"Метеор – 237" работает на туристическом маршруте Санкт-Петербург - Петергоф. Наработка за навигацию составляет порядка 1000 моточасов, зависит от погоды и количества людей, желающих посетить славный Петродворец. Ходят суда с утра до вечера, пока есть солнце, билет в один конец стоит 700 рублей. При работе на линии т/х совершает "выход на крыло" каждые 50 минут. Новый двигатель MAN был установлен на судне в 2010 году, до этого здесь работал двигатель типа М400 производства завода "Звезда". В России это был первый опыт замены легендарного в своё время двигателя на заграничного товарища.
С вопросами о разнице в эксплуатации двигателей типа М400 (изготовитель ОАО "Звезда") и MAN мы обратились к капитану судна "Метеор-237" Яковчуку Сергею Иосифовичу, который работает на СПК с 1989 года.
Почему было принято решение о замене двигателя?
На т/х "Метеор-237" главные двигатели типа М-400 в 2009 году выработали свой ресурс. Встал вопрос о покупке новых. На тот момент судно находилось в техническом менеджменте у технической дирекции Северо-Западного пароходства. При выборе новых главных двигателей рассматривались все возможные варианты и по соотношению цена – качество. Техническим директором Фоминым Игорем Николаевичем было принято решение попробовать установить двигатели MAN.
У двигателей производства ОАО "Звезда" существует ряд конструктивных недостатков которые не позволяют эксплуатировать агрегат без постоянных мелких поломок, кроме того очень низкое качество сборки и ремонта, особенно в последнее время. На моей практике было несколько двигателей с завода "Звезда" – и новые, и после капитального ремонта, - которые выходили из строя, отработав совсем небольшое время.
Что изменилось в работе судна после установки двигателя MAN, какие плюсы и минусы вы видите?
Судно стало значительно лучше управляться, уменьшились обороты на винт на малых ходах, за счёт чего значительно улучшилась манёвренность при отходе и подходе к причалу. Изменение системы газовыхлопа, который раньше был в "воду", а теперь выведен наверх, снизило вибрации на холостом ходу, двигатель стал работать ровнее, без "раскачки". Судно стало лучше вести себя при волнении, так как волной не перекрывается выхлопной тракт, и двигатель не теряет мощности из-за противодавления на выхлопе*.
Так как это был первый опыт установки двигателей MAN на т/х типа "Метеор", на нём установлены стальные рамы общим весом порядка трёх тонн (при последующих установках рамы изготавливались из алюминия). Выходит, порядка 30 человек я вожу с собой просто так, что влияет и на расход топлива, и на нагрузку двигателей при выходе на крыло. Считаю, что целесообразно в дальнейшем провести замену рам на более лёгкие.
На двигателях ОАО "Звезда" практически каждую навигацию, проходится менять какие либо навесные агрегаты (насосы, приводы и генераторы). Расход масла от двигателей MAN отличается – он на порядок ниже.
Как вы оцените ремонтопригодность нового двигателя?
Двигатели MAN находятся с технической стороны на более высоком уровне, чем двигатели ОАО "Звезда", поэтому обслуживать их "на "коленке" не получится, необходимо качественное сервисное сопровождение, которое на т/х "Метеор-237" выполняют представители компании "Морская Техника".
|
"Метеор - 237" / "Морская Техника", ГК |
Часто ли случаются ложные срабатывания тревоги в двигателе?
Поначалу это случалось достаточно часто – раз пять – шесть в год, теперь реже – в этом году электроника только два раза выдала "аларм".
Как часто необходимо выполнять ремонтные, сервисные работы?
Через 200 моточасов у нас небольшое техобслуживание (осмотр двигателя, проверка уровня масла и охлаждающей жидкости), через 400 – замена масла в двигателях и редукторах. Раз в два года проходят мотоочистку турбины, и моется интеркуллер.
Где бункеруетесь?
Топливо берём с танкеров, MAN "ест" то же, что и двигатели типа М-400. Когда мы работали на линии Кронштадт-Ломоносов, в 2011 году, нам несколько раз поставили такое топливо, что в пробнике это была жидкость чёрного цвета, однако MAN "съел" и это.
Как вы рассматриваете практику установки MAN на СПК в других регионах России?
Цена вопроса. Сейчас рынок диктует – представьте, вы покупаете двигатель "Звезда". Он абсолютно новый, везёте его в Сибирь, устанавливаете на судно – красота. Потом недели через две там что-то ломается, причём ломается так, что двигатель нужно с судна снимать. Приезжает представитель "Звезды" – говорит, что агрегат требует замены, и виноват в этом точно не завод. Что делать? Отдавать его почти за те же деньги на капитальный ремонт?
Как эксплуатационник, - MANом я более, чем доволен. Я уверен, что за 4 года сменил бы уже два М400. А так мы установили один раз двигатели MAN и без особых проблем их эксплуатируем.
*Заметим, что для дизелей "Звезда" модели М400, оснащённых нагнетателем, а не турбиной, вывод выхлопа наверх конструктивно невозможен. Модель М417А, разработанная специально для "Метеоров" имеет такую возможность.