорокин оставался капитаном "Ермака" и в течение всей Великой отечественной войны, когда ледокол был введен в состав Балтийского флота и выполнял боевые задания по обеспечению Ленинградского фронта. За боевые заслуги Сорокину был награжден орденами Ленина, Красного Знамени и Нахимова 2 степени.
По окончании войны "Ермак" под командованием Сорокина участвовал в спасательных операциях на Балтике.
После 1951 года Сорокина назначили капитаном ледокола "Сибиряков", где он проработал до 1953 года.
Умер Михаил Сорокин в 1955 году в Ленинграде, похоронен на Серафимовском кладбище.