Новый вирус продолжает повсеместно вносить коррективы в сферы экономики. Логистике наравне с производством придется неизбежно подстраиваться под требования новой реальности, поскольку это как раз те сферы, которые невозможно полностью перевести на удаленный доступ. Вот только судоходство, помимо необходимости непосредственного контактирования служб в режиме оффлайн, это еще и постоянное перемещение по всему миру.
Глобальные ограничения по транспортировке, застои судов, задержки исполнения контрактов по поставкам - все это грозит сегодня мореплавателям. Однако, прикинув некоторые из последствий, можно попробовать спрогнозировать негативное влияние, и начать применять новые методы регулирования и взаимодействия.
Как именно отразился новый вирус на деятельности мореплавателе? Пять главных моментов читайте в анализе от компании GNS. Перевод любезно предоставила компания "Е-Дата".
От редакции
Наступила весна – как минимум в Северном полушарии, но мы вместо отдыха все сосредоточены на беспрецедентной угрозе человеческому здоровью, с которой мир столкнулся впервые в XXI веке.
Пандемия коронавируса COVID-19 окажет негативное воздействие почти на все страны и отрасли промышленности; протекание пандемии и ее последствия подвергнут настоящей проверке способность человечества к быстрому восстановлению. До сих пор не представляется очевидным, какое воздействие окажет коронавирус на морскую отрасль; битва за восстановление мировых цепочек поставок и торговли, а также за оказание необходимой помощи разным странам все еще в разгаре.
Мы не можем с точностью говорить о всех последствиях, о временных рамках и интенсивности кризиса, однако можем спрогнозировать некоторые изменения.
Очевидное изменение №1: пандемия ускорила внедрение дистанционных технологий и укоренила тренд, заключающийся в увеличении использования автоматизации. Вероятно, единственным преимуществом, которым воспользовался мир, является то, что это событие произошло в эпоху цифровой экономики. Никогда еще возможность установления соединения и достижения коммуникации не играла такой огромной роли. Таким образом, ценность технологий была доказана очень быстро.
Доказательством служит факт того, что в изолированном мире за последние месяцы резко увеличилось использование оборудования для дистанционной работы (например, удаленная техническая поддержка ключевых обновлений). Мы стали осознавать важность развития инфраструктуры "интернета вещей" (IoT) и столкнулись с бумом таких услуг, как телемедицина, которые дополняют вербальную коммуникацию и обмен данными.
Эти изменения неизбежно приведут к более широкому использованию автоматизации в будущем, но ни в коем случае не к ускорению автоматизации в судоходной отрасли. Мореплаватели доказали свою огромную важность для мировой экономики, и способы по замене последних на "беспилотные" суда недоступны.
Во-вторых, очень сложно предсказать, насколько глубоким и насколько длительным будет мировой экономический кризис, хотя застой в мировой торговле и отсутствие перспективы роста окажут влияние на все регионы.
Согласно самым оптимистичным прогнозам, наступит резкий, но краткосрочный спад экономической активности, за которым последует намного более быстрый процесс восстановления по сравнению с предыдущими мировыми кризисами. Этот прогноз, однако, сам по себе является рискованным. Главным риском здесь является то, что усилия по восстановлению национальных экономик приведут к новым вспышкам коронавируса и к продолжению экономического спада.
Эти процессы не только напрямую окажутся губительными для мировой экономики, но и повысят вероятность долгосрочной потери производительности, обусловленной безработицей и финансовым крахом. Согласно наихудшему сценарию, если меры по восстановлению экономической деятельности окажутся провальными, потенциальный эффект на экономические связи станет больше напоминать ситуацию, сложившуюся в 30-х гг. прошлого века, а не кризис нулевых.
В-третьих, очевидным негативным последствием экономической рецессии, с которым уже столкнулось большинство стран, является то, что доступ к капиталу может быть ограничен и его распределение может стать неравномерным. Вероятно, многим странам придется ввести режим строгой экономии, как это было после Мирового финансового кризиса (примечание: здесь, вероятно, имеются в виду 2007-2008 гг.), так как у них не будет иного выбора.
Краски сгущает факт того, что банки, уже ставшие участниками экологической инициативы под названием "Принципы Посейдона" (the Poseidon Principles) – к середине февраля сумма кредитования судоходной отрасли по всему миру составляла примерно 140 млрд. долларов, – до сих пор не разъяснили то, какое воздействие окажет пандемия на их кредитную политику. Можно догадаться о том, что данные банки ужесточат политику кредитования судоходных компаний (или даже прекратят предоставление кредитов), и это негативно скажется на инвестициях в достижение экологичности.
Согласно последнему отчету MSI, "Принципы Посейдона" сформулированы таким образом, что в действительности "предпочтение" отдается определенным судам и не всегда отвечает необходимости снижения выбросов CO2. В результате могут быть повышены финансовые затраты на обслуживание некоторых судов, стоимость которых снизится, при этом стоимость других судов может быть эффективно завышена.
Эти факторы ведут нас к четвертому предположению (или даже риску для морской отрасли): судоходная отрасль не может достичь прогресса в достижении экологических задач, поставленных ИМО и ЕС. Эта неспособность может быть проявлена по-разному; усиление существующего раскола между ЕС и ИМО, который может привести к следующему: у ЕС будет успех в продвижении дел, а деятельность ИМО будет осложнена из-за административной политики разных стран или нехватки финансирования; ИМО также может увидеть в посткризисной обстановке возможность отложить принятие экологических мер, которым данная организация противостоит.
Определение "развивающейся экономики", которое приводит ООН, включает вероятность открытого сопротивления, торгов и позерства; если националистическая политика будет превалировать над желанием сотрудничества во благо судоходной отрасли и всей планеты, может возникнуть двухуровневый подход.
Подобный пессимистичный прогноз можно оспорить – многое зависит от того, что будет с идеей мирового сотрудничества к концу карантина, и от восстановления привычных бизнес-отношений. Вероятно, предусмотренные на данный момент меры не будут соответствовать ситуации, которая будет разворачиваться после пандемии.
В-пятых – здесь будем более оптимистичными – кризис, вызванный пандемией коронавируса, определенно, продемонстрировал то, что, несмотря на важность цифровых технологий, связь между странами обеспечивается главным образом благодаря эффективности физического труда и физической инфраструктуры, объединенных в прочную сеть.
Доказательством культуры и качества функционирования судоходной отрасли, портов и логистики служит факт того, что логистические цепочки работали в полном объеме и без угрозы безопасности в течение нескольких недель пандемии. С одной стороны, данное высказывание может показаться опрометчивым; с другой стороны, в нем выражается благодарность мужчинам и женщинам, обеспечившим бесперебойную работу по всему миру в сложившихся чрезвычайных обстоятельствах.
Мы не знаем, будут ли мореплаватели официально считаться "высококвалифицированными работниками", согласно двухуровневому подходу на рынке труда. Мы точно знаем, что они таковыми являются, что можно сказать и о работниках портов и водителях-экспедиторах, а также о сотрудниках, работающих "на берегу" удаленно и поддерживающих контроль над всем – от людей до контейнеров.
Конца кризиса ждать пока не приходится, и у нас будет много времени, чтобы задуматься над социальными, политическими и экономическими проблемами. Наш долг сейчас – не только отблагодарить, но и надлежащим образом оценить как медработников, которые самоотверженно подвергают себя риску, так и мореплавателей.
Оригинал статьи опубликован на сайте GNS
Материалы по теме:
Судостроение в условиях коронавируса. Мнение главного редактора - мысли о том, что может ждать судостроение
Некоторые аспекты признания COVID-19 форс-мажором в рамках договорных обязательств - влияние с точки зрения морских юристов