Каких будущих работников хотят верфи и КБ России

Если мы вернемся хотя бы в февраль 2020 года и представим, что задаем вопрос судостроительным заводам и КБ об их главных проблемах, то большинство из них назвали бы кадры. Это и сейчас является головной болью многих компаний, но пандемия поменяла курс отрасли, заставляя предприятия расставлять приоритеты иначе.

Сегодня у всех одна забота – коронавирус и борьба с его распространением. Пандемия заставила уделить особенное внимание защите и безопасности рабочих на их местах и сбавить темпы поиска новых специалистов. Об этом нам рассказали большинство заводов, которые работают в нынешних условиях, в новых обстоятельствах.

Предприятия также отметили, что кадровый дефицит – проблема в судостроении давняя, инструменты для ее решения есть, однако подбор квалифицированного персонала всегда будет актуальным. И не может коронавирус эту проблему полностью ликвидировать. Да и закрыть кадровую катастрофу невозможно. Отрасль всегда будет искать сотрудников. Каждый продолжит это делать по-своему – кто-то набирать "с улицы", кто-то – в тесном сотрудничестве с вузами и колледжами.

К слову об образовании. В конце апреля легендарная "Корабелка" праздновала 90-летие со дня основания. И наша редакция еще до злосчастного коронавируса беседовала с конструкторскими бюро и судостроительными заводами о том, каким они хотят видеть будущего выпускника нашей ведущей кузницы кадров. 

Если быть точнее, то какими первичными навыками должен обладать выпускник "Корабелки", что должен уметь и знать, чтобы КБ и заводы готовы были его взять в свои ряды. Познакомим читателей с тем, что сначала задумывалось как пожелания будущим специалистам и "Корабелке" в качестве напутствия, а получилось, как большой вопрос – почему так? Чтобы избежать пересказа и возможных неправильных трактовок, показываем присланные ответы. 

Артем Стропилов, генеральный директор КБ "Наутик Рус":

У выпускников СПбМТУ желателен высокий средний балл – около 4-5. Хотя, конечно, главное – это все-таки стремление к работе. Очень важно наличие английского языка со знанием технических терминов, сейчас многая документация выполняется в двуязычном варианте.

Желательно прохождение практики на верфях в качестве рабочего. Например, работать днем, а учиться вечером. Это что-то вроде вечернего обучения в течение полугода, в начале изучения технических предметов на втором-третьем курсе. Так и обучаемому будет легче овладеть материалом, и преподавателю давать знания. Да и денег можно подзаработать.

Выпускникам необходимо знание AutroCad'а и программ 3D-моделирования. Также необходимо, чтобы студентов учили именно тому, что они будут делать. Например, выполнить 3D-модель, чертеж и спецификацию. И не так, как это делали 25 лет назад, а так, как это делается сейчас. Хотелось бы, чтобы выпускники имели практику на тех же верфях на последних курсах обучения уже в качестве инженеров или писали диплом непосредственно в КБ с выполнением какой-то практической работы.


Все это повысит уровень подготовки и понимания процессов работы. Соответственно работник сможет лучше показать себя на новом месте, быстрее вольется в коллектив, а КБ придется терять меньше времени на обучение новых сотрудников.

Петр Ежов, генеральный директор КБ "Си Тех":

К сожалению, разрушенная система подготовки и распределения специалистов не дает возможности оценить современный уровень выпускников ЛКИ. Однако, например, работающий с "Си Тех" один из "могикан", выпускник еще советской школы, — до сих пор удивляет глубиной подготовки по гидродинамике и прочности.

Благодаря распределению, в советские годы в ЦКБ по СПК, где я трудился, были инженеры, выпустившиеся из:
- авиационных вузов (МАИ, КАИ, ХАИ);
- корабельных (ЛКИ, ГПИ, ГИИВТ);
- общих —  ГГУ, МВТУ им. Баумана.
 

На первое место по уровню подготовки, фундаментальности инженерных знаний, системности мышления, я бы поставил выпускников "Бауманки" и авиационных вузов, на второе — ЛКИ, на третье — Горьковский политех и Водный институт. Думаю, что и сегодня подобное сравнение имеет место быть.

И нам очень не хватает выпускников ЛКИ в особенности с подготовкой в области гидроаэродинамики.

Олег Мартенс, глава КБ "Адомат":

Какими хотели бы мы видеть выпускников "Корабелки"?

Людьми увлеченными, которые никогда не пожалеют о выборе своей профессии. И чтобы каждый из них мечтал спроектировать и построить "свой" корабль. 

Игорь Пономарев, генеральный директор "Северной верфи":

"Северная верфь" заинтересована в приеме на работу выпускников "Корабелки". Поэтому мы поддерживаем связи с этим уважаемым университетом, встречаемся со студентами, принимаем их у себя на верфи, показываем им производство, рассказываем об их будущей профессии, о направлениях работы. В нескольких заводских подразделениях у нас работают молодые специалисты, недавно окончившие Морской технический университет. Они органично вписались в коллектив, быстро адаптировались.

Нам важно, чтобы у выпускника было желание реализовать знания, учиться новому, постоянно развиваться в профессии. Важно, чтобы у человека "горели" глаза, было желание стать достойным продолжателем традиций отечественного кораблестроения. Тогда он не только не растеряет теоретический багаж, полученный в университете, но и сможет его обогатить и приумножить за счет интенсивной практики.

Владимир Майзус, директор Онежского ССЗ:

Самое главное – привить выпускнику вуза интерес к тому делу, которое он избрал в качестве своей профессии. Конструктору должно быть интересно проектировать суда. В моем представлении, специалист должен получать удовольствие от работы. Строительство судов – это не рутина, не обязательство, а творчество. Именно такое отношение к делу гарантирует результат. Сегодня будущему выпускнику надо знать основы цифровых технологий, которые внедряются на заводах. Вместе с этим, хотелось бы, чтобы выпускник освоил основы судостроения, которые дают в СПбГМТУ. А остальное все достигается в практике!

Санкт-Петербургский государственный морской технический университет по праву считается одним из самых престижных технических вузов страны. Неоценим вклад вуза в развитие и повышение качества морского инженерного образования. Профессионализм, энтузиазм и новаторство талантливых и увлеченных преподавателей и ученых этого вуза – залог успешного развития российской судостроительной отрасли.
 

Владимир Майзус, директор Онежского ССЗ / Корабел.ру


Кропотливая и ответственная работа по строительству судов невозможна без квалифицированных специалистов, разработки новых проектов, развития научной мысли. Сотрудничество с одним из самых интересных и быстроразвивающихся вузов России очень важно для нашего предприятия. Мы всегда рады принимать специалистов, подготовленных этим университетом. Уверен, что фундаментальные академические знания в области судостроения, которые дает своим выпускникам СПбГМТУ, найдут достойное применение на практике.


Александр Бузаков, генеральный директор "Адмиралтейских верфей", выпускник Ленинградского кораблестроительного института:

Я окончил Ленинградский кораблестроительный институт 40 лет назад по специальности "Судовые силовые установки". До сих пор с теплотой и благодарностью вспоминаю годы учебы, проведенные в стенах института.

"Корабелка" была и остается ведущей школой по подготовке судостроительных кадров в стране. Во все времена Санкт-Петербургский государственный морской технический университет готовил квалифицированных специалистов высокого уровня. Трудно переоценить вклад выпускников ЛКИ-СПбГМТУ в создание и развитие отечественного флота. Хочется надеяться, что университет сохранит свои добрые традиции, будет идти в ногу со временем и поддерживать статус ведущего вуза страны в области судостроения.
 

Церемония спуска на воду корабля "Иван Папанин" / Корабел.ру


От выпускников мы, в первую очередь, ожидаем понимания специфики отрасли и желания развиваться и совершенствоваться в своей профессии. "Адмиралтейские верфи" заинтересованы в высококвалифицированных инженерных кадрах. Поэтому высокая мотивация, ориентированность на результат, постоянное профессиональное обучение и развитие – ключевые качества, которые мы хотим видеть в кандидатах.

Геннадий Егоров, генеральный директор "МИБ-СПб":

Сегодня наша отрасль остро чувствует нехватку кадров.

Роль России в мировом судостроении? Почему построенные в России суда дороже, чем иностранные? Почему в России суда строятся дольше, чем на иностранных верфях? Как увеличить объем гражданского судостроения на российских верфях? Как на российских судах перевозить больше российских же грузов? Эти проблемы далеко не новы.

Достаточно вспомнить серию публикаций и законопроектов начала ХХ века, подготовленных выдающимся инженером К.А. Теннисоном:
- "Проект мер поощрения русского торгового мореходства в связи с развитием отечественного судостроения и металлургической промышленности", 1902 год;
- "Закон 21 мая 1912 года о мерах к поощрению отечественного судостроения";
- статья в журнале "Русское судоходство" "Война и русское судоходство", 1916 год и др.

Так вот еще тогда среди мер поощрения, первыми назывались задачи по повышению уровня технического и инженерного образования, преодолению его теоретичности и обеспечению практической подготовки будущих инженеров.

Поэтому инженерные специальности всегда были востребованы на рынке труда, а инженеры-корабелы – в особенности.
 

Геннадий Егоров / Корабел.ру



Окружающий мир меняется. Резко усилилась международная кооперация – вполне нормальным считается, что в Норвегии общаются с заказчиком, подписывают контракт и делают концептуальный проект (Concept Design), а в Хорватии, Польше, Турции или Китае – классификационный проект (Class Design). Современные коммуникации и связь позволяют иметь в качестве офиса как бы весь мир – был бы интернет, единый формат передачи данных и специалист с ноутбуком. Надо соответствовать этому новому миру.

Сегодня, усвоив в стенах "альма-матер" базовые общие навыки (компьютерная грамотность, основы программирования, английский язык, фундаментальные науки) и навыки нашей специальности (основы теории корабля, проектирования, технологии судостроения, СЭУ, машин, механизмов и устройств, специализированные программные комплексы), помноженные на практику в соответствующих организациях, молодой выпускник "Корабелки" может работать проектантом в КБ, научным сотрудником в НИИ, судостроителем на ССЗ и СРЗ, сюрвейером в портах, инспектором в классификационных обществах, суперинтендантом в судоходных компаниях и т.п.

Хочу пожелать студентам сделать правильный выбор, который будет интересен вам самим – это самое главное для гармоничного и системного развития. А компания, видя ваши старания и интерес к развитию, приложит максимум усилий, чтобы сделать из вас профессионала. Опыт и научная интуиция придут со стажем. Причем, чем раньше вы приступите к практической деятельности, тем это быстрее произойдет.

И еще, не забывайте, что создание новой техники – это коллективный труд, часто очень напряженный. Учитесь слышать других, сдерживать свои эмоции, видеть главное. И быть нацеленным на результат. Тогда точно все получится.


Илья Вайсман, заместитель генерального директора ОАО "Пелла":

Мы хотим, чтобы студенты приходили на наше предприятие на практику на старших курсах и обязательно писали курсовые и дипломные работы по актуальным для нас направлениям. В ходе этих производственных практик мы познакомимся поближе, поймем, кто подходит к нам по компетенциям и по отношению к судостроению как своей профессии. Ведь сначала ребята получают знания в аудиториях вуза и только затем сталкиваются с реальной работой. Шанс остаться на заводе будет у каждого. Кроме того, мы готовы помогать обучаться и получать опыт не только на территории России, но и за рубежом, в нашей дочерней компании Pella Sietas, в городе Гамбург.

Верфи нужны такие ценные кадры, как будущие руководители работ монтажников и сборщиков судов, грамотные управленцы во всех сферах подготовки производства и постройки судов. Очень важно, чтобы специалист умел работать в условиях постоянных изменений на современном производстве. Цифровизация сейчас просто необходима. Нельзя упустить ни одного изменения, которые вносит заказчик, проектант или поставщик комплектующих изделий, а их бывает немало. Мы заинтересованы в том, чтобы наиболее подготовленные ребята умели быстро принимать верные решения и фиксировать их, знали свою работу и любили ее.

Прочитав пожелания, делаем вывод, что сегодня КБ и верфи зачастую ищут просто заинтересованных, с "огоньком в глазах" выпускников. Да и все вышеперечисленные пожелания нельзя назвать неверными, неправильными или какими-то неточными. У каждого – свой рецепт успеха, каждый отталкивается от собственного опыта.

Однако у нас появились сопутствующие мысли не о том, что сказано, а о том, чего не коснулись. Есть целый ряд неназванных навыков, которые, по нашему мнению, тоже важны и заслуживают внимания от верфей и КБ.

К сожалению, далеко не у всех будущих работодателей английский язык стоит в приоритете, равно как и то, чтобы выпускники были носителями инноваций и новых технологий, которые можно внедрять и использовать в работе. А ведь английский язык издавна считается важным во многих сферах промышленности, на нем выпускается документация, новые международные правила, на нем публикуются различные технические статьи, посвященные новым технологиям. Эти публикации могут расширить кругозор и повысить квалификацию специалистов.
 

Фото: "СПбГМТУ"


Также странно, что от будущих выпускников не ждут, что они будут инициативны, что будут носителями новых свежих идей, новых методов в работе, которые могут увеличить производительность компаний или изменить подход к работе в целом. Безусловно, это не лежит на поверхности, но от этого не становится менее важным. Искры в глазах, без всяких сомнений, важны, но кого действительно выбрали бы компании – простого исполнителя, которому нравится и интересно работать, или идейного специалиста, несущего свежие взгляды на рабочие процессы, на всю отрасль? Ведь у второго по умолчанию будет стоять в "параметрах" галочка на "огонек в глазах". 

Не упомянуто в пожеланиях и знание правильных подходов к организации труда. Собственно, главное, чтобы читать и писать умели, а дальше компании готовы сами обучать.

Коллеги, отсюда возникают вопросы. Руководителям компаний жаловаться не на кого, они получают "тех, кого запрашивают". Откуда преподавателям, которые, как правило, далеки от реальной промышленности, знать, что надо для отрасли? Сможет ли такой подход помочь российскому судостроению войти на мировой рынок?

В конце февраля или самом начале марта позвонил мне старинный приятель с просьбой поспособствовать его троюродному племяннику (то есть десятая вода на киселе) устроиться на практику в "Алмаз". Практика после 4-го курса СПбГМТУ ("Корабелка"). Ни по какой специальности, ни на какой из "Алмазов" (ЦМКБ, СФ или МЗ) - уточнить он не смог, и поэтому я предложил его протеже подъехать ко мне и разъяснить тонкости. Парень приехал. Задаю ему вопрос: "Тебе практика нужна или отзыв о прохождении практики?" Отвечает - практика. Что за специальность? Такая-то. Понятно, в ЦМКБ, так как будущий проектант. Как учишься? Хорошо, не отличник, но в основном пятерки. Языки знаешь? Английский свободно, в том числе и технический. В общем, речь связная, взгляд ясный. Нормальный паренек.

Но на следующий вопрос: "Почему именно в ЦМКБ?" получил обескураживающий ответ: мол, не хочу заниматься военным кораблестроением. Интереснее гражданские суда, особенно пассажирские. Так, думаю, интересно, а что он вообще о наших КБ знает? "Какие знаешь конструкторские бюро?" Ответ: "Рубин", "Алмаз"... Дальше тишина. Я начинаю подсказывать: "Малахит" слышал? Да. А еще? Не знаю. Я начинаю перечислять - "Северное ПКБ", "Айсберг", "Балтсудопроект", "Восток", "Петробалт", "МИБ-СПб", "Адомат", "Агат", "Нептун", "Наутик Рус"... С каждым новым для него названием глаза у парня становились все больше и больше, поэтому выяснять у него, чем, по его мнению, занимается то или иное КБ, смысла не имело. В общем, мы договорились с ним, что он пойдет познакомится с другим КБ, не ЦМКБ. Сходил, переговорил с начальником, перезвонил мне, мол, спасибо договорился. Посмотрим как пройдет практика, ведь она после весенней сессии, то есть летом.

К чему это я пишу. Для того, чтобы сообщить вам - господа руководители! Ваши будущие кадры вас и ваши деяния не знают! Не понимают, кто чем занимается, и зачатую не подозревают о вашем существовании. Согласитесь, это плохо. И не преподавателям по специальностям устранять этот пробел. Пусть они специальности научат.


Николай Ивакин, главный редактор "Корабел.ру"

"Судостроительный завод "Северная верфь", ПАО
Санкт-Петербург
+7 (812) 600-52-60
"КБ "Ситех", ООО
Нижний Новгород
+7 (831) 273-19-19
"Онежский судостроительно-судоремонтный завод", АО
Петрозаводск
+7 (921) 010-54-41, +7 (814) 2330-321
"Морское Инженерное Бюро-СПб", ООО
Санкт-Петербург
+7 (812) 233-64-03, +7 (812) 232-85-38, +7 (812) 498-09-59
"Адомат", ООО
Светлый
+7 (963) 296-34-54
"Санкт-Петербургский государственный морской технический университет", ФГБОУ Санкт-Петербург
+7(812)757-16-77
"Адмиралтейские верфи", АО Санкт-Петербург
+7 (812) 313-81-83
"Судостроительный завод Пелла", ООО Отрадное
+7 (812) 336-40-66, +7 (812) 336-40-67
"Наутик Рус", ООО Санкт-Петербург
+7 (812) 242-62-05



Комментарии   2.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
-2+
#Воскресенский Михаил Олегович
05.05.2020, 12:02
Спасибо за ваш подход к теме. Будем надеяться, что те кому адресована ваша публикация найдут механизмы взаимодействия и со студентами и с производством.
-1+
#Levdanskiy Alexander Yakovlevich
05.05.2020, 13:08
Приятно знакомиться с практическими мерами по привлечению кадров в действующие подразделения корабле-судостроительной отрасли России. Особенно, когда этим озабочены самые уважаемые руководители оных.
Но заметьте. Ни один из них ни впрямую ни обиняком не обмолвился о том, что с начала 90-х и по сей день в стороне (и без работы) от решения вполне понятных назревших проблем остались сотни ( а может и тысячи) специалистов разнообразных кораблестроительных специальностей, имеющих опыт практической работы, который сегодня, в сугубо специфических условиях (мягко выражаясь), приобрести просто невозможно, а про завтра, в связи с этим, и говорить  бессмысленно. Причина - их возраст. Как сказал не стесняясь ответственный работник кадрового департамента  одной из фирм, создающих широко рекламируемую российскую судостроительную площадку: "такова сегодня кадровая политика".
Интересно, а вышеуказанные уважаемые руководители к формированию и непоколебимому ис далее...
Свежие новости