– Действительно, в системах мониторинга контроль состояния судовых технических средств (СТС) может осуществляться на основе нескольких методов: визуального, параметрического, трибологического, но самым эффективным является вибрационный способ. РМРС
положительно относится к контролю технического состояния СТС по параметрам вибрации. Уже более 20 лет наши заключения, сделанные по итогам проводимых измерений, позволяют буксирным судам проходить классификационные освидетельствования без предъявления главных винторулевых колонок (ГВРК) в разобранном виде.
– Как часто требуется осуществлять мониторинг состояния колонок?
– РМРС устанавливает проведение мониторинга с периодичностью не менее двух раз в год, что абсолютно обоснованно. Для судов речного флота, по нашему мнению, такой контроль необходимо совершать в начале и к завершению навигации.
– "КБ Инжиниринг" занимается не только колонками?
– Мы оказываем услуги по контролю и оценке состояния как главных винторулевых колонок, так и других технических средств, и имеем свидетельства о призвании РМРС и РКО. Компания укомплектована высококлассными специалистами, в наш штат входит доктор технических наук и несколько кандидатов, имеющих огромный опыт в заявленных областях.
Нашими основными партнерами являются ООО "БМБА", АО "Роснефтефлот", ООО "Морской технический сервис", ООО "МРС-ГРУПП", ООО "СК "Дело", АО "Туапсинский морской торговый порт", ООО "УльтраМарин", ООО "Петротанкер" и другие компании.
Контролем технического состояния и диагностики в эксплуатации ГВРК мы занимаемся с начала 2000 гг. В нашем поле зрения оказались механические колонки импортного производства мощностью до 2000 кВт, установленные на буксирах, судах река-море плавания и судах вспомогательного флота. Мы работаем с колонками производства компаний из Финляндии, Германии, Дании, Голландии и Японии.
В 2010 году на основе собранного материала были подготовлены и защищены две кандидатские диссертации. По результатам защиты в "Правилах классификации и постройки морских судов" (ПКПМС) в разделе 9 "Вибрация механизмов и оборудования. Технические нормы" появилась глава 9.9, касающаяся ГВРК. В этой работе принимал участие ЦНИИМФ. Позже совместно с этим институтом были подготовлены предложения, вошедшие в приложение 35 к "Руководству по наблюдению за судами в эксплуатации".
Сегодня мы продолжаем заниматься вибродиагностикой колонок. Собрана большая база данных, касающаяся эксплуатации ГВРК различных типов. Кроме этого компания с помощью вибродиагностики осуществляет оценку технического состояния другого судового оборудования: насосов, электрических машин и т.п. Виброанализаторы, которые мы используем в работе, сертифицированы органами стандартизации РФ и ежегодно поверяются.
– Что показывают накопленные вами данные? Каковы типичные причины отказов винторулевых колонок? Можно ли их избежать или предотвратить?
– Механические ГВРК зарекомендовали себя как надежные и долговечные конструкции. Типичные причины отказов – эксплуатационные (попадание посторонних предметов, посадка на мель и т.п.) и технологические (ошибки на этапе сборки и монтажа).
– Какие колонки нужны сегодня российским судовладельцам в сегменте судов река-море плавания и буксиров? Каков потенциал этого рынка?
– По нашему мнению, наиболее востребованы комплексы с механическими ГВРК в диапазоне 30-1500 кВт как для транспортных судов (типа "река-море"), так буксиров, плавкранов и судов вспомогательного флота. Сегодня в портах эксплуатируются суда указанного типа, возраст которых превышает 30 лет.
– Отечественные производители колонок в состоянии закрыть этот сегмент? Что им для этого требуется?
– В рассматриваемом диапазоне мощностей наши машиностроители вполне могут закрыть потребности в ГВРК при соответствующем финансировании, например, в рамках государственно-частного партнёрства. К сожалению, за всё время нашей работы в этом сегменте колонок отечественные производители нам не встречались.
– А колонки Костромского судомеханического завода или компании СДК вам не попадались?
– Мы обслуживаем морские суда, находящиеся в эксплуатации. Теплоходы с отечественными ГВРК в круг нашего внимания не попадали. За информацию большое спасибо.
– К слабым сторонам российских колонок судовладельцы относят низкий уровень складских запасов расходных материалов и запчастей, отсутствие сервиса 24/7, дистанционной диагностики и обслуживания...
– Здесь всё зависит от поставленной задачи. Организовать в России сервис и ремонт вполне возможно.
– Чем вы можете помочь отечественным производителям колонок?
– Наша компания наработала большой объём рекомендаций и предложений по совершенствованию ГВРК. Мы разрабатываем расчётные методы оптимизации комплекса "ГД – валолиния – разобщительная муфта – ГВРК". К сожалению, в сегменте, в котором мы работаем, отечественных производителей колонок нет.
– Каковы особенности подбора пары "колонка – ГД"?
– Уточню, что комплекс с главной винторулевой колонкой имеет следующий вид: "ГД – валолиния – разобщительная муфта – ГВРК". Проблемы, которые здесь возникают, касаются правильного подбора ГД (высокооборотный, среднеоборотный), особенностей конструкции валолинии различных конфигураций (прямая линия, линия с карданными валами – "ломаная" валолиния), надежности конструкции разобщительной муфты и управления ею, специфических условий эксплуатации винтов ГВРК, особенно в насадках, на реках, в ледовых условиях и на мелководье.
– Насколько опасен выход колонки из строя? Сколько времени занимает сегодня ремонт ВРК в России?
– Согласно правилам Регистра, морское судно должно быть оборудовано как минимум двумя ГВРК, поэтому выход из строя одной из них не приведет к критическим последствиям. Разборка и сборка колонки занимает от двух недель до месяца. Однако отдельные
производители исполняют конструктивно ГВРК таким образом, что без докования возможно заменить неисправную колонку на резервную у причала судоремонтного завода за 3-5 суток.
Полный вариант статьи читайте в журнале WWW.KORABEL.RU 2024 №2
О винторулевых колонках:
Подписка Корабел.ру экономит ваше время Подпишитесь на ежедневную рассылку новостей и будьте в курсе всего самого важного и интересного! |
|
В Северном Ледовитом океане идет процесс ледообразования, чистыми остаются лишь два моря 21:15 , 20 Ноября 2024 / судоходство |
В Архангельске с 21 ноября пассажирские теплоходы уступят место буксирам 21:00 , 20 Ноября 2024 / судоходство |
За шесть лет мощности морских портов РФ вырастут на 200 млн тонн - Михаил Мишустин 20:45 , 20 Ноября 2024 / порты |