В день посещения верфи погода была не из лучших, лил дождь, но работа на предприятии шла полным ходом. Встретили нас с настроением и сразу же взяли "в оборот", а именно, провели по цехам, показали достроечную набережную и даже судно, которые мы здесь не ожидали увидеть (о нем чуть позже). Кстати, о цехах и участках, – всего их здесь семь. Корпусно-сварочный и стапельный цеха, поперечный слип, которые составляют единое корпусное производство. Монтажно-механический цех: занимается металлообрабатывающими работами. Достроечный участок: обработка и окраска. Достроечный причал: используется для отстоя при достройке и швартовых испытаниях. Грузовой причал: используется только для отстоя судов.
Начали мы с машины по очистке металла, который, как вы можете наблюдать на фотографии, подается в цех прямо с улицы при помощи крана.
А после сразу попадает в дробеструйную машину, где с него при помощи специального состава под высоким давлением убирают ржавчину.
Металлический лист тут же грунтуется.
И попадает на следующий производственный этап.
Обратим внимание читателя на интересный поворотный механизм, при помощи которого лист металла доставляют на соседний участок.
А также отметим, что на верфи наравне с мужчинами работают и женщины.
После грунтовки за металл берется машина плазменной резки. Чтобы на нее попасть, заготовка должна переместиться, в чем ей эффективно помогает кран с пневмозахватом.
Машина плазменной резки с ЧПУ длиной 12 м работает по заранее заготовленным чертежам. Готовые детали комплектуются в контейнеры, чтобы потом уже попасть на сборку.
На участке, занимающимся сборкой, в момент нашего посещения активно работали сварщики и резчики, коллективно предавая металлу форму.
Здесь мы встретили готовую боковую секцию. Как нас заверил сопровождающий сотрудник, на нее уходит не более двух недель.
Интересно, что на Костромской верфи сохранились элементы, напоминающие об СССР. Обратите внимание на эту фразу: "Слава труду", – тут же отправляющую всякого, хоть немного знающего о трудовых традициях Советского Союза, в добрые воспоминания. Часы, по которым в любой момент можно определить собственную эффективность, прилагаются.
Характеристики завода:
- Общая площадь предприятия (безводной акватории) 163 201,7 м2;
- Производственные площади крытых цехов 17 300 м2;
- Открытые производственные площади 30 000 м2;
- Корпусо-сварочный цех 5 800 м2;
- Монтажно-механический цех 1470 м2;
- Стапельный цех 14 000 м2;
- Достроечный цех 2 050 м2;
- Экспериментальный цех 1 300 м2;
- Достроечный причал 700 м2;
- Грузовой причал 1 500 м2.
Выходим из цеха под открытое небо и опять встречаем сварщиков, приближающих судно к спуску на воду. Отметим грамотно организованную работу под укрытием.
Пока нас знакомили с верфью, встретили весьма необычную конструкцию чем-то очень напоминающую небольшой паровоз. На деле это скрепленные вместе стапельные тележки, при помощи которых изготавливают скулы. Изобретение, как отмечают заводчане, появилось тут весьма давно. На данный момент не используется, ведь на строящихся заказах нет скул.
Подходим к причальной стенке и встречаем... знаменитое судно по имени "Чайка".
Но не то самое, что уже сдано АО "Зеленодольский завод имени А.М. Горького", а первое серийное, специально переданное Костромской верфи для небольшой модернизации: организации судна под плавучий ресторан по заказу ГТЛК. К тому же эта "Чайка 250" (именно такое имя дали теплоходу) оснащена двумя дизельными двигателями от ЯМЗ. Вероятнее всего заказ отправится в Москву.
Также на Костромской верфи по заказу компании ARK строят две несамоходные баржи.
Именно на это предприятие они попали, потому что костромские сварщики по мнению Регистра делают одни из лучших сварочных швов в России, соответственно, и суда сдаются быстрее.
Проектант барж ООО "Скип" (Санкт-Петербург), поставщик крана для судна – Троицкий крановый завод.
Мощностей на спуск и подъем тоже хватает. Слип Костромской верфи раскинулся на 140 м в длину и может работать с весом до 2 400 тонн.
Одновременно предприятие может строить четыре судна.
А вот и покрасочная камера для частей корпуса.
Интересный факт: в 2017 г. верфь строила корпуса химовозов для Голландии. Всего их было передано заказчику шесть единиц. В завершение нашего краткого репортажа хочется отметить, что на Костромской верфи работает слаженный коллектив, ответственно относящийся к своему делу, а, главное, отлично разбирающийся в нем.
За новые заказы готовы браться хоть сегодня. Судоремонт здесь тоже есть, но прицел в первую очередь на судостроение. Перечень выпускаемой продукции Костромской верфи насчитывает различные суда от нефтеналивных танкеров до дебаркадеров и пассажирских судов. Референс-лист включает в себя такие проекты как: нефтеналивной танкер (проект 52), буксир-толкач, состав для транспортировки грузов водными путями, нефтеналивные баржи проектов 102, 2731, 4993, 4993М, 2733 и т. д.