Это необходимо как для поддержания полноценного транспортного сообщения региона с основной территорией России, так и для обслуживания российских экспортно-импортных перевозок и транзитных грузопотоков других государств (прежде всего не имеющих выходов к морю).
Калининградский морской торговый порт
Порт имеет выгодное расположение. Расстояние до столиц близлежащих государств — Вильнюса, Риги, Минска, Варшавы, Берлина, Копенгагена и Стокгольма составляет от 400 до 650 километров, а до крупнейших иностранных портов на Балтике — от 400 до 700 километров.
Терминалы порта расположены практически на всём протяжении Калининградского морского канала, который соединяет внутренний порт с открытым морем. Порт состоит из Калининградского, Светловского, Балтийского грузовых районов и удалённого морского терминала в городе Пионерский. Грузовые районы порта Калининград соединены с Балтийским морем Калининградским морским каналом длиной 43 километра.
На 15-ти километрах причальных линий порта предлагают свои услуги по перевалке различных грузов более 15 стивидорных компаний, проектные возможности которых позволяют перегружать до 40 миллионов тонн грузов год.
Объемы переработки грузов в порту Калининград возросли с 5,8 миллиона тонн в 2001 году до 14 миллионов тонн в 2013 году.
Порт Калининград связан контейнерными линиями с Санкт-Петербургом, портами Голландии, Англии, Германии, Бельгии, Финляндии, Дании и стран Балтии; паромными линиями — с Санкт-Петербургом, Усть-Лугой и Засницом (Германия). В Калининграде открыты офисы контейнерных операторов, таких как Maersk, MSC, CMACGM, паромного оператора DFDSLISCO.
В порт заходят круизные суда с туристами (до 10 судозаходов в год).
Но, находясь в равных стартовых условиях, порты сопредельных государств за последние 10 лет подготовились к новой конъюнктуре рынка, обеспечив, в том числе, значительную часть перевалки транзитных российских экспортно-импортных грузов.
Существующая инфраструктура морского порта Калининград не позволяет заходить судам океанского класса. Ограничение глубин влияет и на перевалку грузов. В основном портовые мощности ориентированы на мелкопартионные контракты. В это же время соседние порты Гданьск и Клайпеда подготовили свою инфраструктуру, обеспечив заход океанских судов с контейнерными грузами с максимально разрешенной осадкой для плавания по Балтийскому морю.
С целью повышения конкурентоспособности порта Калининград, привлечения грузопотоков продолжается модернизация инфраструктуры объектов водной инфраструктуры.
ОАО "Калининградский морской торговый порт" за счет собственных средств реализован проект реконструкции контейнерного терминала: построены причалы, склад комплектации контейнеров, подъездные железнодорожные пути, приобретены специализированные контейнерные погрузчики, большегрузные портальные краны.
В 2004 — 2007 годах ФГУП "Росморпорт" совместно с ООО "Лукойл-Калининградморнефть" и ЗАО "Содружество — Соя" произведена модернизация Калининградского морского канала (КМК) и средств навигационной обстановки на условиях государственно-частного партнерства. На протяжении 23 км была увеличена глубина канала до 10,5 м, ширина — до 80 м и радиус поворота его фарватера в районе г. Балтийска. Это позволило принимать суда длиной до 205 м, грузоподъемностью — до 30 тысяч тонн.
В 2008 году на морском канале построено два терминала: ООО "Союз- ТТМ" (растительные масла) и ЗАО "Балтнафта" (нефтепродукты).
В рамках Федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России" в целях обеспечения безопасности мореплавания за счет средств федерального бюджета в 2006-2009 годах проведена реконструкция входных молов Калининградского морского канала.
По поручению Президента Российской Федерации для обеспечения транспортной независимости Калининградской области и беспрепятственной связи региона с основной территорией России морским путем, минуя территории иностранных государств — Литвы и Белоруссии, Минтрансом России в 2002-2006 годах в бассейнах №3 и №4 г. Балтийска построен грузопассажирский автомобильно-железнодорожный паромный комплекс, эксплуатацию и содержание которого осуществляет "Росморпорт". Организовано паромное сообщение между г. Балтийском Калининградской области и г. Санкт-Петербургом, а впоследствии с г. Усть-Лугой.
Обеспечено безвизовое перемещение пассажиров, автомобильного и железнодорожного транспорта между эксклавом и основной территорией России.
В соответствии с проектом строительства паромного комплекса в Балтийске в 2009 году завершены реконструкция систем управления движением судов для обеспечения безопасности мореплавания, а также строительство морского пункта пропуска через государственную границу России в 3-м и 4-м бассейнах г. Балтийска. С начала эксплуатации железнодорожного паромного комплекса в Балтийске — с 2007 года на терминале было обработано свыше 5 млн. тонн грузов.
В настоящее время ООО "Балтийская стивидорная компания" за счет собственных средств реализуется проект развития контейнерного терминала в г. Балтийске, планируемой годовой мощностью — 400 тысяч контейнеров в год.
В конце 2013 года реализован проект строительства второй очереди портового производственного комплекса "Содружество Соя". Общая пропускная способность комплекса составляет 5 млн. тонн насыпных и наливных грузов.
В непосредственной близости от Калининградского морского канала ООО "БалтТехПром" реализует крупный проект по строительству заводов по производству битума и пластмасс. В целях снабжения производства сырьем и вывоза готовой продукции компания планирует строительство морского контейнерного терминала с возможностью оказания стивидорных услуг сторонним организациям. Проект находится в стадии разработки.
Совместная работа Правительства Российской Федерации, Правительства Калининградской области, Минтранса России, Росморречфлота, ФГУП "Росморпорт" и коммерческих структур позволила к 2014 году:
Проект развития калининградского порта / Министерство развития инфраструктуры Калининградской области |
Внутренние водные пути
Главная особенность ВВП Калининградской области, являющихся частью общей сети речных транспортных магистралей стран южной Балтики, заключается в отсутствии их прямого выхода на основную территорию России при наличии географически ничем не ограниченного выхода на судоходные реки Литвы, Польши и далее всей Европы.
При этом, основной водный путь области "Калининградский залив — Калининград — реки Преголя, Дейма — Куршский залив" входит в состав европейского маршрута Е-70, а река Неман — в Е-41 (Европейское соглашение о важнейших внутренних водных путях международного значения от 19.01.1996 г.).
Сеть внутренних водных путей, проходящих по территории Калининградской области, хорошо развита, имеет плотность почти в десять раз выше, чем в среднем по России. Практически все крупные населенные пункты области находятся на водных путях — Калининград, Гвардейск, Черняховск, Советск, Полесск, Светлый, Балтийск.
Судоходство по внутренним водным путям региона малоинтенсивное. Основными причинами являются многолетнее недофинансирование из федерального бюджета на текущее содержание и капитальный ремонт внутренних водных путей региона и, как результат, постепенное снижение проходных габаритов путей. С учетом изложенного, а также отсутствия в регионе соответствующего флота, перевозки пассажиров, а также грузов по рекам не осуществляются.
Правительством РФ приняты меры по открытию внутренних водных путей Калининградской области для развития международного судоходства:
В 2007 году подписано Соглашение между Правительством России и Литовской Республики о судоходстве в Куршском заливе и по внутренним водным путям Калининградской области Российской Федерации и Литовской Республики.
В 2011 году внесены изменения в Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации, которые позволяют осуществлять плавание по внутренним водным путям Российской Федерации спортивным и прогулочным судам под иностранным флагом, с общей вместимостью до 18 человек.
В целях обеспечения устойчивого транспортного сообщения по внутренним водным путям Калининградской области и беспрепятственного прохода судов из российской части акватории Куршского залива в реку Неман и обратно, минуя территориальные воды Литовской Республики в рамках ФЦП "Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)" реализован проект "Расширение судоходной трассы на р. Скирвит и Камышовой отмели в Куршском заливе".
По инициативе Правительства Калининградской области мероприятие по проведению капитальных дноуглубительных работ на внутренних водных путях Калининградской области с доведением до гарантированных глубин — 1,6 м (I этап) включено в Федеральную целевую программу развития Калининградской области.
Необходимость интенсивного использования водного транспорта в области при общей перегруженности автомобильных дорог очень высока. Заманчиво звучит и перспектива использования водного туристического транспорта в программах развития особой экономической зоны туристско- рекреационного типа в Калининградской области с учетом принятых Правительством Российской Федерации решений по открытию внутренних водных путей Российской Федерации, в том числе Калининградской области для развития международного судоходства.
В целях развития и обеспечения безопасности судоходства по ВВП Калининградской области требуется увеличить гарантированные габариты судовых ходов на реках Преголя, Дейма, Матросовка, Неман и Полесском и Приморском каналах до глубины 160 см, для чего провести дноуглубительные работы.
Морское круизное сообщение
Калининградская область, расположена на пути основных международных морских туристических маршрутов. Основным препятствием для развития круизного сектора туристического рынка является отсутствие или неразвитость соответствующей портовой инфраструктуры.
В сентябре 2013 года Губернатором Калининградской области Н.Н. Цукановым направлено обращение Президенту РФ В.В. Путину с просьбой оказания содействия в ускорении реализации на территории Калининградской области проекта "Строительство международного морского пассажирского терминала с яхтенной мариной в г. Пионерский". Президент поддержал предложение.
В целях создания международного морского пассажирского терминала для приема круизных и грузопассажирских судов в г. Пионерском Минтрансом России проведена работа по актуализации основных решений "Обоснования инвестиций в проект "Строительство глубоководного порта в г. Балтийск, Калининградская область. Объекты федеральной собственности".
По результатам предпроектной работы над обоснование инвестиций в проект "Строительство глубоководного порта в городе Балтийск" сделан вывод о целесообразности строительства в два этапа:
Первый этап — строительство международного пассажирского терминала с яхтенной мариной в г. Пионерский. Строительство причалов для приема круизных и паромных судов с общей пропускной способностью до 1 млн человек в год.
Второй этап — строительство глубоководного грузового порта в составе: контейнерного терминала, терминала наливных грузов, терминала накатных грузов, терминала генеральных грузов.
3 июня этого года в Министерстве транспорта Российской Федерации состоялось совещание по вопросу строительства глубоководного порта. На нём ФГУП "Росморпорт" поручено приступить к проектированию терминала для приема круизных и грузопассажирских судов в городе Пионерском в 2014 году.
По мнению Губернатора Калининградской области Николая Цуканова, строительство глубоководного портового комплекса на незамерзающей Балтике, имеет стратегическое значение, как для Калининградской области, так и для всей России. Строительство грузовых и пассажирских терминалов обеспечит его инвестиционную окупаемость и возможность участия в проекте основных стивидорных компаний порта Калининград.
Судостроение и судоремонт
Отрасль судостроения и судоремонта в Калининградской области представлена более чем 10 организациями и вносит значительный вклад в развитие экономики региона.
Жизнеспособность отрасли и развитие гражданского судостроения в Калининградской области на текущий момент, главным образом, связаны и зависят от деятельности ОАО "Прибалтийский судостроительный завод "Янтарь".
За годы деятельности на заводе было построено более 490 гражданских судов различного водоизмещения, выполняются заказы для иностранных компаний. Иностранными заказчиками ОАО "ПСЗ "Янтарь" по судостроению являются, главным образом, компании Германии, Голландии и Норвегии.
ОАО "ПСЗ "Янтарь" располагает полным комплексом оборудования для очистки, нанесения гальванопокрытий, порезки и гибки стали; проектным подразделением, осуществляющим разработку высококачественной проектной и рабоче-конструкторской документации. Производственные мощности завода позволяют выполнять заказы по строительству военных кораблей, гражданских и научных судов с необходимым качеством и в установленные сроки.
В целях повышения конкурентоспособности судостроительного производства предприятие с 2011 года реализует проект модернизации производства (разработан ОАО "Центр технологии судостроения и судоремонта", г. Санкт-Петербург при участии немецкой компании "IMG", г. Росток, Германия), по завершении которого прогнозируется сокращение сроков строительства судов в 2 раза. В целях государственной поддержки предприятие включено в Федеральную целевую программу "Развитие предприятий оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2011-2020 годы".
В настоящее время в ОАО "ПСЗ "Янтарь" осуществляется подготовка производства для строительства гражданских судов рыбодобывающего флота.
Проблемы региона
Особое от остальных субъектов Российской Федерации геополитическое положение Калининградской области, окруженной территориями иностранных государств (Польши и Литвы), изначально ставит калининградских предпринимателей в неравное положение с предпринимателями, осуществляющими свою деятельность на остальной территории России и стран, входящих в Таможенный союз.
Негативное влияние на развитие промышленности региона, в том числе водного транспорта, оказывают такие внешние и внутренние факторы, как нестабильность действующего законодательства, определяющего условия ведения хозяйственной деятельности в нашей области; длительность и затратность таможенных процедур при ввозе/вывозе грузов в/из и через регион; более высокие, чем в других регионах России тарифы на услуги перевозки грузов железнодорожным транспортом.
Наряду с образованием Европейского Союза, созданием Таможенного Союза в 2010 году, вступлением России в ВТО в 2012 году, Калининградская область оказалась заложником не гармонизированного права РФ, ЕС, ТС, ВТО, Беларуси и Литвы.
Сложившаяся ситуация прямо влияет на высокие издержки транспортно-логистического бизнеса Калининградской области, значительно увеличивает потери времени на оформление грузов и их контроль при пересечении нескольких границ, делает транспортный бизнес не конкурентоспособным.
Для развития портов, как основы процветания области необходимо сделать многое. По мнению Министерства развития инфраструктуры начать нужно с гармонизации транспортного права, погранично-таможенных процедур всех заинтересованных сторон в контексте действия норм ВТО, ТС с целью выравнивания условий для ведения транспортного бизнеса в Калининградской области. Здесь на первый план выходит упрощение и отказ от излишних таможенных, ветеринарных и фитосанитарных процедур, повышение уровня операционного взаимодействия контрольных органов как на национальном уровне, так и на международном. Особенная область готова взять на себя многие вопросы на местах, а вот законодательство стоит править выше.
Благодарим за помощь в подготовке материала пресс-секретаря Министерства развития инфраструктуры Калининградской области Ирину Телегину.
Подписка Корабел.ру экономит ваше время Подпишитесь на ежедневную рассылку новостей и будьте в курсе всего самого важного и интересного! |