В прошлом году в рыболовной отрасли России без преувеличения наступила новая эра. Реально заработал механизм инвестиционных квот, и рыбаки понемногу потянулись на отечественные верфи с заказами. Сначала это был небольшой ручеек, но к концу года он стал превращаться в полноводную реку.
Событие это может смело претендовать на звание исторического, потому что по большому счету в постсоветской истории российские верфи и российские рыбаки представляли собой две непересекающиеся вселенные. Одни выживали за счет гособоронзаказа, да танкеров с сухогрузами. Другие уверенно протоптали дорожку на какие угодно судостроительные заводы, кроме российских.
Рыбный промысел / Фото с сайта ВАРПЭ
Траулеров за последние десятилетия строилось немного, но и это немногое целиком перепадало европейским партнерам – новенькие суда сходили с хорватских, немецких, голландских стапелей. С проектами тоже все понятно – российский рыбопромышленный рынок мощно подгребли под себя норвежские КБ. Наши проектанты теперь дружно сетуют на то, что прошлогодний строительный бум в рыбной отрасли никак не отразился на востребованности их проектов, все по-прежнему идут к верфям с привычными норвежскими чертежами. Но это уже тема для совершенно отдельного разговора.
А здесь мы хотим поговорить вот о чем. По сути на наших глазах российские судостроители и владельцы траулеров впервые занимаются одним общим делом – строят новые суда. Каждой из двух названных сторон такой процесс взаимодействия в новинку. Поэтому интересно было обратиться к ним обеим с вопросом – как работается вместе?
Судостроительный завод "Пелла" / Корабел.ру
Сказано – сделано. Мы связались с представителями частных заказчиков-рыбаков и с верфями, побеседовали, узнали их впечатления и собрали в этом материале. Сразу оговоримся, что разговаривать о еще продолжающемся процессе, то есть о недостроенных судах, хотят очень немногие. Было немало отговорок в стиле – вот закончим строительство, тогда и спрашивайте. А кое-кто вообще от СМИ шарахается, как от чумы. Например, глава "Арктикрыбфлота", который строит на"Северной верфи" траулер, общаться с журналистами отказывается наотрез.
Начнем этот обзор с наших охотников за морскими ресурсами. Самыми разговорчивыми оказались мурманчане. Что ж, посмотрим, какого они мнения об отечественных верфях и особенностях работы с нашими корабелами.
Рыбофабрика и два регистра
На Ленинградском судостроительном заводе "Пелла" сейчас идет строительство четырех траулеров для мурманской рыбодобывающей компании "Мурмансельдь-2". Точнее, для нее и ее "дочек" – "Андромеды" и "Рыбколхоза "Заря". Все суда были заложены в 2017 году. Первая пара – 15 сентября, а вторая – уже ближе к Новому году, 20 декабря.
На "Пелле" заложили траулеры проекта 03095 / “Пелла”, ОАО
Траулеры относятся к проекту 03095 со следующими характеристиками:
длина наибольшая - около 70 м;
теоретическая ширина на миделе - около 13,5 м;
осадка расчетная - 6,6 м;
морозильный рыбный трюм - 1400 куб. м;
дедвейт - около 650 т;
скорость - около 14,5 узлов;
экипаж - 60 человек.
На борту предусмотрен двигатель Wartsila 9L32 мощностью 5220 кВт при 750 об./мин. А также рыбная фабрика с оборудованием для сортировки, обезглавливания, потрошения и филетирования рыбы, выпуска кормового фарша, ликвидных рыбных отходов, рыбной муки. Морозильное оборудование сможет обеспечить не менее 100 тонн мороженной продукции в сутки, а филетировочное — не менее 20 тонн готовой продукции в сутки.
20 декабря на ЛСЗ "Пелла" состоится закладка двух траулеров проекта 03095 / “Пелла”, ОАО
Как пояснил нам генеральный директор "Мурмансельди-2" Юрий Задворный, компания прекрасно знала, чего хочет. По этому проекту мурманчане уже строили себе суда на иностранных верфях.
– Крайний пароход в конце 2014 года нам построили хорваты, верфь "Ульяник", – рассказывает он. – Поэтому проект у нас уже был, мы его не выбирали с нуля. Просто, согласно правилам получения инвестиционных квот, немного изменились требования к этим судам. Например, в части наличия рыбомучной установки. Точнее, в законе прописана необходимость в принципе какой-нибудь установки по безотходному производству. Мы решили, что это может быть только рыбомучная. Поэтому пришлось увеличить размеры предыдущего судна, которое строили хорваты, на шесть метров. Получился 70-метровый траулер.
Перед тем, как началось собственно строительство, заказчик пригласил к себе специалистов верфи, показал им те суда, который уже имеются в распоряжении компании. После чего пояснил, что ожидает именно такого качества исполнения по всем параметрам. Представители верфи детально все изучили, даже засняли на видео. А дальше на "Пеллу" отправился главный инженер "Мурмансельди 2" — сейчас он уже более полугода находится на верфи. Все отслеживает, иногда вносит коррективы.
Судостроительный завод "Пелла" / Корабел.ру
В контракте сразу было обговорено, что рабоче-конструкторскую документацию разрабатывает именно российская верфь – все, как и предписано в законе о квотах. Определенные сложности с этим возникли, признает Задворный, но ничего нерешаемого не было – обычные рабочие моменты.
Наиболее серьезный момент – то, что судно, по требованию заказчика, должно было подпадать сразу под два регистра. Под отечественный РМРС и под Det Norske Veritas – это норвежское классификационное общество. Зачем такое требование – понятно. Рыбачить "Мурмансельдь-2" собирается в Баренцевом море, в том числе и в зоне ответственности Норвегии. Конечно, для верфи это повлекло дополнительные сложности, но они тоже успешно были преодолены, говорит будущий владелец траулеров.
Еще один потенциальный пункт для разногласий с верфью – выбор поставщиков. Не секрет, что и здесь у рыбаков крайне мало доверия российским производителям. Самое естественное для наших заказчиков из рыбной отрасли – закупить все у иностранцев. Потому что это проверенный метод, потому что там авторитет и опыт, потому что так проще в конце концов.
Однако у российского правительства на этот счет свои соображения. Программа инвестквот не статична, она подразумевает в будущем постепенное увеличение процента локализации судна. Забегая вперед, скажем, что на вопрос об отношении к этому требованию рыбаки отвечали сходным образом: сейчас укладываемся, в будущем – посмотрим.
Судостроительный завод "Пелла" / Корабел.ру
– Мы брали тех поставщиков, которые у нас были на предыдущих судах. Двигатели на всех моих траулерах – "Вяртсиля" разных модификаций. Фабрики разрабатывала норвежская компания Optimar. В требованиях по инвестквотам прописано, что российскими на начальном этапе должны быть РКД, сталь и корпус. При закладке киля, начиная с 2020 года, предусмотрена пропульсивная установка российского производства. Но мы под это не попадаем, потому что все четыре корпуса заложены в 2017 году. В принципе мы полностью укладываемся в локализацию, даже с запасом, – говорит Юрий Задворный.
Конкретное оборудование с конкретными данными
На той же "Пелле" сейчас строятся еще два траулера для мурманской группы компаний "ФЭСТ" по проекту 1701 хорватского КБ Navis Concept.
Суда будут иметь следующие технические параметры:
длина наибольшая - 61,04 м;
длина между перпендикулярами - 55,07 м;
ширина наибольшая - 14 м;
осадка расчетная - 5,9 м;
вместимость рыбного трюма - 1200 куб. м;
валовая вместимость - около 1650 т;
полное водоизмещение - 3130 т;
автономность по запасам топлива - не менее 30 суток;
автономность по запасам провизии - не менее 30 суток;
скорость расчетная - не менее 13,5 узлов;
экипаж - 38 человек.
Закладка траулеров проекта 1701 / “Пелла”, ОАО
Что касается оснащения, то предусмотрена рыбофабрика траулера с филетировочной линией, линией для обезглавливания, потрошения и замораживания трески, пикши, сайды, окуня, зубатки, палтуса, линией для выпуска ликвидных мороженых рыбных отходов и линией для обработки пелагических видов рыб.
Прежде чем разместить заказ именно на "Пелле", рыбаки из "ФЭСТа" изрядно помотались по российским верфям – встречались с руководством, обсуждали перспективы и требования. Самыми оперативными и открытыми для сотрудничества, по словам главного инженера ГК "ФЭСТ" Владислава Лисунова, оказались корабелы из Отрадного:
– Они очень быстро реагировали на наши обращения. И контракт мы очень быстро подписали, согласовали все изменения, которые в ходе подписания возникли. Все гладко прошло, без особых споров.
По рабоче-конструкторской документации тоже вопросов не возникло. Как пояснил заказчик, фирму вообще не интересовало, кто ей будет заниматься – главное, что за результат отвечает сама верфь. А сможет она это сделать собственными силами или привлечет какие-то сторонние организации – дело для рыбаков десятое.
Как и в случае с "Мурмансельдью-2", заказчик уже имел опыт работы с иностранными партнерами. Еще в девяностые годы "ФЭСТ" строил в Германии СРТМ типа "Иван Шаньков". А в 2013 году на верфи "Ульяник" в Хорватии для компании построили новое судно "Таурус". И, конечно, этот опыт учитывался в полной мере.
Судостроительный завод "Пелла" / Корабел.ру
– Мы знали, что будет стоять на судне. У нас была в контракте очень подробная техническая спецификация, полный список поставщиков оборудования. В этом главное отличие нашей компании от всех остальных, которые строят суда. У них нет ничего – хотелки. А у нас было прописано конкретное оборудование с конкретными тактико-техническими данными. Поэтому мы с верфью долго это не обсуждали, выбирать ничего не надо было. Им только надо было сделать качественный корпус и установить то оборудование, которое указано у нас в контрактной спецификации.
Правда, из дальнейших вопросов выяснилось, что совсем уж простой работа с верфью не была. Корабелы из "Пеллы", например, ни разу не сталкивались с таким оборудованием, которое запланировано к установке. Речь идет о рыбофабрике. Что это такое и как ее ставить – поначалу было некоторое недоумение. Однако рыбаки успокоили – когда дело дойдет до операции, проблем не возникнет. Представители "ФЭСТа" пообещали консультировать весь этот этап. Кроме того, на операцию по монтажу приедут сами изготовители фабрики.
Пока на "Пелле" строится только корпус, от заказчика на заводе присутствует лишь специалист-корпусник. Но вообще в компании весь процесс на контроле держит целая группа – тщательно изучает всю проектную документацию.
Как и в других аналогичных случаях, кое-какие коррективы пришлось вносить по требованию РМРС. К примеру, инспектор забраковал деревянную мебель на судне, вместо нее теперь будет мебель из ДСП. Об остальном, поясняет Владислав Лисутин, говорить еще рано.
Судостроительный завод "Пелла" / Корабел.ру
Что ж, с рыбаками мы побеседовали, теперь можно спросить верфи - как им-то самим сотрудничество с нашими рыцарями трала, "яруса" и "кошелька"? Ждите продолжения обзора на нашем портале в самое ближайшее время.
Каждый день только самые важные и интересные новости
Сетевое издание «КОРАБЕЛ.РУ» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Рег. номер: ЭЛ № ФС 77-76728 Учредитель: ООО «РА Корабел.ру» Знак инф. продукции: 16+