C декабря 2022 года стало известно о пролонгации строительства пяти СПГ-танкеров ледового класса Arc7, которые ранее предполагалось передать заказчикам в марте, сентябре, октябре, ноябре и декабре 2023-го. Теперь эти сроки сдвигаются как минимум еще на год. В свою очередь, это грозит чувствительным отставанием от графика пополнения специализированного тоннажа в соответствии с наращиванием добычи газа на месторождениях проекта "Арктик СПГ-2", первую производственную линию (6,6 млн тонн/г) которого предполагалось ввести в эксплуатацию в декабре текущего года.
По предварительным данным, основной причиной переноса сроков являются проблемы с поставками винторулевых колонок, под которые был разработан проект СПГ-танкеров для арктических морей. Поскольку официальная закупка этих механизмов непосредственно у зарубежных производителей невозможна из-за антироссийских санкций, остается надеяться на так называемый параллельный импорт – как агрегатов в целом, так и их отдельных узлов, с последующей сборкой уже в России. Кстати, именно на сборку и обслуживание (но, к сожалению, пока не на производство) винторулевых колонок ориентирован профильный завод "Сапфир", создание которого было начато в 2016 году совместными усилиями ПАО "Роснефть" и "Интер РАО", а также сингапурской "дочки" американской General Electric.
Вероятнее всего, перенос сроков сдачи коснется и атомного ледокола "Россия" (пр.10510 "Лидер"), что главным образом также связано с трудностями его обеспечения элементами пропульсивного комплекса – паротурбинными установками. Альтернативой недоступному импортному оборудованию должны стать аналоги, разработанные на профильном российском предприятии. Помимо чувствительного (на год-полтора) увеличения времени строительства, эти изменения чреваты еще и существенным (более чем на 60%) ростом затрат по данному сегменту комплектующих. К тому же, (по оценкам АО "Атомэнергомаш"), 10-12% может подорожать и собственно ядерная энергетическая установка судна.
Еще более значительной (до 30 месяцев) может оказаться задержка из-за переноса выпуска кронштейнов пера руля и наружных валов, а так же ледовых зубьев из Краматорска в Санкт-Петербург, а вынужденная замена навигационного оборудования подсанкционных импортных образцов требует частичного перепроектирования ледокола, которое уже осуществляется российскими конструкторами.
Таким образом, реализация наиболее знаковых проектов наших дальневосточных корабелов в силу вполне объективных причин рискует затянуться, что не может не сказаться на производительности отрасли в целом.
О других санкционных реалиях читайте на Корабел.ру.
Подписка Корабел.ру экономит ваше время Подпишитесь на ежедневную рассылку новостей и будьте в курсе всего самого важного и интересного! |