В последнее время у нас в стране работают только Федеральные Законы. Постановления правительства сплошь и рядом не выполняются. Да и даже Указы Президента очень часто просто ложатся на полку и постепенно покрываются пылью. Уже практически все поняли, что если хочешь получить деньги из бюджета, нужно найти тех, кто разработает проект ФЗ и потом других, кто пролоббирует его принятие в законодательных структурах.
Яркими примерами таких «технологических» ФЗ являются два проекта законов: проект закона «О Государственной автоматизированной информационной системе «ЭРА-ГЛОНАСС» и проект закона «О едином номере вызова экстренных оперативных служб 112». Откровенно говоря, не очень понимаю, зачем необходимо именно в российском законодательстве (???) такого уровня определять механизмы использования технологий спутниковой навигации или экстренных вызовов.
По собственному опыту знаю, как проходило внедрение ГМССБ в нашей стране – под постановление правительства Черномырдина. И результатов добились, на мой взгляд, очень хороших. Вот и здесь с логической точки зрения вполне было бы достаточно иметь на этот счет постановления правительства. Тем более, что современные технологии так быстро меняются, что завтра могут быть предложены совершенно другие механизмы.
И внести изменения в постановления правительства значительно проще, чем корректировать ФЗ. Однако нужны деньги из бюджета, а их уже дают практически только под реализацию ФЗ. Это очень печальная тенденция и пока она не изменится, нас ждут трудные времена с точки зрения быстрого внедрения в практику в первую очередь современных инфокоммуникационных технологий.
Точно также это касается и судостроительной отрасли. Например то, что близко мне: раньше все морское приборостроение разрабатывалось только в соответствии с решениями военно-промышленной комиссии. Результаты были, но, скажем мягко, удовлетворительные. Теперь эта планка поднята еще выше – до уровня ФЗ. Получите в новом Законе пункт о разработке, например, судового локатора, дадут деньги из бюджета и разработаете. Правда потом этот локатор будет не нужен российским судовладельцам, т.к. японцы за это время уже разработают и запустят в производство свою новую модель, которая функционально богаче, надежнее и дешевле чем наша, российская даже просто потому, что японцам не нужно делать много бюрократических согласований вне компании, а мы будем годами корректировать «механизмы», заложенные аж в федеральном законе. Грустно…
Сегодня, на мой взгляд, существует явный разрыв между разными уровнями государственной стратегии в сфере морского приборостроения. На одном уровне ставятся амбициозные задачи «догнать и перегнать», которые сводятся к тому, чтобы попытаться вдохнуть «вторую» жизнь в отечественную приборостроительную промышленность, а по целому ряду позиций создать ее фактически с нуля . На уровне ниже — на уровне «минпромторговских» целевых госпрограмм и текущих решений — прослеживается другая логика: использовать бюджетные деньги, чтобы «не умереть» и попытаться занять какие-то локальные ниши для «поддержания штанов» и быть на подхвате у мировых лидеров.
Это разные стратегии. Но сегодня такое время когда компромисс, тем более практически не обсуждаемый публично, значительно хуже той или иной стратегии.
В. В. Крестьянинов