Около года назад «Корабел.ру» опубликовал статью «Каким оборудованием пользуются отечественные верфи», в которой главные сварщики заводов рассказывали каким сварочным оборудованием и материалами они пользуются в своей работе и почему. Первая часть вызвала бурное обсуждение, а по некоторым вопросам и откровенные разногласия, жаль только не на страницах портала и форумах.
Во второй части материала мы собрали отзывы от специалистов Балтийского завода, Северной верфи, Средне-Невского судостроительного завода и судостроительной фирмы «Алмаз». К сожалению «Адмиралтейские верфи», так и не нашли времени побеседовать с «Корабелом», хотя коллеги с других предприятий регулярно ссылались на большой опыт «Адмирала» в том числе и во внедрении современных технологий и новой техники. Постараемся закрыть этот пробел в ближайшее время.
ООО «Балтийский завод — судостроение» - Александр Гладилкин, начальник аттестационно-сварочного центра
Основную долю в парке оборудования ООО «Балтийский завод — Судостроение» для механизированной сварки плавящимся электродом в среде защитных газов занимают полуавтоматы фирмы Кemppi с раздельными источниками и подающими механизмами различных моделей и модификаций. Завод сотрудничает с финскими производителями еще с 80-х годов XX века, уже сложился определенный парк оборудования.
Аппараты Кemppi зарекомендовали себя, как надежные в эксплуатации (некоторые из них работают уже не один десяток лет) и обеспечивающие необходимые сварочно-технологические параметры. Они имеют прочный корпус и компактный подающий механизм, что для условий судостроительного производства немаловажно.
В 2013 году на Балтийском заводе было проведено обновление сварочной техники, закуплены около 150 аппаратов для полуавтоматической сварки FastMig КМS 400 (Кemppi).
Механизация процесса сварки плавящимся электродом в среде СО2 обеспечивается каретками ТARTUGA (Италия).
Для сварки неплавящимися электродами в среде инертных газов, в цехах завода используются установки различных моделей и производителей: Мaster TIG 3000 МLS (Кemppi), Мaster TIG 3003 АС/DC (Кemppi), Citotig (Oerlikon), Tetrix 551 (EWM).
Уже около года для TIG сварки на заводе активно эксплуатируются горелки с воздушным охлаждением производства фирмы АГНИ (г. Северодвинск), снискавшие признание у сварщиков благодаря простоте и удобству конструкции и обеспечению надлежащей газовой защиты. Что касается горелок для аппаратов «Kemppi», то опытным путем было выяснено, что наиболее оптимальной моделью для наших условий является горелка MT-38.
Автоматическая сварка под флюсом выполняется тракторами A2T Multitrac (ESAB), MZ-ZK (EvoSAW), Megasaw (Oerlikon).
В цехе спецэнергетики уже около десяти лет эксплуатируется установка для сварки обечаек, труб и листов производства Oerlikon, которая позволяет оператору выполнять сварку в автоматическом режиме процессами SAW и TIG с визуализацией выполнения работ на мониторе.
Также в цехах завода для ручной дуговой сварки, воздушно-дуговой строжки и полуавтоматической сварки используются выпрямители ВДМ-1202C и ВДУ-505 производства завода «СЭЛМА» (г. Симферополь).
В настоящее время идут работы по внедрению автоматизированной линии сварки плоских секций производства компании PEMA, которая позволит поточным способом обеспечивать сборку и сварку судостроительных секций с плоским основанием. В состав данной линии интегрировано сварочное оборудование компании Lincoln Electric.
В конце 2014 года планируется приобретение и внедрение аппарата FastMig X450 (Kemppi), позволяющего выполнять сварку труб с обратным формированием корня шва, что крайне необходимо в случае отсутствия доступа к оборотной стороне соединения.
Стоит отметить, что при сварке баков МВЗ для первой плавучей атомной станции (ПАТЭС), специалистами Балтийского завода впервые была внедрена, и в дальнейшем освоена технология сварки элементов толстолистовых конструкций из нержавеющей стали полуавтоматическим способом порошковыми проволоками в среде СО2.
ОАО «Северная верфь» - Вячеслав Петрович Иванов, главный сварщик, инженер EWE
На заводе «Северная верфь», как кстати и на многих ленинградских судостроительных предприятиях, с 80-х годов сложились хорошие отношения с компанией Kemppi. Тогда были закуплены аппараты для аргонодуговой сварки MARK500, некоторые из них работают до сих пор, хотя их возраст уже перевалил за 30 лет. В 1984 году финская компания организовала в Выборге Центр Технического Сервиса, который в числе прочих занимался обслуживанием и техническим сопровождением сварочных аппаратов Kemppi. Уже после распада СССР, ЦТС преобразовался в ООО «ЦТС Выборг», которое стало генеральным представителем Kemppi по Северо-Западу. С этой компанией у нас также налажена работа. И на сегодняшней день 50% сварочного оборудования, используемого на заводе – производства Kemppi, в основном полуавтоматы FastMig и KemppiPro для сварки конструкций из АМГ-сплавов и нержавеющих сталей. Но к сожалению, возможности завода не позволяют обновлять парк сварочного оборудования чаще чем в 5-7 лет. В основном ограничиваемся агрегатной заменой вышедших из строя механизмов или отдельных составляющих.
Перед любой покупкой сварочной техники, это касается любых фирм-производителей, мы всегда проводим опытную эксплуатацию сварочного оборудования в течении 2-3 месяцев, тестируем их в лаборатории сварки, в цехах, после чего делаем выводы. Даже у техники производства фирм мирового уровня есть нарекания по качеству изготовления и надежности, и Kemppi – не исключение. Например, не так давно у аппаратов серии FstMig был массовый случай выхода из строя мотор-редукторов в подающем устройстве. Причем, такая неисправность возникла на Балтийском заводе, и других предприятиях. «Вскрытие» аппаратов показало, что причина кроется в пластмассовой шестерне, которую после 3-4 лет работы срезает. Обратились с рекламацией и в «ЦТС Выборг», и к специалистам на заводе Kemppi. В результате конструкцию переработали, и на сегодняшних аппаратах идут другие мотор-редукторы. Пока результаты модернизации озвучить трудно, но судя даже по устройству, механизм должен работать надежнее.
Для автоматической сварки под флюсом на заводе используются шведские автоматы ESAB A2 Multitrac - лучшая по качеству и удобству эксплуатации техника в этой области сварки. Есть у нас также два аппарата китайского производства марки MZ1000. Купили мы их в 2009 году, правда, сразу же к ним возникли некоторые нарекания — индикаторные приборы показывали отличные от фактического значения параметры, в пределах 20-30%. Недостаток решился с помощью переводных таблиц для сварщиков. Сам автомат MZ1000 — это, по сути аппарат, который в свое время производили на заводе «Электрик». Китайская компания, немного его доработала, поставила туда цифровые приборы вместо аналоговых и пустила в продажу под своей маркой. Главное отличие от ESAB'а — это, конечно, стоимость, которая в 2-3 раза ниже.
В стапельном цехе еще эксплуатируется достаточно много полуавтоматов производства компании ФЕБ «МАГМА-350» с блоком подачи ФЕБ 07 «Маяк». Мы их закупили в 2009-2010 году, только потому что была срочная необходимость в обновлении парка сварочного оборудования. Из «эконом-варианта» - этот оказался самым приемлемым. Правда, в работе обнаружился целый ряд недостатков самый серьезный из которых — это нестабильность параметров сварки. Настроенный аппарат варит нормально, но через месяц работы начинаются сбои. Когда собирается партия из 5-6 аппаратов их отправляют к производителю на настройку. Поэтому постепенно стараемся заменить их на Kemppi.
Для ручной дуговой сварки на заводе используются обычные многопостовые ВДМы и балластные реостаты компании ИТС. А вот для аргонодуговой сварки — только аппараты Kemppi. Мы тестировали много установок разных производителей и остановились именно на финских. Выбор связан с тем, что у нас используются шлейфы от источника до места сварки длиной до 40 метров. Вкупе с требованием к малым габаритам и весу источника — тут у Kemppi конкурентов мало.
Что касается сварочных материалов, то сейчас в качестве аргумента №1 для закупки используется, к сожалению, цена, а не качество.
ОАО «Средне-Невский судостроительный завод» - Игорь Андреевич Дубровин, инженер-технолог по сварке
Парк сварочной техники Средне-Невского судостроительного завода включает в себя в основном оборудование производства EWM, Kemppi и СЭЛМА (г. Симферополь).
Для сборки корпусных конструкций способом сварки 111, у нас используются многопостовые сварочные выпрямители типа ВДМ-1202С и ВДМ-1202СА производства завода СЭЛМА. К одному сварочному выпрямителю подключается до 6 - 8 балластных реостатов. Также с помощью этого оборудования выполняют электродуговую строжку.
Для работы с обычной сталью используются штучные электроды УОНИИ 13/55 различных производителей: Лосиноостровского электродного завода, Сычевского электродного завода, ЗАО «Электродный завод» (Санкт-Петербург) и других. Для сборки и сварки нержавеющих и специальных сталей — электроды марок ЭА-400/10, ЭА-395/9, ЭА-606/11 и другие.
Что касается непосредственно сварки, то для простых сталей задействованы в основном полуавтоматы и сварочные тракторы автоматической сварки. Полуавтоматы двух фирм EWM и Kemppi. У оборудования фирмы Kemppi главный "козырь" – легкость и компактность подающих механизмов (источник питания FastMig KMS 400 в комплекте с подающим механизмом MSF53). У оборудования фирмы EWM – лучшие сварочно-технологические свойства и особенно надежность оборудования! Наладчики если и занимаются ремонтом, то в основном аппаратов Kemppi. EWM выходят из строя только по вине самих рабочих: механические повреждения или несоблюдение требований к эксплуатации. Как показал опыт эксплуатации финских аппаратов в условиях Средне-Невского завода - слабым местом Kemppi является силовая часть, которая не выдерживает скачков входного напряжения.
Для аргонодуговой сварки у нас используется заслуженные ветераны Kemppi MARK 500 hf, многие из которых уже проходили капремонт и реставрацию, но они прослужат еще верой и правдой не один год. Также для аргонодуговой сварки используем оборудование EWM (TETRIX521 AC/DC), которое позволяет выполнять разнообразнейшую настройку сварочно-технологических параметров. Это оборудование неоднократно показывало свое превосходство над другими "аргонниками". Именно поэтому в 2015 году планируем закупку аргонодуговых аппаратов производства EWM.
Сейчас перечень сварочного оборудования EWM на СНСЗ включает в себя практически весь типоряд, который предлагает фирма: от самых мощных моделей серии Alpha до маленьких аппаратов ручной дуговой сварки PICO.
Расходные материалы стараемся покупать оригинальные соответствующих фирм. Как показывает богатая практика – использование аналогов (особенно "плохого" Китая) так или иначе дороже обходится!
Для полуавтоматической сварки на заводе используются как порошковые, так и проволоки сплошного сечения. Ранее мы использовали порошковую проволоку FILARC PZ6113 фирмы ESAB. С точки зрения качества материала претензий к нему не было, и сварщикам очень нравилось ею работать. Однако, несмотря на ранее данные обещания, ESAB так и не сертифицировал проволоку в Российском Речном Регистре. Однако мы уже успели заварить практически два заказа (из шести) данным материалом. Поэтому нам пришлось самостоятельно заниматься процедурой одобрения сварочной проволоки. Но все прошло, как говориться, без сучка и задоринки!
На сегодняшний день мы перешли на корейскую проволоку Hyundai, у которой есть необходимые сертификаты и от РРР, и от РС. По сварочно-технологическим свойствам данная проволока практически не уступает ESAB'у.
Однако, что лучше ESAB'а никто еще не реализовал, так это сварочные трактора для механизированной и автоматической сварки. По габаритам и удобству использования — они лидеры. Очень широко мы используем устройство малой механизации Miggytrac 2000. Сварочный трактор А2 Multitrac A2TF работает на участке автоматической сварки, где сваривается все, что может быть сварено автоматом. Второй «трактор» у нас производства фирмы «Сварог». Он уступает ESAB'овскому в габаритах и эргономике, но сказать, что он плохой – ни в коем случае нельзя.
Из портальных машин плазменной резки у нас в активе есть один MTP PLS 24001.35PG производства MicroStep, на котором задействована функция разметки и маркировки с помощью чернил. Еще есть четыре машины для ручной плазменной резки. Неоднократно поднимался вопрос о покупке еще одной портальной машины гидроабразивной резки, которая была бы в запасе для металла и могла бы использоваться для резки композитных материалов, но пока этот вопрос не решен.
Все закупки на 2014 год у нас уже выполнены, но в 2015 году запланировано обновление сварочного оборудования. Будем ориентироваться опять же на аппараты фирмы EWM, ESAB, СЭЛМА.
ОАО «Судостроительная фирма «Алмаз» - Бахтияр Каримович Аманов, главный сварщик
В настоящее время на СФ «Алмаз» применяются следующие способы сварки:
Кроме того, на предприятии освоена прогрессивная технология односторонней сварки с глубоким проплавлением и обратными формированием на съемной подкладке из нержавеющей стали, позволяющая снизить трудоемкость сварки монтажных стыков и пазов при обеспечении высокого качества сварных швов.
В основном у нас используется оборудование, которое было закуплено 5-7 лет назад. Из последних приобретений — аппараты фирмы Lincoln и, честно говоря, мы в дальнейшем планируем ориентироваться именно на эту фирму. Их основное преимущество заключается в сервисе. Если аппарат выходит из строя, то по первому обращению в тот же день приезжают представители фирмы-дилера, устраняют неисправность или отвозят на сервисную станцию для диагностики. Скажем, до того же ESAB'а во-первых сложно дозвониться, а во-вторых бригада приезжает на второй-третий день после заявки. Похожая картина и с оборудованием производства EWM, которые широко использовались на Морском заводе «Алмаз». Сами сварочные аппараты обладают неоспоримым плюсом: их источники компенсируют сопротивление из-за использования длинных шлейфов, но любая поломка превращается в «головную боль» для главного сварщика. Прямо на месте EWM не ремонтируется, а отправка на сервисную станцию сопровождается длительным сроком ремонта и существенными затратами.
Сварочные материалы используем в основном производства ESAB. По сплошной проволоке - Autrod 12.51, порошковой - FILARC PZ6113 и FILARC PZ6114S. С дилерским центром шведской компании у нас довольно продолжительные связи и что касается материалов ESAB, то к ним нареканий нет. Также мы используем сплошную проволоку отечественных производителей. Но их огромным недостатком является несоответствие заявленной марке Св08Г2С, химический состав сильно скачет.
Судостроительная фирма «Алмаз» одной из первых в России освоила и успешно применяет полуавтоматическую импульсно-дуговую сварку алюминиевых сплавов проволокой OK Autrod 18.22 производства ESAB.
Интересный опыт у фирмы был при изготовлении баков из коррозионностойкой стали ёмкостью 630 м3 для индийской АЭС Куданкулам с применением полуавтоматической сварки в среде смеси Ar+(1-4)%O2 проволокой ER316LSi, поставляемой фирмой Эрликон (Германия). Сварка производилась полуавтоматом Aristo 400 (ESAB). Защитная газовая смесь получалась с помощью однопостового смесителя BM-2M фирмы WITT (Германия).
Отработанная технология сварки в нижнем и горизонтальном положениях обеспечивала, повышение производительности по сравнению с ручной дуговой сваркой электродами ЭА-400/10Т в 2 раза, и высокое качество сварных швов.
Важным и достаточно трудоемким этапом в процессе изготовления сварных конструкций является правка — устранение сварочных деформаций. Нами успешно освоен процесс тепловой правки стальных и алюминиевых конструкций путем индукционного нагрева с применением установки «ТЕРАК - 20» (Дания).
Высокая скорость нагрева в узкой полосе с точно дозированным количеством вводимого тепла, отсутствие вредных выделений, безопасность в эксплуатации, делают установку «ТЕРАК - 20» очень эффективным инструментом для высокопроизводительной правки сварных конструкций.
Каким сварочным оборудованием пользуются отечественные судостроительные и судоремонтные верфи. Часть 1
Беседовал Владислав Букин
ООО «Балтийский завод — судостроение» - Александр Гладилкин, начальник аттестационно-сварочного центра
Основную долю в парке оборудования ООО «Балтийский завод — Судостроение» для механизированной сварки плавящимся электродом в среде защитных газов занимают полуавтоматы фирмы Кemppi с раздельными источниками и подающими механизмами различных моделей и модификаций. Завод сотрудничает с финскими производителями еще с 80-х годов XX века, уже сложился определенный парк оборудования.
Балтийский завод / Корабел.ру |
Аппараты Кemppi зарекомендовали себя, как надежные в эксплуатации (некоторые из них работают уже не один десяток лет) и обеспечивающие необходимые сварочно-технологические параметры. Они имеют прочный корпус и компактный подающий механизм, что для условий судостроительного производства немаловажно.
В 2013 году на Балтийском заводе было проведено обновление сварочной техники, закуплены около 150 аппаратов для полуавтоматической сварки FastMig КМS 400 (Кemppi).
Механизация процесса сварки плавящимся электродом в среде СО2 обеспечивается каретками ТARTUGA (Италия).
Для сварки неплавящимися электродами в среде инертных газов, в цехах завода используются установки различных моделей и производителей: Мaster TIG 3000 МLS (Кemppi), Мaster TIG 3003 АС/DC (Кemppi), Citotig (Oerlikon), Tetrix 551 (EWM).
Уже около года для TIG сварки на заводе активно эксплуатируются горелки с воздушным охлаждением производства фирмы АГНИ (г. Северодвинск), снискавшие признание у сварщиков благодаря простоте и удобству конструкции и обеспечению надлежащей газовой защиты. Что касается горелок для аппаратов «Kemppi», то опытным путем было выяснено, что наиболее оптимальной моделью для наших условий является горелка MT-38.
Автоматическая сварка под флюсом выполняется тракторами A2T Multitrac (ESAB), MZ-ZK (EvoSAW), Megasaw (Oerlikon).
В цехе спецэнергетики уже около десяти лет эксплуатируется установка для сварки обечаек, труб и листов производства Oerlikon, которая позволяет оператору выполнять сварку в автоматическом режиме процессами SAW и TIG с визуализацией выполнения работ на мониторе.
Также в цехах завода для ручной дуговой сварки, воздушно-дуговой строжки и полуавтоматической сварки используются выпрямители ВДМ-1202C и ВДУ-505 производства завода «СЭЛМА» (г. Симферополь).
В настоящее время идут работы по внедрению автоматизированной линии сварки плоских секций производства компании PEMA, которая позволит поточным способом обеспечивать сборку и сварку судостроительных секций с плоским основанием. В состав данной линии интегрировано сварочное оборудование компании Lincoln Electric.
Балтийский завод / Корабел.ру |
В конце 2014 года планируется приобретение и внедрение аппарата FastMig X450 (Kemppi), позволяющего выполнять сварку труб с обратным формированием корня шва, что крайне необходимо в случае отсутствия доступа к оборотной стороне соединения.
Стоит отметить, что при сварке баков МВЗ для первой плавучей атомной станции (ПАТЭС), специалистами Балтийского завода впервые была внедрена, и в дальнейшем освоена технология сварки элементов толстолистовых конструкций из нержавеющей стали полуавтоматическим способом порошковыми проволоками в среде СО2.
ОАО «Северная верфь» - Вячеслав Петрович Иванов, главный сварщик, инженер EWE
На заводе «Северная верфь», как кстати и на многих ленинградских судостроительных предприятиях, с 80-х годов сложились хорошие отношения с компанией Kemppi. Тогда были закуплены аппараты для аргонодуговой сварки MARK500, некоторые из них работают до сих пор, хотя их возраст уже перевалил за 30 лет. В 1984 году финская компания организовала в Выборге Центр Технического Сервиса, который в числе прочих занимался обслуживанием и техническим сопровождением сварочных аппаратов Kemppi. Уже после распада СССР, ЦТС преобразовался в ООО «ЦТС Выборг», которое стало генеральным представителем Kemppi по Северо-Западу. С этой компанией у нас также налажена работа. И на сегодняшней день 50% сварочного оборудования, используемого на заводе – производства Kemppi, в основном полуавтоматы FastMig и KemppiPro для сварки конструкций из АМГ-сплавов и нержавеющих сталей. Но к сожалению, возможности завода не позволяют обновлять парк сварочного оборудования чаще чем в 5-7 лет. В основном ограничиваемся агрегатной заменой вышедших из строя механизмов или отдельных составляющих.
Перед любой покупкой сварочной техники, это касается любых фирм-производителей, мы всегда проводим опытную эксплуатацию сварочного оборудования в течении 2-3 месяцев, тестируем их в лаборатории сварки, в цехах, после чего делаем выводы. Даже у техники производства фирм мирового уровня есть нарекания по качеству изготовления и надежности, и Kemppi – не исключение. Например, не так давно у аппаратов серии FstMig был массовый случай выхода из строя мотор-редукторов в подающем устройстве. Причем, такая неисправность возникла на Балтийском заводе, и других предприятиях. «Вскрытие» аппаратов показало, что причина кроется в пластмассовой шестерне, которую после 3-4 лет работы срезает. Обратились с рекламацией и в «ЦТС Выборг», и к специалистам на заводе Kemppi. В результате конструкцию переработали, и на сегодняшних аппаратах идут другие мотор-редукторы. Пока результаты модернизации озвучить трудно, но судя даже по устройству, механизм должен работать надежнее.
Для автоматической сварки под флюсом на заводе используются шведские автоматы ESAB A2 Multitrac - лучшая по качеству и удобству эксплуатации техника в этой области сварки. Есть у нас также два аппарата китайского производства марки MZ1000. Купили мы их в 2009 году, правда, сразу же к ним возникли некоторые нарекания — индикаторные приборы показывали отличные от фактического значения параметры, в пределах 20-30%. Недостаток решился с помощью переводных таблиц для сварщиков. Сам автомат MZ1000 — это, по сути аппарат, который в свое время производили на заводе «Электрик». Китайская компания, немного его доработала, поставила туда цифровые приборы вместо аналоговых и пустила в продажу под своей маркой. Главное отличие от ESAB'а — это, конечно, стоимость, которая в 2-3 раза ниже.
В стапельном цехе еще эксплуатируется достаточно много полуавтоматов производства компании ФЕБ «МАГМА-350» с блоком подачи ФЕБ 07 «Маяк». Мы их закупили в 2009-2010 году, только потому что была срочная необходимость в обновлении парка сварочного оборудования. Из «эконом-варианта» - этот оказался самым приемлемым. Правда, в работе обнаружился целый ряд недостатков самый серьезный из которых — это нестабильность параметров сварки. Настроенный аппарат варит нормально, но через месяц работы начинаются сбои. Когда собирается партия из 5-6 аппаратов их отправляют к производителю на настройку. Поэтому постепенно стараемся заменить их на Kemppi.
Для ручной дуговой сварки на заводе используются обычные многопостовые ВДМы и балластные реостаты компании ИТС. А вот для аргонодуговой сварки — только аппараты Kemppi. Мы тестировали много установок разных производителей и остановились именно на финских. Выбор связан с тем, что у нас используются шлейфы от источника до места сварки длиной до 40 метров. Вкупе с требованием к малым габаритам и весу источника — тут у Kemppi конкурентов мало.
Что касается сварочных материалов, то сейчас в качестве аргумента №1 для закупки используется, к сожалению, цена, а не качество.
ОАО «Средне-Невский судостроительный завод» - Игорь Андреевич Дубровин, инженер-технолог по сварке
Парк сварочной техники Средне-Невского судостроительного завода включает в себя в основном оборудование производства EWM, Kemppi и СЭЛМА (г. Симферополь).
Для сборки корпусных конструкций способом сварки 111, у нас используются многопостовые сварочные выпрямители типа ВДМ-1202С и ВДМ-1202СА производства завода СЭЛМА. К одному сварочному выпрямителю подключается до 6 - 8 балластных реостатов. Также с помощью этого оборудования выполняют электродуговую строжку.
Средне-Невский судостроительный завод / Корабел.ру |
Для работы с обычной сталью используются штучные электроды УОНИИ 13/55 различных производителей: Лосиноостровского электродного завода, Сычевского электродного завода, ЗАО «Электродный завод» (Санкт-Петербург) и других. Для сборки и сварки нержавеющих и специальных сталей — электроды марок ЭА-400/10, ЭА-395/9, ЭА-606/11 и другие.
Что касается непосредственно сварки, то для простых сталей задействованы в основном полуавтоматы и сварочные тракторы автоматической сварки. Полуавтоматы двух фирм EWM и Kemppi. У оборудования фирмы Kemppi главный "козырь" – легкость и компактность подающих механизмов (источник питания FastMig KMS 400 в комплекте с подающим механизмом MSF53). У оборудования фирмы EWM – лучшие сварочно-технологические свойства и особенно надежность оборудования! Наладчики если и занимаются ремонтом, то в основном аппаратов Kemppi. EWM выходят из строя только по вине самих рабочих: механические повреждения или несоблюдение требований к эксплуатации. Как показал опыт эксплуатации финских аппаратов в условиях Средне-Невского завода - слабым местом Kemppi является силовая часть, которая не выдерживает скачков входного напряжения.
Для аргонодуговой сварки у нас используется заслуженные ветераны Kemppi MARK 500 hf, многие из которых уже проходили капремонт и реставрацию, но они прослужат еще верой и правдой не один год. Также для аргонодуговой сварки используем оборудование EWM (TETRIX521 AC/DC), которое позволяет выполнять разнообразнейшую настройку сварочно-технологических параметров. Это оборудование неоднократно показывало свое превосходство над другими "аргонниками". Именно поэтому в 2015 году планируем закупку аргонодуговых аппаратов производства EWM.
Сейчас перечень сварочного оборудования EWM на СНСЗ включает в себя практически весь типоряд, который предлагает фирма: от самых мощных моделей серии Alpha до маленьких аппаратов ручной дуговой сварки PICO.
Расходные материалы стараемся покупать оригинальные соответствующих фирм. Как показывает богатая практика – использование аналогов (особенно "плохого" Китая) так или иначе дороже обходится!
СНСЗ / Корабел.ру |
На сегодняшний день мы перешли на корейскую проволоку Hyundai, у которой есть необходимые сертификаты и от РРР, и от РС. По сварочно-технологическим свойствам данная проволока практически не уступает ESAB'у.
Однако, что лучше ESAB'а никто еще не реализовал, так это сварочные трактора для механизированной и автоматической сварки. По габаритам и удобству использования — они лидеры. Очень широко мы используем устройство малой механизации Miggytrac 2000. Сварочный трактор А2 Multitrac A2TF работает на участке автоматической сварки, где сваривается все, что может быть сварено автоматом. Второй «трактор» у нас производства фирмы «Сварог». Он уступает ESAB'овскому в габаритах и эргономике, но сказать, что он плохой – ни в коем случае нельзя.
Из портальных машин плазменной резки у нас в активе есть один MTP PLS 24001.35PG производства MicroStep, на котором задействована функция разметки и маркировки с помощью чернил. Еще есть четыре машины для ручной плазменной резки. Неоднократно поднимался вопрос о покупке еще одной портальной машины гидроабразивной резки, которая была бы в запасе для металла и могла бы использоваться для резки композитных материалов, но пока этот вопрос не решен.
Все закупки на 2014 год у нас уже выполнены, но в 2015 году запланировано обновление сварочного оборудования. Будем ориентироваться опять же на аппараты фирмы EWM, ESAB, СЭЛМА.
ОАО «Судостроительная фирма «Алмаз» - Бахтияр Каримович Аманов, главный сварщик
В настоящее время на СФ «Алмаз» применяются следующие способы сварки:
- Ручная аргонодуговая сварка неплавящимися электродами
Кроме того, на предприятии освоена прогрессивная технология односторонней сварки с глубоким проплавлением и обратными формированием на съемной подкладке из нержавеющей стали, позволяющая снизить трудоемкость сварки монтажных стыков и пазов при обеспечении высокого качества сварных швов.
- Полуавтоматическая сварка плавящимся электродом в среде защитных газов.
В основном у нас используется оборудование, которое было закуплено 5-7 лет назад. Из последних приобретений — аппараты фирмы Lincoln и, честно говоря, мы в дальнейшем планируем ориентироваться именно на эту фирму. Их основное преимущество заключается в сервисе. Если аппарат выходит из строя, то по первому обращению в тот же день приезжают представители фирмы-дилера, устраняют неисправность или отвозят на сервисную станцию для диагностики. Скажем, до того же ESAB'а во-первых сложно дозвониться, а во-вторых бригада приезжает на второй-третий день после заявки. Похожая картина и с оборудованием производства EWM, которые широко использовались на Морском заводе «Алмаз». Сами сварочные аппараты обладают неоспоримым плюсом: их источники компенсируют сопротивление из-за использования длинных шлейфов, но любая поломка превращается в «головную боль» для главного сварщика. Прямо на месте EWM не ремонтируется, а отправка на сервисную станцию сопровождается длительным сроком ремонта и существенными затратами.
Сварочные материалы используем в основном производства ESAB. По сплошной проволоке - Autrod 12.51, порошковой - FILARC PZ6113 и FILARC PZ6114S. С дилерским центром шведской компании у нас довольно продолжительные связи и что касается материалов ESAB, то к ним нареканий нет. Также мы используем сплошную проволоку отечественных производителей. Но их огромным недостатком является несоответствие заявленной марке Св08Г2С, химический состав сильно скачет.
Судостроительная фирма «Алмаз» одной из первых в России освоила и успешно применяет полуавтоматическую импульсно-дуговую сварку алюминиевых сплавов проволокой OK Autrod 18.22 производства ESAB.
Интересный опыт у фирмы был при изготовлении баков из коррозионностойкой стали ёмкостью 630 м3 для индийской АЭС Куданкулам с применением полуавтоматической сварки в среде смеси Ar+(1-4)%O2 проволокой ER316LSi, поставляемой фирмой Эрликон (Германия). Сварка производилась полуавтоматом Aristo 400 (ESAB). Защитная газовая смесь получалась с помощью однопостового смесителя BM-2M фирмы WITT (Германия).
Отработанная технология сварки в нижнем и горизонтальном положениях обеспечивала, повышение производительности по сравнению с ручной дуговой сваркой электродами ЭА-400/10Т в 2 раза, и высокое качество сварных швов.
Важным и достаточно трудоемким этапом в процессе изготовления сварных конструкций является правка — устранение сварочных деформаций. Нами успешно освоен процесс тепловой правки стальных и алюминиевых конструкций путем индукционного нагрева с применением установки «ТЕРАК - 20» (Дания).
Высокая скорость нагрева в узкой полосе с точно дозированным количеством вводимого тепла, отсутствие вредных выделений, безопасность в эксплуатации, делают установку «ТЕРАК - 20» очень эффективным инструментом для высокопроизводительной правки сварных конструкций.
Каким сварочным оборудованием пользуются отечественные судостроительные и судоремонтные верфи. Часть 1
Беседовал Владислав Букин