Пожелания личного состава надводных и подводных кораблей к современной судовой мебели.
В конце прошлого года в Северодвинске состоялась десятая, юбилейная, конференция "Судовая мебель". На ней собралось около 100 представителей ведущих российских компаний по производству судовой мебели и комплектующих.
Юбилей – хороший повод, чтобы вспомнить вкратце, как все начиналось. После распада СССР производство судовой мебели, как и многого другого, пришлось налаживать заново, потому что Ужгородский механический завод, поставлявший мебель на флот, стал заграничным. Для обмена информацией между российскими проектантами, изготовителями и поставщиками руководители отдела проектирования судовой мебели НИПТБ "Онега" О. Андросенко и Л. Александрова в 1998 году предложили собрать всех на конференцию, пообщаться очно.
Сегодня, спустя 20 лет, это уже традиционная, серьезная конференция, в которой участвуют не только те, кто желает выступить перед профессиональным сообществом, но и те, кто просто хочет быть в курсе последних тенденций в мире создания современной судовой мебели. На ней всегда присутствуют специалисты всех профильных КБ и заводов России. Общение в кулуарах здесь не менее ценно, чем доклады. И главная задача конференции – обмен свежей информацией – выполняется всегда на отлично! Среди постоянных участников можно выделить следующие организации и предприятия: Минобороны РФ, НИИ кораблестроения и вооружения ВМФ ВУНЦ ВМФ ВМА, "Звездочка", "Севмаш", "Адмиралтейские верфи", "Северная верфь", "Завод слоистых пластиков", ЦКБ МТ "Рубин", ЦМКБ "Алмаз", СПМБМ "Малахит", "Норд-Пульс", "Лабромед", "Фанерный завод "Власть труда", Центр судовой мебели "РАПС", "Флагман", "Питерра", "Треартекс".
А теперь вернемся к нынешнему форуму. Организаторы постарались, внеся очень интересную и полезную изюминку – выступление командира подводной лодки и помощника командира надводного корабля первого ранга. Они озвучили следующие пожелания личного состава к современной судовой мебели:
1. Решить вопрос с размещением на подводных лодках нормативно-технической документации. В связи с усложнением матчасти объем документов на борту сильно вырос, а объема для их хранения нет. По словам командира подводной лодки, "некоторые даже готовы сидеть на ящиках, на которых будет лежать мягкая подушка, без спинок, без ничего, но главное – чтобы был ящик, в который можно положить документацию".
2. Найти возможность увеличить объемы шкафов для хранения одежды подводников. В четырехместных каютах дизельных подлодок места для верхней одежды очень мало. У атомоходчиков другая проблема: шкаф для одежды один, для корректного выполнения инструкций по ядерной безопасности этого недостаточно.
3. Разработать подъемные столики для записей к креслам командира и оператора, подобные тем, которые используются в современных студенческих аудиториях. Операторы сидят за пультами, и им необходимо вести журналы. На рабочей поверхности писать неудобно – там система управления. Подвижные приспособления для письма могли бы решить эту проблему.
Все два дня конференции проходило тайное голосование за лучший доклад. Большинство голосов получил командир подводной лодки и ему был вручен памятный сувенир – светильник с гравировкой "Судовая мебель".
Какие еще доклады стоит отметить? Например, доклад НИПТБ "Онега" и "Завода слоистых пластиков "Слопласт" о совместной научно-исследовательской работе. Разработанный ими материал "Слопласт СВ" представляет собой облицованную декоративным бумажно-слоистым пластиком композитную панель. Область ее применения – изготовление судовой мебели, стен, дверей, полов (в том числе греющих), зашивок санитарно-технических зон. Преимущества полученной панели – легкость, трудногорючесть, высокое удельное сопротивление выдергиванию шурупа. Последнее свойство позволяет монтировать панель по упрощенной схеме: использовать крепежный материал без закладных. Все опытные образцы изделий мебели из "Слопласта СВ" успешно прошли испытания на статические, динамические воздействия и качку. В рамках этой же совместной НИР специалистами НИПТБ "Онега" была разработана КД на судовую дверь из «Слопласта СВ» и конструкцию огнезащитной роликовой шторы. Опытные образцы изделий успешно прошли огневые испытания и подтвердили свое соответствие классу В-15.
Внимания заслуживает и доклад КБ МТ "Рубин" и ООО "Аэро Стайл", которые представили совместно разработанные кресло командира (опытный образец стоял в зале конференции) и кресло оператора. Кресла созданы для замены устаревшей модели кресла универсального, которое поставлялось на флот еще в 70-х годах прошлого века. Новое кресло небольшое (подходящее для условий высокой затесненности боевого корабля) и при этом – эргономичное (имеет несколько регулируемых положений спинки и подлокотников). Кроме того, после многочисленных проработок, подтвержденных математическими расчетами, для этого кресла конструкторами была создана новая система защиты человека от ударных воздействий. При проектировании предпочтение было отдано материалам и комплектующим отечественного производства. Межведомственные испытания (МВИ) кресла прошли успешно, решение о присвоении РКД литеры О1 с рекомендацией о применении кресел в служебных помещениях заказов ВМФ утверждено в июле 2018 г. На созданной и испытанной базе кресел в будущем можно создавать новые исполнения с различными вариациями конструкции, функциональных возможностей, эргономики и материалов по желанию заказчика.
Представитель Средне-Невского судостроительного завода рассказал в своем выступлении о новой разработке – водогазонепроницаемой огнестойкой судовой двери из полимерных композиционных материалов. Использование полимеров в конструкции двери позволило создать изделие, имеющее конкурентное преимущество по сравнению с аналогами: это дверь на 10 с лишним кг легче стандартной металлической, что делает целесообразным ее применение на высокоскоростных судах. С учетом общего количества дверей, используемых на судах, снижение веса получается значительным и позволяет повысить мореходные качества, снизить нагрузку на силовую установку, снизить стоимость эксплуатации. Заявленные преимущества материала были обеспечены с учетом всех технических требований, предъявляемым к механизму задраивания и контура уплотнения. Были найдены решения, обеспечивающие монолитное исполнение двери и петель, надежное соединение деталей механизма задраивания с композитным полотном и противопожарную защиту конструкции.
Генеральный директор компании "Треартекс", одного из поставщиков негорючих тканей на флот, рассказала о продолжении работ над отечественным огнеблокирующим материалом "Иннотекс". Материал защищает от огня и высоких температур и предназначен для использования в качестве прокладочного огнеблокирующего слоя в мягких элементах мебели, а также для изоляции стен, потолков и трубопроводов в качестве теплозвукоизоляционного материала. Он используется в трудновоспламеняемом матрасе совместной разработки "Треартекс" и НИПТБ "Онега". В состав матраса входят: ППУ, огнеблокирующий нетканый материал "Иннотекс", трудновоспламеняемый несъемный чехол из мембранной, водонепроницаемой, паропроницаемой ткани и съемный декоративный чехол, также из трудновоспламенямой ткани. Работа над изделием проведена большая: подбор, испытание всех компонентов, испытания изделия в целом заняли не один год, в данный момент получены все разрешительные документы и матрас находится в стадии постановки на производство.
Обратило на себя внимание выступление начальника производства судовой мебели ЦС "Звездочка" Воробьева В.М. Он как изготовитель с большим опытом посетовал на то, что работа в рамках 223 ФЗ делает невозможной получение подробной информации о поставщике заранее, до проведения процедуры закупки: "Прописанные цели этого закона – развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки. По закону в процессе торгов заказчик не имеет права потребовать у исполнителя ни разрешения НИИ К и В, ни ТУ, по которым выпущен материал – все эти конкретные производственные вопросы трактуются как ограничение свободной конкуренции. В результате на рынке появляются шарлатаны и это может плохо закончиться. Поэтому предлагаю всем совместно с ОСК разработать перечень добросовестных поставщиков, про которых точно известно, что их материалы прошли все положенные испытания и имеют разрешительные документы".
Обращение Валерия Михайловича было услышано, в решение конференции внесен пункт: "Подготовить обращение в АО "ОСК" для выработки оптимальной процедуры закупки комплектующих и материалов". В 2019 году ОСК проведет соответствующие аудиторские проверки предприятий.
К сожалению, формат статьи не позволяет рассказать обо всем интересном, что обсуждалось на минувшей конференции. Впрочем, все самое важное так или иначе в скором будущем найдет отражение в новых изделиях судовой мебели.
Юбилей – хороший повод, чтобы вспомнить вкратце, как все начиналось. После распада СССР производство судовой мебели, как и многого другого, пришлось налаживать заново, потому что Ужгородский механический завод, поставлявший мебель на флот, стал заграничным. Для обмена информацией между российскими проектантами, изготовителями и поставщиками руководители отдела проектирования судовой мебели НИПТБ "Онега" О. Андросенко и Л. Александрова в 1998 году предложили собрать всех на конференцию, пообщаться очно.
Конференция "Судовая мебель 2018" / "Онега", НИПТБ |
Сегодня, спустя 20 лет, это уже традиционная, серьезная конференция, в которой участвуют не только те, кто желает выступить перед профессиональным сообществом, но и те, кто просто хочет быть в курсе последних тенденций в мире создания современной судовой мебели. На ней всегда присутствуют специалисты всех профильных КБ и заводов России. Общение в кулуарах здесь не менее ценно, чем доклады. И главная задача конференции – обмен свежей информацией – выполняется всегда на отлично! Среди постоянных участников можно выделить следующие организации и предприятия: Минобороны РФ, НИИ кораблестроения и вооружения ВМФ ВУНЦ ВМФ ВМА, "Звездочка", "Севмаш", "Адмиралтейские верфи", "Северная верфь", "Завод слоистых пластиков", ЦКБ МТ "Рубин", ЦМКБ "Алмаз", СПМБМ "Малахит", "Норд-Пульс", "Лабромед", "Фанерный завод "Власть труда", Центр судовой мебели "РАПС", "Флагман", "Питерра", "Треартекс".
А теперь вернемся к нынешнему форуму. Организаторы постарались, внеся очень интересную и полезную изюминку – выступление командира подводной лодки и помощника командира надводного корабля первого ранга. Они озвучили следующие пожелания личного состава к современной судовой мебели:
1. Решить вопрос с размещением на подводных лодках нормативно-технической документации. В связи с усложнением матчасти объем документов на борту сильно вырос, а объема для их хранения нет. По словам командира подводной лодки, "некоторые даже готовы сидеть на ящиках, на которых будет лежать мягкая подушка, без спинок, без ничего, но главное – чтобы был ящик, в который можно положить документацию".
2. Найти возможность увеличить объемы шкафов для хранения одежды подводников. В четырехместных каютах дизельных подлодок места для верхней одежды очень мало. У атомоходчиков другая проблема: шкаф для одежды один, для корректного выполнения инструкций по ядерной безопасности этого недостаточно.
3. Разработать подъемные столики для записей к креслам командира и оператора, подобные тем, которые используются в современных студенческих аудиториях. Операторы сидят за пультами, и им необходимо вести журналы. На рабочей поверхности писать неудобно – там система управления. Подвижные приспособления для письма могли бы решить эту проблему.
Конференция "Судовая мебель 2018" / "Онега", НИПТБ |
Все два дня конференции проходило тайное голосование за лучший доклад. Большинство голосов получил командир подводной лодки и ему был вручен памятный сувенир – светильник с гравировкой "Судовая мебель".
Какие еще доклады стоит отметить? Например, доклад НИПТБ "Онега" и "Завода слоистых пластиков "Слопласт" о совместной научно-исследовательской работе. Разработанный ими материал "Слопласт СВ" представляет собой облицованную декоративным бумажно-слоистым пластиком композитную панель. Область ее применения – изготовление судовой мебели, стен, дверей, полов (в том числе греющих), зашивок санитарно-технических зон. Преимущества полученной панели – легкость, трудногорючесть, высокое удельное сопротивление выдергиванию шурупа. Последнее свойство позволяет монтировать панель по упрощенной схеме: использовать крепежный материал без закладных. Все опытные образцы изделий мебели из "Слопласта СВ" успешно прошли испытания на статические, динамические воздействия и качку. В рамках этой же совместной НИР специалистами НИПТБ "Онега" была разработана КД на судовую дверь из «Слопласта СВ» и конструкцию огнезащитной роликовой шторы. Опытные образцы изделий успешно прошли огневые испытания и подтвердили свое соответствие классу В-15.
Конференция "Судовая мебель 2018" / "Онега", НИПТБ |
Внимания заслуживает и доклад КБ МТ "Рубин" и ООО "Аэро Стайл", которые представили совместно разработанные кресло командира (опытный образец стоял в зале конференции) и кресло оператора. Кресла созданы для замены устаревшей модели кресла универсального, которое поставлялось на флот еще в 70-х годах прошлого века. Новое кресло небольшое (подходящее для условий высокой затесненности боевого корабля) и при этом – эргономичное (имеет несколько регулируемых положений спинки и подлокотников). Кроме того, после многочисленных проработок, подтвержденных математическими расчетами, для этого кресла конструкторами была создана новая система защиты человека от ударных воздействий. При проектировании предпочтение было отдано материалам и комплектующим отечественного производства. Межведомственные испытания (МВИ) кресла прошли успешно, решение о присвоении РКД литеры О1 с рекомендацией о применении кресел в служебных помещениях заказов ВМФ утверждено в июле 2018 г. На созданной и испытанной базе кресел в будущем можно создавать новые исполнения с различными вариациями конструкции, функциональных возможностей, эргономики и материалов по желанию заказчика.
Конференция "Судовая мебель 2018" / "Онега", НИПТБ |
Представитель Средне-Невского судостроительного завода рассказал в своем выступлении о новой разработке – водогазонепроницаемой огнестойкой судовой двери из полимерных композиционных материалов. Использование полимеров в конструкции двери позволило создать изделие, имеющее конкурентное преимущество по сравнению с аналогами: это дверь на 10 с лишним кг легче стандартной металлической, что делает целесообразным ее применение на высокоскоростных судах. С учетом общего количества дверей, используемых на судах, снижение веса получается значительным и позволяет повысить мореходные качества, снизить нагрузку на силовую установку, снизить стоимость эксплуатации. Заявленные преимущества материала были обеспечены с учетом всех технических требований, предъявляемым к механизму задраивания и контура уплотнения. Были найдены решения, обеспечивающие монолитное исполнение двери и петель, надежное соединение деталей механизма задраивания с композитным полотном и противопожарную защиту конструкции.
Генеральный директор компании "Треартекс", одного из поставщиков негорючих тканей на флот, рассказала о продолжении работ над отечественным огнеблокирующим материалом "Иннотекс". Материал защищает от огня и высоких температур и предназначен для использования в качестве прокладочного огнеблокирующего слоя в мягких элементах мебели, а также для изоляции стен, потолков и трубопроводов в качестве теплозвукоизоляционного материала. Он используется в трудновоспламеняемом матрасе совместной разработки "Треартекс" и НИПТБ "Онега". В состав матраса входят: ППУ, огнеблокирующий нетканый материал "Иннотекс", трудновоспламеняемый несъемный чехол из мембранной, водонепроницаемой, паропроницаемой ткани и съемный декоративный чехол, также из трудновоспламенямой ткани. Работа над изделием проведена большая: подбор, испытание всех компонентов, испытания изделия в целом заняли не один год, в данный момент получены все разрешительные документы и матрас находится в стадии постановки на производство.
Обратило на себя внимание выступление начальника производства судовой мебели ЦС "Звездочка" Воробьева В.М. Он как изготовитель с большим опытом посетовал на то, что работа в рамках 223 ФЗ делает невозможной получение подробной информации о поставщике заранее, до проведения процедуры закупки: "Прописанные цели этого закона – развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки. По закону в процессе торгов заказчик не имеет права потребовать у исполнителя ни разрешения НИИ К и В, ни ТУ, по которым выпущен материал – все эти конкретные производственные вопросы трактуются как ограничение свободной конкуренции. В результате на рынке появляются шарлатаны и это может плохо закончиться. Поэтому предлагаю всем совместно с ОСК разработать перечень добросовестных поставщиков, про которых точно известно, что их материалы прошли все положенные испытания и имеют разрешительные документы".
Конференция "Судовая мебель 2018" / "Онега", НИПТБ |
Обращение Валерия Михайловича было услышано, в решение конференции внесен пункт: "Подготовить обращение в АО "ОСК" для выработки оптимальной процедуры закупки комплектующих и материалов". В 2019 году ОСК проведет соответствующие аудиторские проверки предприятий.
К сожалению, формат статьи не позволяет рассказать обо всем интересном, что обсуждалось на минувшей конференции. Впрочем, все самое важное так или иначе в скором будущем найдет отражение в новых изделиях судовой мебели.