Неустанно следим за созданием новых краболовов. Возродившийся Онежский завод берется за новое, безусловно, сложное направление. Корпус живовоза заложили в начале июня на предприятии для дальневосточной компании "Русский Краб", всего в дальнейшем будет построено семь таких единиц. Проект 5712LS разрабатывала компания "Дамен Инжиниринг".
Общее дело вызывает разные вопросы, сомнения и надежды для двух сторон. Поэтому для предоставления общей картины мы побеседовали со стороной заказчика и строителя. Подробные ответы на вопросы редакции об устройстве и оснащении судов, о сроках сдачи, о возможных сложностях, и об аналогичных проектах в России - в этом матеиале.
Ответ от генерального директора ГК "Русский Краб" Дмитрия Трубникова и заместителя генерального директора по строительству флота Дмитрия Сапова
- Расскажите о проекте новых краболовов - каковы их задачи и назначение, технические характеристики, район промысла?
Дмитрий Трубников: ГК "Русский Краб" строит десять новых судов в рамках реализации программы инвестквот. Заказ на серию из семи краболовов 5712LS, предназначенных для вылова и перевозки живого краба, размещен на Онежском судостроительном заводе. Три краболова-процессора будут построены на Окской судоверфи.
Основная цель, которую преследует ГК "Русский краб", планируя ввод в эксплуатацию новых судов, – планомерное замещение существующего флота компании на более современные и технологичные краболовы, обеспечивающие более высокое качество и эффективность работы, а также улучшенные условия труда для плавсостава. Суда будут эксплуатироваться в Охотском и Беринговом морях.
- Каким оборудованием лова, хранения и сортировки будут насыщены суда серии? И будет ли на судне промысловое оборудование отечественного производства?
Дмитрий Сапов: На судах предусмотрены ловушки для крабов конического типа до 3000 штук, система выборки ловушек, передачи и хранения хребтины, сортировочный стол, клети.
Также предусмотрена система подачи забортной воды с полной заменой воды в кработанках судна-живовоза за 12 часов и с постоянным поддержанием температуры от 0 до +2 С. Решения, позволяющие сохранить высокое качество продукции при перевозке краба (хранение в клеях) и при выгрузке больших объемов краба в неблагоприятных погодных условиях при низких или высоких температурах.
Для краболовных судов очень важно не допускать простоев на промысле, поэтому мы ориентируемся на проверенное промысловое оборудование, состоящее из компонентов, изготовленных в Южной Корее и Японии, производители которого гарантируют и обеспечивают получение запчастей и выполнение любого ремонта в минимально короткие сроки - до трех дней от заказа запчасти до окончания ремонта.
Также мы рассматриваем отечественных производителей, имеющих склады с хорошим запасом запчастей и сервисную базу "быстрого реагирования" в местах стоянки, промысла и отгрузки продукции.
- Расскажите немного о техническом оснащении и главных системах судна. Двигатель какой марки будет использован на судне?
Д.С.: Судно имеет стандартную концепцию с так называемым "конвенциональным" пропульсивным комплексом: дизель, редуктор, гребной вал и винт. Для обеспечения маневренности в условиях промысла и заходах в порты на судах будут установлены система ВРШ - винт регулируемого шага и носовое подруливающее устройство. Основным источником электроэнергии на судне является валогенератор, установленный на редукторе. Валогенератор будет иметь функцию электродвижения для сохранения хода в случае каких-либо проблем с главным двигателем. Для обеспечения пиковых нагрузок установлены два вспомогательных дизель-генератора.
Дмитий Сапов и Владимир Майзус на церемонии закладки киля / Онежский судостроительно-судоремонтный завод |
Сейчас мы проводим выбор изготовителя главного двигателя, оценивая множество факторов: это и успешный опыт поставки и сдачи судов на российских верфях, что позволит нам не рисковать сроками строительства и получить максимальное качество работы комплекса "двигатель - система автоматики - судно", и наличие развитой сервисной сети в Азиатско-Тихоокеанском регионе, что позволит минимизировать время простоя судна в случае необходимости проведения технического обслуживания.
- Как будет осуществляться строительство - сериями или по одному?
Д.Т.: Старт строительства каждого нового судна запланирован с интервалом от двух до четырех месяцев. Сроки строительства согласну контракту - с 2020 по 2024 год.
- Сколько членов экипажа будет работать на судне? В начале беседы вы упомянули повышение условий для работы плавсостава как одну из первостепенных задач. Расскажите немного об условиях размещения для команды.
Д.Т.: Новые краболовные суда для перевозки живого краба рассчитаны на 22 члена экипажа. Так как живовозы перевозят весьма дорогую продукцию, на борту предусмотрена дополнительная каюта для двух представителей покупателя краба.
Планировка и дизайн жилых и общественных помещений сочетают эргономичность и отличный уровень комфорта. Качество отделки и пространственные решения – высота потолков, ширина коридоров, площадь помещений – будут намного превосходить те условия, в которых сейчас работают дальневосточные рыбаки на судах азиатского происхождения. На новых краболовах "Русского краба" условиях проживания для команды скорее будут на уровне норвежских рыболовных судов, которые славятся своим уровнем комфорта.
- Не так давно "Пелла" сдала первый российский краболов и продолжает серию, на Дальнем Востоке и в Нижнем начато строительство аналогичных судов. Знакомы ли вы с опытом коллег и есть ли принципиальные отличия 5712LS от других проектов, реализующихся на российских верфях?
Д.С.: Краболовы проекта КСП01, заложенные на "Красном Сормово", ориентированы на работу в Баренцевом море и имеют значительно большую валовую вместимость, мощность ГД, параметры фабрики. Для промысла в Дальневосточных морях строятся суда по трем проектам – это проект DAMEN 5712LS/P, проект "Пелла" 03070 (головное судно "Русь") и проект "СК-Викинг" 03140/03141. Проекты значительно отличаются друг от друга и являются представлением заказчиков об "идеальном" краболовном судне, основанном на их опыте.
Проект 03140/03141 представляет собой "реплику" японской "шхуны", которая сейчас очень популярна и формирует общий облик крабопромыслового флота Дальнего Востока.
Проект 5712 отличает самая большая вместимость крабовых танков (640м3), оборудованных передовой системой рециркуляции и охлаждения забортной воды. Для перевозки живого краба используются клетки, погруженные в несколько ярусов. Судно приводит в движение среднеоборотный дизель, обеспечено резервирование хода, имеется носовое подруливающее устройство, жилой блок организован по европейским стандартам.
Для себя мы выбрали вариант, который будет оставаться современным и технологичным как минимум два следующих десятилетия.
- Расскажите подробнее о том, как разрабатывался проект и о вашем взаимодействии с проектантом. Был ли у проекта прототип?
Д.С.: Компания DAMEN предложила нам концепт-проект краболовного судна 5514, который она разработала на базе ранее построенных и хорошо зарекомендовавших себя судов.
Вместе с DAMEN мы в течение шести месяцев дорабатывали проект под добычу краба, оптимизировали конфигурацию промыслового и технологического оборудования и его расположение на судне, работали над системой эффективного хранения краба, возможностями судна по швартовке в море, по выгрузке краба на берег, по телеметрии. В результате получили проект 5712.
- Как вы вышли на Онежский завод, почему выбор пал именно на карельское предприятие?
Д.Т.: Над выбором верфи работал большой и профессиональный коллектив. Важно, чтобы все было построено в срок и нужного качества. Мы долго смотрели на реализованные проекты, на профессиональные компетенции, на наличие необходимого оборудования. И работали не только и не столько с ценой заказа, сколько с рисками несоблюдения сроков и ненадлежащего качества работ. Нам было важно найти партнеров, которые имеют необходимый опыт, в том числе работы по проектам DAMEN, техническую готовность, профессиональную команду. Мы выбрали Онежский судостроительно-судоремонтный завод и уверены, что он реализует проект в точном соответствии с контрактом.
- Расскажите, какие суда составляют сейчас флот вашей компании? Почему решили построить новое судно и чем оно будет отличаться от тех, что уже есть в составе?
Д.Т.: В настоящий момент флот компании составляют разные суда, но преимущественно переоборудованные и глубоко модернизированные тунцеловы японского производства. Несмотря на то, что модернизация проведена качественно и техническое состояние судов позволяет вести эффективный и безопасный промысел, мы все понимаем, что это все-таки временное решение для компании, которым мы будем пользоваться до получения новых судов, созданных в соответствии с нашими требованиями, под наши задачи.
Так как действующий флот представлен разными судами, мы имели возможность в ходе непосредственной эксплуатации понять, что важно предусмотреть в проекте, что повышает эффективность, без чего в проекте обойтись нельзя, а от чего стоит избавиться.
Планируя новое судно, мы основывались на опыте и понимании особенностей промысла, закладывали требования к судну, исходя из пиков сезонности, климатических условий региона, чтобы любое судно нового флота могло справляться с нагрузками в любой сезон года.
Велась большая дискуссия по поводу скорости – решили все-таки остановиться на 12 узлах, так как это оптимальная скорость с точки зрения соотношения "скорость - расход топлива".
Если говорить о живовозах, то при проектировании такого судна важно решить две задачи, определяющие эффективность судна: во-первых, сократить издержки, возникающие при холостом пробеге; во-вторых – решить вопрос увеличения емкости по живому крабу и его сохранности. Живой краб очень чувствителен и требователен к условиям содержания, температуре воды, ее чистоте и т.д. Покупателю важно привезти краба не просто живым, но и в хорошем состоянии здоровья. Отсюда высокотехнологичные решения хранения краба с автоматической системой регулирования температуры, содержания кислорода и аммиака в воде кработанков.
То есть в основе технологий, заложенных в наши новые живовозы, – математический баланс решений этих задач.
- Как вы относитесь к системе распределения квот на строительство краболовов по системе аукционов? Можете лично для вашей компании назвать явные преимущества и недостатки?
Д.Т.: С момента введения системы инвестквот в отрасли произошли позитивные, на наш взгляд, перемены. Их суть в том, что когда ресурс перестает быть бесплатным, его ценность для обладателя становится совершенно другой – она повышается. Краб – это ресурс дорогостоящий, игроки рынка заплатили немалые деньги за право его использовать и просто не могут себе позволить не выполнить условий по программе инвестквот. То есть в таких условиях компании будут работать с максимальной эффективностью по добыче и реализации краба, будут заинтересованы в строительстве более мощного и современного флота.
Смысл инвестквот именно в этом. Изменения к лучшему уже происходят, они структурируют отрасль, делают ее более профессиональной и цивилизованной.
Ответ от генерального директора "Онежского судостроительно-судоремонтного завода" Владимира Майзуса
- Расскажите немного о заложенных краболовах - какие технические характеристики будет реализовывать завод?
- Суда CCa5712 LS предназначены для добычи и перевозки живого краба в танках RSW. Суда строятся по договорам с предприятиями Группы компаний "Русский краб" и рассчитаны для эксплуатации в неограниченных районах, в особенности для промысла в условиях бассейнов Охотского и Берингового морей. На борту судна установлено оборудование, позволяющее осуществлять промысел краба с помощью ловушек и последующее хранение в девяти RSW-танках.
Суда будут иметь большую кормовую палубу для хранения ловушек. Зона подъема и спуска ловушек и сортировки улова находится на миделе по правому борту судна. После сортировки улова самки и молодняк краба возвращаются в море, а разрешенный к промыслу самец краба отправляется в помещение для взвешивания на главной палубе, из которого живой краб в клетках помещается на хранение в одном из девяти RSW-танков.
Основные характеристики судна:
Общая длина | 57,70 м |
Ширина теоретическая | 12,60 м |
Макс. осадка по условиям прочности | 4,84 м |
Мощность главного двигателя | 1620 кВт |
Рабочая скорость при осадке 5,0 м, при 85% MCR, прибл. | 12,3 узлов |
Валовая вместимость, согласно ITC 1969 (прибл.) | 1550 рег. т |
Дедвейт, прибл. | 950 т |
Экипаж | 24 чел. |
- Ранее проходила информация, что заказы на постройку краболовов позволят ввести обновления на производстве предприятия. Можете рассказать, что будет включать в себя проект модернизации и как это связано со строительством краболовов?
- Одной из задач при реализации проекта модернизации является то, что проект должен реализовываться без остановки действующего производства. Заказ на строительство краболовов позволяет обеспечить предприятие работой по строительству судов на весь планируемый период модернизации, а возможно и использование вновь построенных мощностей при строительстве завершающих судов серии.
В настоящее время проектирование находится на стадии разработки технического проекта и рабочей документации. Определены принципиальные технологические решения, составлен и согласован перечень оборудования. Проводится работа по подготовке документов для прохождения главгосэкспертизы, а также включения мероприятия по глубокой модернизации в состав государственной программы Российской Федерации "Развитие судостроения и морской техники для освоения шельфовых месторождений".
Надеемся, что эти вопросы, несмотря на задержку из-за ограничений по предотвращению распространения пандемии, будут решены в текущем году, а уже с 2021 года начнется финансирование и реализация самого проекта. Всего на реализацию проекта предполагается направить порядка 5,5 млрд рублей.
- Будут ли дополнительно набираться специалисты на производство?
- На сегодняшний день численность работников составляет порядка 520 человек. Из них 50 процентов – это основные рабочие, 50 процентов – инженерно-технический и вспомогательный персонал. При строительстве краболовов планируется увеличение численности специалистов.
Также в рамках реализации проекта глубокой модернизации предприятия в 2021 и 2022 годах предусмотрен дополнительный набор как специалистов административно-управленческого персонала, так и рабочих основного производства. Мы планируем открыть более двухсот пятидесяти рабочих мест. Заводу необходимы как инженеры-конструкторы, так и квалифицированные рабочие, имеющие профильное судостроительное образование.
- Расскажите немного о техническом оснащении и главных системах судна.
- На судне используется один дизельный двигатель мощностью 1620 кВт. Тяговое усилие передается через ВРШ диаметром 2,8 м.
В носовой части предусмотрено подруливающее устройство туннельного типа мощностью 400 кВт для повышения маневренности во время работы с крабовой ловушкой и швартовных операций в порту.
На судне предусмотрено два дизель-генератора 544 кВт каждый, один аварийный дизель-генератор на 92 кВт и один валогенератор - гребной электродвигатель мощностью 470 кВт. Гребной электродвигатель соединен с редуктором через привод отбора мощности.
Судно оборудовано устройствами для ловли крабов с помощью конических ловушек с зоной хранения для 3000 ловушек. При этом объем RSW танков составляет 640 м³, а вместимость RSW танков по живому крабу - 120 т.
- Строительство будет вестись сериями или по одному?
- Строительство будет вестись с максимальной оптимизацией производственно-технологических процессов, при этом в производстве одновременно, на разных стадиях, могут находиться до пяти судов.
- Какие будут условия размещения для команды?
- Экипаж судна – 24 человека. Экипаж размещается в трех- и четырехместных каютах, а для лиц командного состава предусмотрены четыре одноместные каюты. Все помещения проектируются с минимизацией уровня шума и вибрации, в них используется мебель высокого качества. Комфортное пребывание на борту команды судна обеспечивается и наличием на борту сауны и тренажерного зала.
- Не так давно "Пелла" сдала первый российский краболов и продолжает серию, на Дальнем Востоке и на Сормово в Нижнем начато строительство аналогичных судов. Знакомы ли вы с опытом коллег и есть ли принципиальные отличия 5712LS от других проектов, реализующихся на российских верфях?
- Конечно, мы внимательно следим за опытом наших коллег и желаем им всяческих успехов. Проекты, по которым ведется строительство, в целом, разные – начиная от архитектуры корпуса и заканчивая устанавливаемым оборудованием. Есть и идентичные проекты, но отличающиеся по принципу работы – суда по перевозке живого краба в танках RSW и суда-процессоры, оборудованные перерабатывающей фабрикой по производству сыромороженной и вареномороженной продукции из краба.
- На данный момент располагает ли завод всем необходимым техническим оснащением для производства промысловых судов?
- Как отмечают специалисты рыболовецких компаний, при выборе верфи учитывались не только экономическая целесообразность, но и оценка финансового и технологического состояния предприятия, а также наличие необходимого оборудования, обеспеченность финансовыми и трудовыми ресурсами, текущая загрузка заводов и наличие релевантного опыта строительства. Наш завод накопил серьезный опыт в строительстве технически сложных судов, в том числе по проектам компании Damen Shipyards Gorinchem B.V. На сегодняшний день предприятие имеет все необходимые компетенции, чтобы выполнить заказ качественно и в срок.
- Завод в первый раз сталкивается со строительством краболовов? Немного прогнозируя, можете предположить, с какими проблемами может столкнуться предприятие, работая с новым проектом?
Для завода это первый опыт строительства не только краболовных, но и в целом – рыбопромысловых судов. Краболовное судно – вообще продукт уникальный. В том смысле, что каждый заказчик его делает всегда "под себя", изменяя и дорабатывая проект, исходя из своего опыта работы. И строго говоря, говорить о серийности – не очень правильно.
Но завод уже имеет опыт строительства уникальных судов со специфическим оборудованием, и мы не видим каких-либо проблем с точки зрения организации технологических процессов и собственно строительства. Скорее, как и для большинство сегодняшних строителей рыбопромыслового и краболовного флота, основная проблема – это установление деловых, рабочих взаимоотношений с проектанта, заказчика и судостроителя. Очень надеемся, что участие российской компании "Дамен инжиниринг СПБ" в работах по техническому проектированию, как и наш опыт сотрудничества непосредственно с компанией Damen на других проектах, позволит быстро найти оптимальное решение.
Материалы по теме:
Первые траулеры под инвестквоты. Интервью в стереорежиме - мнение о программе от калининградских корабелов и дальневосточных рыбаков
"Эффективность по краболовам вырастет вдвое или даже больше!" - Интервью "без галстуков" с главой СЗРК
"Новые суда не окупятся никогда..." - мнение президента Ассоциации рыбопромышленников Севастополя и Крыма о состоянии рыбопромышленности
Подписка Корабел.ру экономит ваше время Подпишитесь на ежедневную рассылку новостей и будьте в курсе всего самого важного и интересного! |