Сегодня отправляемся в Калининград на ПСЗ "Янтарь", где для России строится ряд значимых для ОПК и экономики страны кораблей и судов. Вопросы будем задавать непосредственно генеральному директору предприятия Илье Самарину.
ПСЗ "Янтарь" / Фото: Корабел.ру |
Немного о биографии руководителя ПСЗ "Янтарь". Илья Сергеевич Самарин – потомственный корабел. Ещё его отец учился в Высшем военно-морском инженерном училище им. Ф.Э. Дзержинского, а после по стопам отца пошел и сын. Впоследствии Илья Самарин окончил Военно-морскую академию, Финансовую академию при правительстве РФ и Российскую академию государственной службы при президенте РФ. Есть в истории генерального директора ПСЗ "Янтарь" и такой значимый момент, как служба в ВМФ России. При этом служба проходила не где-то, а на Северном флоте.
Генеральный директор ПСЗ "Янтарь" Илья Самарин и Виктория Корабеловна / Фото: Корабел.ру |
Кстати, в этом году предприятие было отмечено грамотой Президента РФ за добросовестную работу.
– Предлагаем начать интервью с самых первых шагов в освоении кораблестроения – обучении. У вас достаточно интересная и богатая профессиональная биография. Прослеживается преемственность от отца к сыну. Встречались ли педагоги, которые вам по-настоящему запомнились?
– Конечно. Были преподаватели, учившие ещё моего отца. Например, Николай Петрович Муру – очень серьезный педагог, который и давал знания, и требовал их. Учил он не только моего отца, но и брата и сделал из нас отличных инженеров-кораблестроителей.
– Пятерки одни получали или были и другие оценки?
– Я получал знания, которые пригодились в профессии. И делал это с удовольствием. Но еще хочу написать диссертацию, так как до этого как-то не складывалось.
– Что было после обучения?
– Служба. Тогда можно было и в училище остаться, а можно было пойти на флот. Я предпочел второе и около пяти лет своей жизни посвятил Северному флоту и практическому познанию военно-морского флота. И я этим очень горжусь, потому что жизнь позволила мне коснуться не только моря, но проверить себя в другой, серьезной работе, которая на тот период мне по-настоящему нравилась.
– Интересно, на ПСЗ "Янтарь" захаживали на ремонт корабли, на которых вы служили?
– Те корабли, на которых я служил, слишком большие для "Янтаря". А, вообще, мы обеспечиваем жизненный цикл выпущенных кораблей, как и положено. Сервис, ремонт – все выполняем вне зависимости от того, где корабль находится.
– Что было после службы?
– Дополнил свои знания рядом учебных заведений, о которых вы знаете из моей биографии, что дало мне возможность после флота начать трудиться в гражданской сфере.
– Перейдем непосредственно к ПСЗ "Янтарь". Как начинается ваш обычный рабочий день?
– С 7:00 утра! Обычно я на рабочем месте и на свежую голову занимаюсь документами. Скажу, что мне нравится коллектив завода, и я благодарен ОСК за проявленное ко мне доверие.
– Что дает ПСЗ "Янтарь" быть частью ОСК?
– ОСК – это локомотив, который движет вперёд предприятие и позволяет отстаивать позиции завода на Федеральном уровне. Кроме того, работа с Министерством Обороны РФ зависит только от ОСК.
– А есть ли конкуренция за заказы между заводами, входящими в ОСК?
– Она обязательно должна быть.
– Сколько сегодня заказов на заводе?
– Восемь кораблей. А вообще, строительство ведется по схеме: два корабля должны быть всегда на первичной обработке металла, два – на стапеле, два на достройке, два – завершать швартовые испытания и уходить в море. Но на сегодняшний день мы видим возможность завода взять чуть больше заказов. Это понимает и ОСК, и губернатор региона. У предприятия должна быть хотя бы пятилетняя загрузка, а коллектив должен быть уверен в завтрашнем дне.
Рассчитываем в ближайшее время подписать контракт на серию кораблей.
Научно-исследовательское судно "Евгений Горигледжан" / Фото: "Янтарь", ПСЗ |
– Поговорим подробнее о проектах, которые реализуются на ПСЗ "Янтарь". "Евгений Горигледжан" уже прошел ходовые испытания?
– Он прошел практически 80% ходовых испытаний. Есть технические моменты по пропульсии, которые мы решим в ближайшее время и отправим судно на дальнейшие испытания.
Закладка судна "Добрыня" / Фото: ПСЗ "Янтарь" |
– Расскажите про свою цифровую платформу, при помощи которой вы создали судно "Добрыня".
– Платформа появилась, как желание создать для региона и частных компаний удобный инструмент для проектирования маломерных судов. Чтобы можно было просто прийти, запросить судно с определенными параметрами длиной от 10 до 25 м., а программа бы выдала типовой проект вместе с РКД.
– Цифровая платформа рекомендует при этом определенную верфь, где лучше всего можно было бы построить судно?
– Полученную документацию потом можно на любом заводе использовать. Кстати, недавно представили цифровую платформу нашему губернатору и предложили её использовать для строительства судов, нужных региону.
Презентация катамарана проекта "Добрыня" на выставке SLS Russia маломерное и малотоннажное судостроение / Фото: Корабел.ру |
– Что цифровая платформа может дать такому крупному предприятию, как ваше?
– На сегодня суть цифровой платформы в том, чтобы обкатать на ней пилотный проект, а после предлагать заказчику качественную услугу. А если конкретно по ПСЗ "Янтарь", то некогда завод выпускал огромное количество народных товаров. Речь идет о тех самых двухместных катамаранах с педалями, на которых практически все катались в СССР и России. Наша площадка позволяет выпускать огромное количество подобных катамаранов, а цифровая платформа станет базой для этого.
"ОСК – это локомотив, который движет вперёд предприятие и позволяет отстаивать позиции завода на Федеральном уровне", - Илья Самарин / Фото: Корабел.ру |
–15 июня ПСЗ "Янтарь" победил в конкурсе на строительство аварийно-спасательного ледокола. Что скажите об этом?
– Подтверждаю информацию. Сейчас мы находимся на стадии проектирования судна. Работа идет и очень интенсивно.
– Это будет единичный заказ?
– Да. Но в случае успешного проекта и создания рабочей документации, есть шанс получить типовое судно не только для Минтранса. "Певек" будет работать в Мурманске и заниматься спасением на воде.
Аварийно-спасательное судно проекта MPSV06, который будет строится на ПСЗ "Янтарь" для Морспасслужбы / Изображение: МИБ |
– Правильно ли мы понимаем, что за основу судна взят какой-то прототип?
– Прототип берется всегда. Но есть требования, которые изменились с течением времени. Поэтому изменения могут быть куда более значительными. Мы сейчас на стадии подбора основных элементов судна и механизмов, чтобы можно было уже приступить к РКД. Возможно, на выходе судно изменится в главных размерениях.
– Кстати, об оборудовании. У кого планируете закупать его?
– Практически все будет российского производства.
– Что об этом скажите? Особенно нам интересна ваша позиция по поводу импортозамещения.
– Это всех нас дисциплинирует. Я за российское производство: если сегодня не заниматься развитием своего, то в будущем есть все шансы оказаться в схожей ситуации. Мы искренне рады, что отечественное оборудование выходит из тени, и что ПСЗ "Янтарь" сможет построить по-настоящему российское судно.
– Есть производители оборудования непосредственно из Калининграда?
– Да. Но даже с учетом того, что у нас в Калининграде важным аспектом является судостроение и судоремонт, создан консорциум, на котором судостроители делятся опытом и задают вопросы. Вы как-то спрашивали меня про Севера́, делаем ли мы что-то для Камчатки? Так вот, ряд оборудования для краболовов делается в Калининградской области. Даже есть заводы, которые производят светотехническое оборудование. Так же мы стремимся, чтобы налоги оставались в регионе, чтобы деньги шли на дороги, улицы и благоустройство городов.
На производстве ПСЗ "Янтарь" / Фото: Корабел.ру |
– В связи расположением региона испытываете ли вы трудности с поставками?
– Были проблемы, но вопрос решается. Может, не так быстро, как хотелось бы, однако на сегодняшний день очень хорошо помогает водный транспорт. Паромы достаточно эффективно загружены. Более того, используются дополнительные суда, которые грузятся вертикальным способом. Из Ломоносова ходит 4 гражданских судна по перевозке груза в дополнение к действующим паромам. И это хорошее подспорье.
Недавно предложили губернатору строить ещё паромы. Тем более опыта предостаточно: в прошлом мы строили порядка 10 паромов для Сахалина, которые на сегодняшний день прекрасно себя показывают на востоке. Это позволит загрузить предприятие и обеспечить в будущем ту логистику, которая необходима для перевозки 100% грузов в другие регионы.
– И что ответил губернатор насчет строительства паромов?
– Пообещал проработать вопрос на своем уровне с Министерством и дать ответ.
– Чем губернатор еще помогает ПСЗ "Янтарь"?
– Решением многих социальных вопросов, которые у нас возникают. Раз в месяц я встречаюсь с Антоном Андреевичем, излагаю проблемы, которые коллективу необходимо решать, начиная от загрузки предприятия и заканчивая социальными вопросами.
– Сколько человек сейчас работает на заводе?
– На заводе трудится сейчас порядка 4300 человек. Если посчитать вместе с контрагентами, выйдет 4600 человек.
– Обычно на заводе бывает больше контрагентов…
– Когда они требуются – мы обращаемся к ним. На сегодняшний день хватает людей. И тут наша обособленность нам даже помогает. Люди сплотились вокруг завода.
– А как работаете с молодыми специалистами?
– Помогают с подготовкой два сильных вуза: Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта и Калининградский государственный технический университет. В совокупности они обеспечивают ПСЗ "Янтарь" полной палитрой специальностей, которые нужны нашему предприятию. Более того, ОСК назначает стипендию отличившимся студентам. Недавно по поручению Алексея Львовича Рахманова вручил 5 стипендиатам грамоты. Кстати, это именно будущие корабелы.
На ПСЗ "Янтарь" / Фото: Корабел.ру |
– Те, кто получает такую стипендию, потом идет работать на "Янтарь"?
– В первую очередь это способ привлечь молодых специалистов, а не обязаловка. Это практика, вовлечение в предприятие с последующим трудоустройством. Также есть целевые программы, по которым мы отправляем молодых ребят учиться в вузы по специальностям, нужным нам. В этом году порядка 29 человек – целевики.
– Вы их как-то отбираете или они сами к вам обращаются?
– Это те, кто хочет посвятить свое будущее судостроению. При этом учиться можно не только в Калининграде. ПСЗ "Янтарь" дает целевое направление в любой подходящий по квалификации вуз. А еще у нас есть лицензированный учебный центр на предприятии. Обучаем не только первичных специалистов и повышаем квалификацию, но и даем вторую профессию.
Накануне пообещал молодежи, что в учебном центре станет возможным сдавать на водительские права и права на вождение маломерных судов. Делать будем это бесплатно, только госпошлину останется оплатить.
Благодарность от Президента России за заслуги перед отечеством, ПСЗ "Янтарь" / Фото: ПСЗ "Янтарь" |
– Расскажите про школьные судостроительные классы.
– У нас недавно был руководитель школы № 39, и мы подписали соглашение на создание судостроительных классов, где детям со школьной скамьи будет преподаваться наше профильное направление. Аналогичное соглашение подписано с Калининградским морским лицеем. Это большой задел для привлечения юных школяров к судостроению. В будущем кто-то из них пойдет в техникумы и университеты, чтобы стать корабелом.
– В этом году "Янтарь" провел VII спартакиаду работников группы ОСК. Что это дает заводу?❗️
– Спартакиада помогает сплотить судостроительные заводы от Дальнего Востока до Калининграда. В прошлом году от Средне-невского судостроительного завода мы приняли штурвал – знак проведения спартакиады. В этом году передали его следующему предприятию, которое будет проводить спартакиаду в Санкт-Петербурге. В нашей спартакиаде приняли участие порядка 600 человек. Команда завода заняла первое место в общекомандном зачете.
– Собрать 600 человек на спартакиаду непросто и затратно. За чей счет организуется спартакиада?
– ОСК с этим помогает. Часть оплачивает завод, часть – спонсоры, активные банки, которые нам помогают.
– Получается, у заводчан есть способ попутешествовать?
– Да. Например, увидеть собственными глазами Санкт-Петербург, подышать воздухом Ленинградской области, а потом вновь трудиться до следующей спартакиады.
Спартакиада объединяет судостроителей, ПСЗ "Янтарь" / Фото: Корабел.ру |
– На ПСЗ "Янтарь" есть какой-то спорт, в котором ваши заводчане лучше всего?
– Футбол. У нас свой стадион на заводе. В будущем мы рассчитываем построить закрытую площадку, чтобы можно было заниматься зимой. Также сильные ребята по стрельбе из пневматических пистолетов.
– Заводчане в свободное от работы время готовятся и тренируются?
– Да. Ребята активные. И подход активный. Хотим создать команду, которая сможет участвовать не только во внутренних соревнованиях, но и на региональном уровне. Поэтому заводчане просят сделать им нормальный спортзал и нормальные волейбольные, баскетбольные и футбольные площадки. Думаю, помещений на заводе хватит, чтобы организовать это все.
Как раз недавно вопрос задавали губернатору о возможности строительства ФОКа с использованием непрофильной территории завода и привлечением областного фонда по строительству.
– Предлагаем перейти к другой теме. Какая средняя зарплата на заводе?
– Порядка 70 000 рублей.
– Для региона такой зарплаты достаточно, чтобы на все хватало?
– Наши зарплаты выше, чем в регионе. И позволяют тому, кто хочет трудиться, – трудиться. Не у всех, конечно, такая зарплата, но есть рабочие, получающие и до 100 000 рублей. Это те, кто действительно вкладывается и приносит ощутимую пользу предприятию.
– Обед у вас сколько стоит?
– Для начала отмечу, что у нас две столовые. Обед стоит от 120 до 170 рублей. Это недорого, но большинство все равно едят то, что им приготовили любимые женщины. В столовую ходит всего 30% заводчан. Кто-то домой на обед ездит. А молодежь предлагает организовать комнаты для приема пищи прямо в цехах, чтобы можно было на месте свою порцию разогреть, выпить кофе, и дальше на работу.
В 41 цехе уже попробовали это реализовать. Получилось неплохо. Но хочется во всех цехах в едином стиле такое сделать. И не только в цехах, но и там, где трудятся инженеры и конструкторы.
...а обед по расписанию / Фото: Корабел.ру |
– Как протекает взаимодействие с другими предприятиями в регионе?
– У нас создан кластер судостроения и судоремонта. И "Янтарь" занимает в нем основную позицию. Мы – стержень этого кластера.
– Что "Янтарю" дает наличие в регионе кластера судостроения и судоремонта?
– Объединение предприятий в регионе вокруг ПСЗ "Янтарь" в интересах судостроения и судоремонта, возможность прямого взаимодействия с руководством области. Также возможность показать, что ОСК важен наш регион.
– С вашим приходом ПСЗ "Янтарь" начал модернизировать внутреннюю инфраструктуру. Что вы уже успели изменить и какие планы на будущее?
– На сегодняшний день мы завершаем две целевые Федеральные программы по устройству достроечных набережных. В прошлом году сделали шестую. В марте 2023 году, думаю, закончим со строительством пятой.
Очень радует, что "Балткран" помогает нам: поставил 4 крана. Два на 10 и 20 тонн уже установлены, а два пока что ждут пятой достроечной набережной. И все это благодаря Федеральной программе.
– Что дадут заводу новые достроечные набережные?
– 1200 метров новой причальной стенки с современным крановым оборудованием, отсутствие проблем с энергетикой и полное обеспечение производственного цикла.
– Станочный парк планируете обновлять, цеха?
– Благодаря совместным действиям Минпромторга и руководства ОСК в этом году должны полностью завершить оснащение станочного парка. Крайний станок отторгован, ждем его прибытие и завершим программу. Это нам позволит и дальше обращаться в Минпромторг, просить дополнительные средства на обновление следующих заводских активов в интересах создания компактной судостроительной верфи. У нас уже есть предложения, которые мы направили в Минпромторг. Мы просим не только построить новый док, но и продлить ремонт 7 и 8 достроечных набережных. Построить новый корпусообрабатывающий цех непосредственно у стапеля. Чтобы не через весь завод везти готовые конструкции, а напрямую с ними работать. Все это минимизирует потери, ускорит выпуск судов.
Док, ПСЗ "Янтарь", фото сделано до 2020 года / Фото: Корабел.ру |
– Корпусообрабатывающий цех сразу будет с функцией цифровой верфи?
– Да, параллельно будет прорабатываться цифровой двойник.
– Вы сами займетесь разработкой цифровой верфи или вам будет помогать какое-то КБ?
– У нас уже были проработки с ЦТСС по конфигурации цехов и технических потоков, но в данном случае корпусообрабатывающий цех мы создаем сами под себя. Там понятный технологический процесс. Он у нас есть. Просто он немного устарел. И те потоки металла, которые через него идут, идут медленно. Нам хотелось бы увеличить столы, использовать лист 3x12 метров, чтобы уменьшить потери. Резать металл без последующей доработки кромок, поставить современное дробеструйное оборудование, и после этого уже использовать готовый металл с минимальными транспортными передвижениями.
Мы сейчас делаем проектную проработку, предлагаем ее Минпромторгу, если нам её утверждают, готовим пакет документов на получение субсидий либо финансирования за счет государства, проводим торги на проектирование и строительство.
– Расскажите подробнее о планах по доку.
– На сегодня у нас в эксплуатации док, спроектированный КБ "Алмаз". Мы рассчитываем на строительство аналогичного с привлечением той же организации, но при этом с более современным оборудованием. Речь идет об обновлении системы управления и балансировки. К тому же новый док позволит полноценно работать с судами и кораблями до 12 000 тонн. Сейчас из-за возраста стареющего дока мы ограничены 10 000 тонн.
В ближайшее время ждем подписания соответствующих документов. На выходе будет – цельный док из металла. Кстати, заводчане сами хотят, чтобы у нас появился новый док, так как нужно дозагрузить предприятие работой. По времени – на его строительство уйдет два – два с половиной года. Изначально была идея построить док по принципу распределенной верфи, но в связи со всеми событиями рассчитываем на то, что Правительство позволит нам построить док самостоятельно.
– Где именно будет установлен док?
– Рядом с действующим. Раньше там как раз два дока стояло. Нужно будет только провести дноуглубительные работы в доковой яме. Хочу добавить, что второй док даст возможность "Янтарю" быть более мобильным в плане судоремонтных и судостроительных работ.
– Готов ли ПСЗ "Янтарь" построить еще кому-то док?
– Если к нам обратятся – мы готовы!
– Есть ли какая-то ещё проблематика на ПСЗ "Янтарь", которую считаете важным озвучить?
– Всегда есть вещи, которые необходимо решать. Хотелось бы больше серийных кораблей, чтобы была возможность развивать предприятие не только из федеральных средств, но и из тех, что завод может заработать самостоятельно. Серийность помогла бы тут. Хотя мы, конечно, как вы видите, на месте не сидим. Хочу, чтобы у коллектива нашего предприятия всегда были заказы, а суда и корабли сдавались вовремя, с минимальными потерями.
На заводе ПСЗ "Янтарь" / Фото: Корабел.ру |
– Есть еще вопрос по поводу Международного военно-технического форума "Армия-2022". Были подписаны новые соглашения и договоры?
– В этом году на "Армии-2022" мы сделали упор на работу с банками. С Новикомбанком подписали соглашение, работали Промсвязьбанком по решению вопросов финансирования ряда будущих проектов и социальных вопросов.
В целом, мы всегда открыты изучению новых видов вооружения, инженерно-технических решений. Всегда интересно увидеть, что нового показывают коллеги. Впоследствии этот опыт можно использовать и на нашем предприятии.
– Замечаете ли вы, что работа на заводе становится престижнее?
– Когда человек востребован на работе, в коллективе – это уже престижно. А если ты в таком важном деле, как кораблестроение, это ещё и почетно. Я многим ребятам говорю, что они сами создают свою карьеру. И если человек старается, заинтересован в собственном росте, то он и дальше пойдет и всегда будет востребован.
– Каким вы видите ПСЗ "Янтарь" через 5 лет?
– Такой же дружный, слаженный коллектив, как и сейчас, который при этом ещё и реализовал ряд технических задумок, о которых я вам сегодня рассказывал. Это – цифровая верфь, новые причальные стенки, оборудование, новый корпусообрабатывающий цех. Серийные заказы, развитие маломерного судостроения.
Во время интервью не бывает неважных вопросов / Фото: Корабел.ру |
– Планируете ли вы остаться на ПСЗ "Янтарь" после того, как нынешний договор подойдет к концу?
– ОСК определит мое будущее. Но, конечно, как и у любого другого руководителя, у меня есть желание увидеть, как будут реализованы заложенные сегодня в завод идеи.